Игорь Бойченко: «Мы смогли получить задел на перспективу»

Все более возрастает роль депутатского корпуса Законодательного собрания Ленинградской области в решении проблем дорожного хозяйства региона. Как строится эта работа сегодня, мы просили рассказать председателя постоянной комиссии областного парламента по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Игоря Бойченко.

– Депутатский корпус подходит к очередным выборам, к возможному обновлению своего состава. С чем вы приходите к этой дате? Каковы ближайшие планы?
– Действительно, 2 сентября на заседании Законодательного собрания было принято решение о том, что в Законодательное собрание Ленобласти выборы пройдут так же, как и в Госдуму, – 4 декабря этого года. Времени осталось не так много, но это не означает, что работа депутатов нынешнего созыва должна страдать и основное внимание депутаты сосредоточат на предвыборных мероприятиях в ущерб своей основной работе в областном парламенте. В этой связи замечу, что депутаты очень активно работают после летних каникул. Достаточно сказать, что постоянные комиссии начали работать в середине августа, а в сентябре проходят три пленарных заседания, в том числе внеочередное, на которых мы рассматриваем изменения в бюджет текущего года. Это вызвано, в частности, тем, что экономика области получила в качестве налогов дополнительные средства, которые возможно потратить на решение важных социальных задач. По профилю нашей комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству в корректуре бюджета предусмотрено 1,7 млрд рублей на ремонт дорог. Это деньги по тем объектам, которые должны были быть завершены в 2012 году, хотя начаты в 2011-м, поэтому необходимости в проведении новых конкурсов нет. В этом году мы добились, чтобы конкурсы на ремонт дорог были проведены весной, это позволило вовремя заключить контракты и приступить к работам, полностью используя летнее время. Мы смогли не только успешно освоить средства нынешнего года, но и получить задел на перспективу. Чтобы понять, насколько значима эта добавка для дорог Ленинградской области, поясню, что если за те средства, которые имелись в бюджете, предстояло привести в порядок 380 км дорог, то за счет дополнительных средств будет отремонтировано еще около 170 км дорог.
Эти деньги подрядчики должны были получить в 2012 году. Теперь они получат их раньше и смогут выполнить больший объем работ. На 2012 год будет корректироваться адресная программа ремонта дорог, в ней появятся новые адреса приложения сил и новые средства. Есть основания полагать, что дополнительно полученные денежные средства уже в этом году будут освоены.
В этом году федеральным бюджетом предусмотрены субсидии муниципальным образованиям, в частности районным центрам, на ремонт дорог общего пользования муниципальных образований и на ремонт внутридомовых территорий муниципальных районов. В целом освоено примерно 83% средств, выделенных на ремонт дорог общего пользования, и примерно 63% средств, выделенных на ремонт внутридомовых территорий.
В этой связи я хотел бы отметить муниципальные образования Кировска, Лодейного Поля, Подпорожья, Сланцев, Волосово, Волхова, Соснового Бора, Бокситогорска. Говоря о ремонте дворов и дворовых проездов, отмечу Бокситогорск, Сосновый Бор, Тихвин, Тосно, Волосово.
Вместе с тем есть и ряд критических замечаний в адрес киришан и лужан. Отчасти это вызвано проблемой проведения электронных торгов по выбору подрядчиков на выполнение работ. К сожалению, муниципальные образования за экраном монитора не видят конкретного исполнителя этих работ. И, конечно, это говорит о несовершенстве нашего 94-го федерального закона, определяющего процедуру проведения конкурсов. Ставилась задача исключить всякую возможность так называемого коррупционного фактора при проведении торгов, но отсутствие критериев, позволяющих отобрать те организации, которые по своей технической оснащенности, по укомплектованности инженерными кадрами, специалистами, рабочими действительно могут выполнять эти работы, приводит к тому, что появляется подрядчик, который любыми путями стремится выиграть тендер на государственные средства, а потом – куда кривая вывезет. В Госдуме принимаются меры по совершенствованию этого закона, но пока документа, который значительно усовершенствовал бы процедуру участия или отбора для участия в этих торгах подрядных организаций, нет.

– Этот вопрос поднимался неоднократно и на ваших заседаниях.
– Да, мы неоднократно обсуждали эти вопросы на заседании постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству; эти вопросы волнуют и депутатов других комиссий ЗакСа, поскольку конкурсы и торги проходят не только по строительству, но и по здравоохранению, образованию. На эту тему мы говорили на рабочих встречах с депутатами Госдумы. Мы давали свои предложения, в частности, о том, чтобы была двухэтапная система отбора этих организаций, когда на предварительном этапе организации должны прийти на конкурс, показав свои возможности для выполнения этих работ (обеспечение техникой, кадрами). И только потом среди тех, кто прошел предварительный отбор, можно было бы проводить торги. Сегодня же любой заявивший о себе может принять участие в конкурсе, ничего не имея для этого «за душой», ни одной единицы техники, только бухгалтера и директора (и часто в одном лице).
Особенность конкурсов на ремонт дорог, которые проводились в области в этом году, в том, что в лотах одновременно разыгрывались и ремонт трасс, и их содержание. Это позволяет спрашивать с организаций по полной программе. Раньше один подрядчик делал ремонт, а другому она попадала на содержание, и потом тот, кто содержал эту дорогу, кивал на того, кто ее делал, а тот, кто делал, говорил, что ее плохо содержали. Теперь такого не скажут. Контракты заключены на два года. Мы надеемся, что такой порядок себя оправдает, и тогда эту практику мы будем применять и дальше.
За счет денег на ремонт дорог дорожно-строительная организация может получить нормальную прибыль, а на нее приобрести новую технику, оборудование, которое позволит ей выполнять работы самостоятельно и в полном объеме.
В этом году звучала критика относительно того, что ДРСУ выиграли конкурсы, а для выполнения работ берут на подряд другие организации. В этом ничего противозаконного нет, но как раз за счет того, что организация получит прибыль, она сможет самостоятельно расширить объем работ. Ведь подрядчика берут там, где не хватает собственных сил или техники. По результатам этих работ мы видим, что наши районные ДРСУ (которые более управляемы и подотчетны и Комитету по строительству, и Комитету по дорожному хозяйству) окрепнут и в последующем смогут стать надежной основой для того, чтобы дороги области ремонтировались и содержались в надлежащем порядке.

– Но многим трассам требуется не только текущий ремонт, но и капитальный, а часто и реконструкция.
– Ни для кого не секрет, что нынешняя дорожная сеть области во многом сложилась в 1950-70-е годы, когда у нас был другой транспорт по грузоподъемности, была иной интенсивность движения. Естественно, сейчас они кардинально изменились. Почему у нас уже через четыре года на дороге, которая вроде бы была хорошо сделана, появляются трещины? Не потому, что сейчас плохо уложили асфальт, а потому, что основание дороги не отвечает нынешним требованиям по грузоподъемности. Поэтому если мы хотим, чтобы дорога долго служила, должна идти речь о капитальном ремонте, об изменении основания дороги: туда должны быть заложены другие материалы. В те времена шло много щебенки из известняка, а при нашей кислой почве это вело к разрушениям, просадкам и т. д. Нужно менять и толщину основания, нужно совершенствовать процессы водоотведения вдоль дорог. В нашем климате это особенно актуально. Но это другие деньги.
Сегодня для нас очень актуально приведение в порядок того, что есть, чтобы дороги были проезжими, чтобы было бесперебойное автобусное сообщение со всеми населенными пунктами, чтобы санитарная машина могла доехать без проблем до любого населенного пункта. И за те деньги, за которые можно сделать капитальный ремонт 1 км дороги, можно сделать в разы больше, приведя в порядок имеющиеся дороги. Пока мы вынуждены идти по этому пути, чтобы обеспечить более-менее нормальные условия для жителей области.
В 2007-м, когда мы пришли в ЗакС этого созыва, у нас ремонтировалось за год в лучшем случае примерно 140-160 км дорог (а бывали годы, когда и 80 км). В 2008 году мы отстояли необходимость увеличения вложений в дорожную сеть на 1 млрд рублей, и дальше у нас пошло около 4,5-5 млрд вложений, так что мы за эти годы ремонтировали по 350 км дорог. Это чуть больше, чем темпы выхода дорог из строя, поэтому есть некое опережение: больше улучшается, чем разрушается. На праздновании очередной годовщины Ленинградской области наш губернатор сказал, что начиная с 2012 года область будет закладывать на дороги уже по 7 млрд. А это значит, что мы сможем каждый год ремонтировать по 500 км. За пять лет это составит 2500 км дорог (сейчас у нас за пять лет получается примерно 1700 км) – на 800 км больше. Это другие возможности. Уже сейчас мы основные магистрали привели в удобоваримое состояние, и теперь у области появляются возможности от дорог, которые окружают Петербург, идти в глубинку, на окраины области, более настойчиво заниматься дорогами сельских муниципальных образований.

– Каких районов коснулась бюджетная прибавка в 1,7 млрд руб.?
– По сути, всех районов Ленинградской области. Ведь у нас конкурсы по дорогам касались всех дорог региона.
рубрика: Законопроект
автор: Василий Когаловский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.