«Парковые» зоны

Одной из ключевых задач в формировании промышленного потенциала является создание и развитие индустриальных зон, отвечающих требованиям современных производств. Они дают возможность развивать приоритетные для того или иного региона отрасли, привлекать инновационные технологии и процессы, модернизировать промышленный комплекс, сделать его конкурентоспособным.

8 сентября в рамках Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate состоялась панельная дискуссия «Комплексное развитие промышленных зон». Организаторами мероприятия выступили  Гильдия управляющих и девелоперов, ГК «Бекар» и газета «Строительный Еженедельник. Ленинградская область».

Перевод как искусство

Открыл дискуссию модератор мероприятия Илья Андреев,  управляющий директор NAI Becar, продемонстрировав проект успешного развития промышленной зоны, которая располагается в США, штат Пенсильвания, город Морисвиль. В прошлом огромная индустриальная территория, площадью порядка 1 тыс. га, с расположенными на ней угольными шахтами и предприятиями по выплавке стали. «Эта территория имела много собственников, считалась депрессивной, ее отличал целый комплекс проблем, присущих старым производствам. В определенный момент, при участии администрации штата, при привлечении специалистов компании NAI Becar, был разработан проект полного редевелопмента данной зоны с сохранением его производственного назначения, но и с целью создания современной среды для производителей. С применением современных «зеленых» технологий, энергосберегающих схем, возобновляемых источников энергии и т.д. – рассказал Илья Андреев. – Основной мыслью проекта стало создание «единого окна», куда мог прийти любой инвестор, и, озвучив те производственные параметры, на которые он рассчитывает, получить земельный участок, обеспеченный всей необходимой инфраструктурой. Инвестор также освобождался от большей части действующих налогов до 2018 года. На сегодняшний день здесь располагается крупный нефтеналивной порт, производство стали, добыча угля. Были дополнительно протянуты железные дороги – территория стала важным транспортным узлом. Дополнительно создано 10 тысяч рабочих мест».
Существуют ли в Петербурге подобные программы по развитию промышленных территорий?
По словам Алексея Чичканова, председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга, к сожалению, единой схемы, по которой город справлялся бы с депрессивными промышленными территориями, нет. «Несколько попыток такого планирования делалось в 90-е годы, появилось понятие агентства развития территорий, было заключено несколько договоров на развитие территорий (Апраксина двора, Петровского острова, Обводного канала). К сожалению, к значимым результатам это не привело, – рассказал Алексей Чичканов. – Главная причина состояла в том, что агентства развития территорий не наделили практически никакими конкретными полномочиями – ни на законодательном, ни на управленческом уровне. Они лишь выступали своего рода посредниками между городом и бизнесом, организуя сбор финансовых ресурсов, но не имея полномочий принимать решения, как в отношении городских земель, так и в отношении возможности выкупа территорий у собственников. Поэтому ситуация зашла в тупик. На сегодняшний момент практически в ручном режиме территории продолжают развиваться. Чаще всего это происходит через институт признания проектов стратегическими (набережная Европы, территории концерна «Алмаз-Антей», Адмиралтейские верфи), развитие новых территорий. К сожалению, какой-то заранее понятной процедуры, или ключа к изначальному решению ряда вопросов о развитии депрессивных территорий, город пока не имеет».
По словам г-на Чичканова, такая же ситуация наблюдается в других городах. Ручное управление проектами редевелопмента, возможно, имело бы успех, если бы зависело исключительно от профессионализма тех, кто такими проектами занимается. К сожалению, проблема не только в этом. Ключевой вопрос – принудительный выкуп территорий, которые используются неэффективно. В целях защиты института собственности в России резко ограничены основания для выкупа территорий в принудительном порядке, поэтому приходится договариваться с собственниками, что всегда является проблемой. Пример «Москва-Сити», при котором город создает акционерное общество, наполняет его своими ресурсами, в том числе финансовыми, и совместно с ключевыми девелоперами утверждает программу развития, безусловно, правильный, но не всегда возможный в случае, когда таких территорий очень много.
Кстати, согласно усредненной статистике, примерно 10% территорий в европейских городах занято под промышленные производства, а в Санкт-Петербурге только в центральной части города – 40%, что делает этот вопрос очень актуальным.
На вопрос о том, есть ли совместные программы по редевелопменту промышленных зон между правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Алексей Чичканов ответил, что, к сожалению, таких программ пока нет. «Это наша общая беда. У каждого региона есть и свои собственные политические амбиции, и желание показать результат,  поэтому каждый регион не только объективно конкурирует за инвестора, но и неохотно делится ресурсами. Это препятствует выработке совместных решений, когда необходимо из плотной застройки, которая может использоваться более эффективно, переводить предприятия туда, где есть для этого достаточно места». 

Структуры содействия 

«Несмотря на то, что основная деятельность Фонда направлена на развитие жилищного строительства, второй основной нашей задачей является развитие промышленных площадок под строительство заводов по производству стройматериалов, – отметил Алексей Илясов, представитель Федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства. – К сожалению, строительная индустрия находится в плачевном состоянии, поэтому Фонд выделяет на аукционы земельные участки под развитие промышленности стройматериалов. Однако в последнее время мы стали обращать внимание на крупные промышленные территории в регионах для создания больших промышленных парков, объединенных под едиными  инфраструктурными центрами. Мы не стремимся к тому, чтобы построить много промышленных парков, мы стремимся к тому, чтобы обеспечить сбалансированность, то есть создать равновесие жилья и мест приложения труда. При вовлечении больших площадок под промышленные парки обязательно в логистической доступности вовлекаем земельные участки под жилищное строительство, тем самым повышая спрос – с одной стороны, на рабочие места, с другой стороны – на жилье, которое будет строиться для работающего персонала этих парков. Все механизмы Фонда работают в рамках 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» как для жилищного строительства, так и промышленности».
По словам Алексея Илясова, Фонд уже реализует ряд подобных проектов: «Наш пилотный проект –  промышленный парк, который полностью ориентирован на развитие промышленности стройматериалов, – реализуется в Краснодаре.  Участок площадью порядка 120 га. Проект интересен тем, что практически все промышленные предприятия Краснодара будут переводиться в эту промышленную зону». Еще один проект, который будет реализовывать Фонд, располагается в Смоленске, на участке площадью 163 га, – отметил Алексей Илясов.

Стратегия успеха

Как сделать индустриальный парк успешным, как привлечь в него резидентов?  В ответе на этот вопрос участники панельной дискуссии разошлись во мнениях. «Лучшее, что можно сделать для успешного развития индустриального парка, – это продать его до того момента, как вы начали строить, – уверен  Максим Соболев,  директор по развитию объектов недвижимости «ЮИТ Лентек». – Это единственный рецепт, который позволит и девелоперу уйти с прибылью, и резидентам индустриального парка запустить свои проекты в срок. Все остальное – это компромисс между жизнью и стремлением реализовать проект в максимально сжатые сроки. Проблем и рисков здесь много. Прежде всего, это бизнес девелопмента в области развития индустриальных парков, когда мы снимаем риски с промышленных предприятий. Вторая составляющая успеха – качественное исследование площадки под планируемое развитие. В первую очередь это относится к инженерной подготовке территории, потому что является достаточно инвестиционно емким процессом. Соответственно, если вы совершите просчеты в области инженерной подготовки территории, вы не сможете в срок, с заявленными процессами и целями, реализовать проект».
«Мне кажется очень важным не столько качественно оценить территорию и возможность ее инженерно подготовить, как определить состав продукта и его стоимость, которую вы потом будете представлять будущему резиденту, – считает Владимир Вишневский, директор департамента строительных проектов «Банк ВТБ». –  От первоначальной идеи до понимания состава продукта, то есть того, что представляет собой место в индустриальном парке, проходит достаточно много времени. У нас было время подумать. Мы, как и все, вошли в кризис, целый год занимались осмыслением, и пришли к неутешительному выводу о том, что получается достаточно дорогой продукт. И сочли, что единственно возможный выход – найти форму возможного партнерства с администрацией для того, чтобы действительно предложить на рынке конкурентоспособный продукт. Нам удалось найти механизм взаимодействия, доказать эффективность такого сотрудничества. Как нам кажется, сейчас у нас сформирован доступный по ценовому входу для промышленного предприятия продукт».

Региональные наработки

По всей России уже действуют или заявлены к реализации чуть более 200 индустриальных парков. Какие из них получат государственную поддержку, будут реализованы?  «Прежде всего, речь идет о создании крупных промышленных зон. По нашим оценкам, в России сегодня крупных готовых индустриальных парков совсем немного – порядка 10. Сейчас Ассоциация индустриальных парков проводит соответствующую классификацию промышленных зон. Крупные промышленные зону сегодня есть в Петербурге, Калужской области, Ульяновской области, Татарстане, в Липецкой области и др. Все остальные – это проекты, в основном только планируемые к реализации, либо частные индустриальные парки, которым будет достаточно тяжело конкурировать с такими крупными промышленными зонами, – утверждает Дмитрий Рябов, генеральный директор «Корпорация развития Ульяновской области». – Мы свою окупаемость считаем из налогов, которые поступают в региональный бюджет. Вся инфраструктура, которая была подведена к нашей промышленной зоне, в полном объеме финансировалась за счет бюджета. Поэтому изначально компаниям, которые рассматривают создание промзон как бизнес-проект (безусловно, это возможно, особенно на таких территориях, которые максимально приближены к Москве и Санкт-Петербургу), необходимо тщательно выбирать местоположение проекта. В регионах развитие индустриальных парков не возможно без существенной помощи регионального правительства».
«Одна из причин, по которой не во всех субъектах федерации сегодня существуют индустриальные парки, – это отсутствие квалифицированных кадров. Профессиональную команду, которая могла бы реализовывать серьезно девелоперские проекты и работать с инвестором, в регионах набрать очень сложно. Нам это удалось», – считает Дмитрий Рябов.
«Наш регион никогда не отличался сильно развитой промышленностью, – заметил Алексей Шухатович, заместитель  мэра г. Астрахань. – Тем не менее, в 2008 году Минрегионразвития признало Астрахань моногородом. Мы решили использовать статус нашего города в пользу развития промышленной составляющей. Проанализировав потребности городской и региональной экономики, сформировали собственную площадку порядка 160 га в городской черте и создали индустриальный парк смешанного типа. Площадку мы разместили таким образом, что она полностью обеспечена транспортной и инженерной инфраструктурой. Совместно с региональными властями мы добились для этой территории придания статуса комплексного развития, некоего аналога особой экономической зоны, резидентам которой предоставляются существенные налоговые льготы. Мы предоставили собственные налоговые льготы, которые идут в составе налогов, поступающих в местный бюджет. В частности, снизили плату за аренду земельных участков. Мы сформировали концепцию этого проекта, бренд и активно продвигаем его на крупных международных инвестиционных площадках. На данном этапе мы находимся в поиске якорных инвесторов, которые дадут старт развития площадке в целом. В настоящее время ведутся переговоры с одной из крупных западных компаний, которая планирует здесь строительство завода по сборке ветреных генераторов».
Конкуренция между частными и государственными индустриальными парками на сегодняшний день со стороны частных парков сильно затруднена, считает Айрат Гиззатуллин, генеральный директор технополиса «Химград». «Корпорации развития различных областей для комплексного развития территорий обладают более мощными ресурсами и полномочиями для размещения и привлечения крупных клиентов. Частные парки для них конкуренции составлять не будут. Тем не менее, сегодня то количество парков, которое заявлено к реализации, очень сильно варьируется по степени реальности, «индустриальности» и «парковости». Комплексное развитие промышленных территорий возможно не только в формате индустриальных парков, а гораздо в более широком спектре. Очевидно, что каждый из этих вариантов развития имеет свои плюсы и свои минусы. Мы считаем своим клиентом малый и средний бизнес, который получает наибольшие выгоды от размещения в индустриальных парках. Отличительная особенность нашего проекта – его отраслевая направленность, ориентация на размещение предприятий в области химии и переработки полимеров, что завязано на специализацию нашего региона. Одним из существенных условий конкуренции становится спектр услуг, который индустриальный парк может предложить своим резидентам».
«На рынке есть конкуренция, но, общаясь с представителями западных компаний, развивающих производство в России, могу отметить, что они сталкиваются с определенным парадоксом, – заметил Петер Гебхардт, генеральный директор индустриального парка «Озеры». – С одной стороны, они должны локализовать свое производство в России, но, с другой, не могут найти здесь тех поставщиков, смежников, которые могли бы им поставлять необходимые детали. Поэтому они пытаются либо подтянуть поставщиков, с которыми работают за рубежом, либо производить большую часть деталей сами. За ними тянется малый и средний бизнес, для которого размещение производства в индустриальном парке – уже знакомая форма по опыту их стран. Они понимают эту модель и перечень услуг. Мы работаем именно по этой модели – и предлагаем все необходимые услуги».
рубрика: Промышленное строительство
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.