Нам удалось сделать серьезный шаг в борьбе с уплотнительной застройкой

Известно, что парламентский год, как и учебный год в школах и вузах начинается 1 сентября и заканчивается летом. Политический сезон 2003-2004 годов завершился ударной работой депутатов перед парламентскими каникулами, которые продлятся до 8 сентября. Об итогах парламентского года нашему корреспонденту рассказал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов.

– Вадим Альбертович, завершились весенняя сессия и очередной политический сезон. Каковы его главные итоги?
– Это был довольно непростой сезон, основным содержанием которого можно назвать конец и начало очередных политических фаз в Петербурге и в стране в целом. Очевидно, что в этом контексте значительная нагрузка ложится на законодателей. Приходится предпринимать законодательные действия, часто изменяющие сами основы городской жизни. Я хочу напомнить, что прошлой осенью, после губернаторских выборов депутаты провели корректировку городского Устава, где прописали новые принципы формирования городского правительства. Количество чиновников уменьшилось, каждый из вице-губернаторов стал куратором нескольких комитетов, что, на мой взгляд, увеличивает ответственность самих членов правительства и усиливает контроль над действиями всех уровней исполнительной власти Петербурга.
Напомню также, что депутаты почти безоговорочно поддержали все кандидатуры вице-губернаторов, представленных Валентиной Матвиенко. Тогда мы говорили о том, что это аванс новому губернатору, сейчас, признавая, что работа некоторых членов правительства вызвала у депутатов недовольство (я имею в виду попытки выразить недоверие вице-губернаторам Виктору Лобко и Александру Вахмистрову), можно сказать, что с новым составом петербургского правительства мы сработались. По многим спорным вопросам были созданы совместные рабочие группы, и город получил несколько качественных законов, не грешащих ни псевдодемократическим популизмом, ни бюрократической однобокостью.

– Наконец принят и вступает в силу закон о предоставлении объектов недвижимости, автором которого являетесь Вы. Как, на Ваш взгляд, изменятся теперь условия работы на инвестиционно-строительном рынке Санкт-Петербурга?
– При обсуждении проекта Закона «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга», депутаты настояли на принятии одной из ключевых поправок, касающейся целевого предоставления. Парламентарии обязали застройщиков при целевом предоставлении объектов недвижимости с предварительным согласованием места размещения объекта под жилищное строительство передавать Санкт-Петербургу не менее 10 процентов жилого фонда. «Предварительное согласование» в данном случае, – это, когда потенциальный застройщик проводит изыскания в конкретном месте за свой счет, а потом обосновывает городскому правительству необходимость целевого предоставления объекта недвижимости конкретно ему. Я считаю, что это поистине революционная поправка. Фактически, то, из-за чего рабочая группа не могла прийти к соглашению в течение десяти месяцев, разрешилось. Собственно копья и ломались из-за целевого предоставления. Но мы понимаем, что совсем без «целевки» нельзя, так как есть очень крупные инвесторы, и, если мы будем подвергать их процедуре торгов, город просто может лишиться выгодных капиталовложений, а Петербург в них заинтересован исключительно. Однако гарантировать городскому бюджету прибыль от предоставления объектов недвижимости и в виде платы за предоставление, и в виде собственно недвижимости мы обязаны вне зависимости от того, насколько крупным является инвестор. Мне кажется, нам удалось сделать очень серьезный шаг в борьбе с уплотнительной застройкой: новый нормативный акт сделал процедуру предоставления объектов недвижимости более открытой и соответствующей тем целям, которые преследует Петербург, планируя развиваться как город европейских стандартов. И главное, расформирована ИТК (на заседаниях этой комиссии 10 последних лет шло целевое распределение земельных участков). Закон вступил в силу 3 июля и теперь должен неукоснительно исполняться.

– Кроме этого закона, принят в текущем году еще ряд документов, серьезно меняющих инвестиционный климат в городе. Например, закон «Об учетной регистрации инвестиционных договоров долевого участия в строительстве и реконструкции объектов недвижимости», так называемый закон о защите прав дольщиков. Какова, на ваш взгляд, перспектива на его подписание у губернатора?
– Безусловно, закон о защите прав участников долевого строительства очень важен и нужен. Ситуаций с двойными продажами квартир в Петербурге становится меньше, но они еще есть, поэтому необходим документ, который сможет предотвратить такие нарушения. Однако, внесенный Алексеем Белоусовым закон, принятый нами в трех чтениях, вступает в некоторые противоречия с федеральным законодательством. Поэтому, я предполагаю, что губернатор вернет закон «Об учетной регистрации инвестиционных договоров долевого участия в строительстве и реконструкции объектов недвижимости» со своими поправками и нам придется рассматривать их будущей осенью. Добавлю также, что в пакете 27 федеральных законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья, есть документы, обеспечивающие защиту прав участников долевого строительства.

– Как, на ваш взгляд, изменились взаимоотношения застройщиков и горожан после вступления в силу закона об участии граждан в общественных обсуждениях проектов строительства зданий, то есть по вопросу так называемой уплотнительной застройки?
– Этот закон мы приняли в начале 2004 года, и, думаю, он успешно работает, так как общественные обсуждения проектов застройки проходят повсеместно. К сожалению, далеко не всегда застройщикам и жителям удается достигнуть приемлемого консенсуса и последние выходят с пикетами на улицы, но в этом закон не виноват. Он призван защитить права наших избирателей на проживание в чистом и благоустроенном городе, этот документ дает возможность отстоять от застройки парки и скверы Санкт-Петербурга, избежать нарушений в области градостроительства. Это важный итог депутатской работы по защите законных прав петербуржцев.
– Вы уже упомянули о пакете федеральных законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Ваше к ним отношение?
– Как вы знаете, мы приняли обращение к Государственной думе, в котором поддерживаем этот пакет документов, но при условии ряда поправок к этому пакету (см. «Строительный Еженедельник» №25 за 2004 год). Считаю, что документы, в него включенные, очень важны для всех сфер жизни россиян – от социальной до предпринимательской. В процессе прохождения этих документов через Госдуму, депутаты нашего Законодательного собрания будут внимательно анализировать ход принимаемых поправок к первоначальному тексту законопроектов.

– Ипотека – самый популярный ныне термин для формирования этого рынка. На ваш взгляд, оправдаются ли ожидания петербуржцев по использованию механизма ипотечного кредитования?
– Отвечая на этот вопрос, я должен сначала упомянуть о принятом нами в третьем чтении законе «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий горожан», который был внесен губернатором и сейчас отправлен в Смольный на подписание. Как известно, у нас 290 тыс. семей (около 15 процентов петербуржцев) проживают в стесненных жилищных условиях и нуждаются в их улучшении. Помощь города может быть разной – от предоставления квартир очередникам, до предоставления ипотечных кредитов. Закон о содействии в улучшении жилищных нужен для того, чтобы определить тех граждан, которые нуждаются в поддержке Петербурга. Согласно этому документу, учитываться будут очередники, прожившие в городе в общей сложности 10 лет, обеспеченность жилой площадью которых не превышает 10 кв. метров на человека. Для тех, кто будет отнесен к социально необеспеченным категориям, город будет строить жилье. Те же очередники, которые нуждаются в поддержке ипотечными кредитами, смогут получить их. Так что, ожидания петербуржцев в улучшении условий проживания должны в целом оправдаться. Правда, сроки пока назвать трудно, но механизм для реализации задуманного уже начал действовать.

– Какие еще законопроекты, принятые городским парламентом вы считаете особенно важными для Петербурга?
– Кроме уже названных, я считаю очень важным утвержденный нами бюджет 2004 года, который практически на одну пятую состоит из социальных выплат бюджетникам. Кроме того, мы приняли закон о социальных выплатах пенсионерам в Петербурге, и в бюджете мы учли деньги на реализацию этого закона.
Конечно, нельзя не упомянуть четыре важнейших закона о пересмотре тарифов на услуги ЖКХ. При принятии этих документов, мы максимально предусмотрели возможность для защиты малоимущих, а также ввели понятие платы за найм (пользование лестничными клетками, чердаками, подвалами), который позволит собрать деньги на капремонт жилья.
Из наиболее важных событий прошедшего парламентского года я бы назвал два ключевых мероприятия, связанных с инициативами губернатора Петербурга. В этом году мы впервые услышали ежегодное послание губернатора, что мне видится очень показательным достижением. Так был, наконец, исполнен принятый нами еще несколько лет назад закон. Напомню, что по результатам рассмотрения послания принимается постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга, которым уполномоченному органу Законодательного собрания Санкт-Петербурга поручается разработка проекта закона Санкт-Петербурга, содержащего систему целей развития Санкт-Петербурга на перспективу и предстоящий год. Депутаты возложили эту обязанность на Комитет по законодательству. Напомню также, что рассмотрение проекта Закона, созданного на основе губернаторского послания, производится при наличии заключения Правительства Санкт-Петербурга. В случае отклонения этого проекта Закона в первом чтении, Законодательное собрание принимает постановление о создании паритетной согласительной комиссии по корректировке проекта Закона в составе пяти представителей городского парламента и пяти представителей губернатора. Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает согласованный вариант проекта Закона о целях развития Санкт-Петербурга на предстоящий период, после чего губернатор Санкт-Петербурга представляет в течение пяти дней согласованный вариант проекта закона на рассмотрение депутатов в первом чтении повторно. Согласно принятому документу, утвержденная система целей на предстоящий год является основанием для формирования проекта бюджета Санкт-Петербурга на этот год, разработки целевых программ Санкт-Петербурга, текущей оценки актуальности и целесообразности расходования средств бюджета Санкт-Петербурга.
Второй важный шаг – подписание совместного плана законопроектной работы на 2004-2005 годы между парламентом и правительством города. Впервые в истории Петербурга нами был подписан такой важный документ, который является залогом совместной законотворческой работы двух ветвей власти.

– В этом контексте вопрос о том, как складываются взаимоотношения депутатского корпуса со Смольным уже предполагают определенный ответ, безусловно положительный.
– Наши отношения с губернатором и сегодняшним составом городского правительства развиваются очень продуктивно, в результате чего, как я считаю, эффективность работы законодательной власти значительно повысилась. Минимально число законов, возвращенных губернатором без подписания по причине нецелесообразности их принятия с точки зрения городского правительства. Так что, если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, как бессмысленно парламент предыдущего созыва противостоял предыдущему губернатору Владимиру Яковлеву и его команде, теперь можно с уверенностью сказать, что обе ветви власти работают в позитивном взаимодействии.

– И последний вопрос. Что вы можете сказать о перспективах осенней сессии Законодательного собрания Санкт-Петербурга? Какие законопроекты, касающиеся вопросов градостроительства, планирует рассмотреть городской парламент до конца 2004 года?
– В первую очередь, закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Петербурге, который разрабатывается рабочей группой, состоящей из депутатов и специалистов Смольного. Проект закона предусматривает комплекс льгот, которые будут предоставляться в зависимости от ожидаемого экономического эффекта инвестиционного предложения. Такой закон, как и все совместные проекты, вносится по нашей инициативе. В целом, о перспективах нашей работы, должен сказать, что Комитет по законодательству ЗС обобщил все предложения субъектов законодательной инициативы и направил их в Смольный. Правительство города отобрало из почти 150 законопроектов 47, которые предлагается разработать и принять в 2004-2005 годах. Они включены в наш совместный план законопроектной работы.



Автор: Елена Кузнецова
рубрика: Коридоры власти
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.