Аттестация рабочих мест в строительстве

Без создания работодателем на рабочих местах надлежащих условий для производства работ невозможно обеспечить безопасность труда и безопасность объекта капитального строительства.

О том, как развивается процесс приведения нормативной базы членов СРО НП «Строители Ленинградской области» в области безопасности труда на рабочих местах в соответствие требованиям законодательства РФ, рассказывает нашей газете директор Партнерства Владимир Кобзаренко.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализация одной из основных целей саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве является предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО.
Безопасность объекта капитального строительства, заложенная проектом строительства объекта, обеспечивается использованием безопасных строительных материалов и изделий, соблюдением технологии строительства, контролем качества и обеспечением безопасности работ в ходе строительства. Без создания работодателем на рабочих местах надлежащих условий для производства работ невозможно обеспечить безопасность труда и безопасность объекта капитального строительства.
Абсолютное большинство членов СРО НП «Строители Ленинградской области» (далее – Партнерство) имеют организованную систему мероприятий обеспечения безопасности труда на рабочих местах. При этом следует отметить: часть членов Партнерства испытывали сложности с организацией и обеспечением мероприятий охраны труда. В настоящий период времени в Партнерстве продолжается процесс приведения нормативной базы отдельных членов Партнерства в области безопасности труда на рабочих местах в соответствие требованиям законодательства РФ. При этом некоторые члены Партнерства не имеют (на момент проведения проверки) аттестации рабочих мест.
Следует напомнить о том, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает оценку условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и проведения мероприятий, направленных на их приведение в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Порядок аттестации

Обязанности по проведению аттестации возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). С 1 сентября 2011 года действует новый Порядок аттестации рабочих мест (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н). Прежний порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569, утратил силу.
Как и ранее, требования, связанные с обязательным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, распространяются на работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п. 1, 4 Порядка).
В документе закреплено, что аттестацию рабочих мест проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации на основании договора гражданско-правового характера.
Аттестующая организация – это юридическое лицо, аккредитованное в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда. При этом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация, аттестующая организация должна быть независимым лицом.
Как и прежде, при проведении аттестации оцениваются (п.13 Порядка): соответствие условий труда гигиеническим нормам; травмоопасность рабочих мест; обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты; условия труда на рабочих местах в комплексе.
Кроме того, документ регламентирует особенности аттестации отдельных видов рабочих мест, в частности, аналогичных рабочих мест и территориально меняющихся рабочих зон (нестационарных рабочих мест). Аналогичными являются такие рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
– профессии или должности одного наименования;
– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы;
– использование однотипного производственного оборудования и сырья;
– работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– одинаковое расположение объектов на рабочем месте;
– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Так, оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не являющегося аналогичным, проверяются 100% рабочих мест (п. 40 Порядка).
При аттестации нестационарных рабочих мест предварительно определяются, а затем оцениваются типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Время выполнения каждой операции определяется путем опроса работников и их руководителей.
Периодичность проведения аттестации осталась прежней – не реже 1 раза в 5 лет и устанавливается работодателем для каждого рабочего места. При этом отсчет производится от даты завершения предыдущей аттестации. А датой начала очередной аттестации считается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Предельный срок для начала проведения аттестации вновь созданных рабочих мест установлен не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка).

Состав аттестационной комиссии

Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия. Состав аттестационной комиссии, председатель аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя (п. 10, 11 Порядка).
В состав аттестационной комиссии входят:
– представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, медицинский работник);
– специалист по охране труда;
– представители профсоюза или иного представительного органа работников;
– представители аттестующей организации.
Для работодателей, являющихся субъектами малого или среднего бизнеса, в состав аттестационной комиссии включаются:
– работодатель (его представитель);
– представители аттестующей организации;
– представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии);
– специалист по охране труда, исполняющий свои обязанности по трудовому или гражданско-правовому договору с работодателем.
Результаты аттестации оформляются аттестующей организацией в виде отчета. Аттестационная комиссия в течение 10 календарных дней от даты поступления отчета рассматривает его, а затем передает работодателю вместе с итоговым протоколом. Работодатель в течение 10 рабочих дней от даты поступления протокола и отчета подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета.
Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 году обеспечиваются за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Основание: подпункт «а», пункта 2 «Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2011 № 101н).
Возмещение соответствующих расходов осуществляется путем уменьшения суммы взносов, подлежащих перечислению в ФСС России в текущем календарном году, с учетом 20%-го ограничения, установленного п. 3 вышеупомянутых Правил.
За непроведение аттестации рабочих мест предусмотрено привлечение работодателя к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП РФ) «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»:
– наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
– либо применение к работодателю наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Кстати
В октябре текущего года Партнерством планируется провести для своих членов семинар, на котором будут рассмотрены вопросы обеспечения аттестации рабочих мест в соответствии с требованиями законодательства РФ.
рубрика: НП «Строители ЛО»
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.