Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге
«Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге» (в дальнейшем «Порядок») разработан по заказу Комитета по строительству ОАО «ЛенНИИПроект» в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга №28-рп от 26.03.2004 «Об упрощении порядка разработки, согласования, утверждения проектной документации, разрешения на строительство и приемки в эксплуатацию зданий и сооружений».
Необходимость разработки «Порядка» обусловлена изменением принципов нормирования, отсутствием в Санкт-Петербурге территориального нормативного документа, в систематизированном виде представляющего и регламентирующего организационно-технологический порядок проектной подготовки строительства, внесением радикальных изменений в законодательные и нормативные документы по строительству, интенсификацией инвестиционных процессов в сфере создания и преобразования недвижимости.
Целью разработчиков настоящего нормативного документа является оптимизация процедур проектной подготовки (с точки зрения техники прохождения и сроков их осуществления), сокращение общей продолжительности инвестиционно-строительного цикла и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Документ устанавливает порядок подготовки исходных данных для проектирования и порядок подготовки, согласования, экспертизы (а также – состав) проектной документации.
Область применения «Порядка» – сфера жилищно-гражданского строительства (далее – строительства), включающая новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий (объектов коммунального назначения), зданий и сооружений на территории Санкт-Петербурга. Действие его распространяется на все объекты строительства, независимо от источников финансирования и форм собственности, за исключением объектов недвижимости федерального значения и объектов недвижимости на территориях особого регулирования градостроительной деятельности федерального значения. «Порядок» обязателен для применения заказчиками (инвесторами), органами государственного управления, надзора и экспертизы, предприятиями, организациями, объединениями, ведомствами, иными юридическими и физическими лицами – участниками инвестиционного процесса.
При разработке документа учтены положения Федеральных Законов («Градостроительного Кодекса Российской федерации», «О техническом регулировании», «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие), Закона Санкт-Петербурга «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», ряда Постановлений Правительства Российской Федерации. Использован опыт подготовки и применения «Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве».
Первая редакция «Порядка» была рассмотрена более чем 20 организациями, в том числе проектными институтами и профессиональными строительными объединениями. Настоящая (вторая) редакция подготовлена с учетом их замечаний и согласована:
– Комитетом по градостроительству и архитектуре;
– Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры;
– Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению;
– Комитетом по труду и социальной защите населения;
– Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
– Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству;
– Жилищным комитетом;
– Управлением государственной вневедомственной экспертизы;
– Государственной административно-технической инспекцией;
– Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
– Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга;
– Управлением государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга;
– ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге.
Основные особенности разработанного «Порядка»:
1. Введение трех категорий сложности (п.5.7) объектов, которое дает возможность дифференцировать процедуру проектной подготовки по стадиям проектирования (для объектов более высокой сложности – «Проект» и «Рабочая документация», менее высокой – «Рабочий проект»), срокам разработки, согласования, утверждения проектной документации. Категория сложности фиксируется в задании на проектирование, при этом документ требует обеспечения неизменности основных показателей объекта (назначения здания, площади и границ участка, максимальной высоты здания – п.5.11), согласованных по результатам предпроектной подготовки, в процессе разработки проектной документации;
2. Четкая регламентация процедуры подготовки исходных данных, технических условий и требований для проектирования. Так, государственные службы, отраслевые комитеты и другие заинтересованные организации обязаны (в соответствии с «Порядком») предоставить технические условия и требования для проектирования по заявке заказчика (инвестора) в срок не более 15 дней со дня регистрации заявки (п.6.1). При этом для бюджетных объектов Санкт-Петербурга технические условия и требования предоставляются государственными организациями без оплаты работ по их подготовке (п.6.5). Ключевой в процедуре является роль Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, который согласовывает требования к объему необходимых данных для получения технических условий, регистрирует технические условия по основным видам ресурсов и обеспечивает решение спорных вопросов в случае рекламаций заказчиков (п.6.3, 6.9);
3. Обязательность принципа «одного окна» в обслуживании организаций-заявителей при выдаче им технических условий и требований для проектирования (п. 6.10), а также при согласовании проектной документации (п. 8.9);
4. Проведение согласований проектной документации строго в пределах вопросов ведения участников проектной подготовки строительства (п.8.2). При этом, градостроительная и проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями (п.8.1), дополнительному согласованию с органами и организациями, их выдавшими, не подлежит (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и положениями «Порядка»), а сроки рассмотрения и выдачи согласований (п. 8.6) не превышают 15 дней (для «простых» объектов – пяти дней). Существенно, что государственные органы контроля, надзора и другие заинтересованные организации не вправе изменять условия принципиальных согласований, выданных при предпроектной подготовке строительства объекта (п.8.7). Градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от формы собственности объекта и источников финансирования (п.8.11), а продолжительность проведения государственной и специализированных экспертиз (п.8.15) лимитируется сроком 30 дней (15 дней – для «простых» объектов). Прокладка инженерных сетей по территории, находящейся в собственности, подлежит согласованию с собственником (п.8.18.6);
5. Государственной экологической экспертизе (п.8.16) подлежат проекты застройки кварталов (микрорайонов) и других элементов планировочной структуры города, а также проектная документация при размещении объекта на озелененных городских территориях, в пределах водоохранных зон водных объектов, объектов коммунального хозяйства. Проектная документация по объектам жилищно-гражданского назначения, не оказывающим воздействие на природную среду и состояние водных объектов, при размещении объектов вне озелененных городских территорий и водоохранных зон, государственной экологической экспертизе не подлежит;
6. Строгая регламентация перечня рабочей документации, представляемой на согласование в ведомства. «Порядок» регламентирует также перечень основных исходных данных для проектирования и перечень организаций, согласовывающих проектную документацию в особых случаях размещения объекта.
С учетом изложенного, надо полагать, что разработанный документ прояснит, упростит и сократит по времени процесс проектной подготовки строительства, чем будет активно способствовать достижению намеченной разработчиками цели: повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Скорейшее введение «Порядка» в действие в интересах всего строительного сообщества и жителей Санкт-Петербурга.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Глебов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– Новый порядок регламентирует процедуру разработки и согласования проекта и рабочей документации, то есть охватывает период от момента получения инвестором разрешения на проектирование и строительство до передачи застройщиком полного комплекта согласований и утвержденной проектно-сметной документации подрядчику. Раньше подобного единого документа не было. Новый регламент обязателен для всех участников инвестиционного процесса и распространяется на городские объекты жилищно-гражданского строительства независимо от того, каким образом они были получены, будь то целевое назначение, торги по полному или короткому пакету или адресная программа бюджетного строительства. Более того, этот документ является окончательным, какие-либо изменения и дополнения могут быть внесены только после решения городского правительства. Такой подход позволит максимально сохранить документ в неизменном виде и исключить дополнения, обременяющие процесс подготовки строительства.
Автор:
Необходимость разработки «Порядка» обусловлена изменением принципов нормирования, отсутствием в Санкт-Петербурге территориального нормативного документа, в систематизированном виде представляющего и регламентирующего организационно-технологический порядок проектной подготовки строительства, внесением радикальных изменений в законодательные и нормативные документы по строительству, интенсификацией инвестиционных процессов в сфере создания и преобразования недвижимости.
Целью разработчиков настоящего нормативного документа является оптимизация процедур проектной подготовки (с точки зрения техники прохождения и сроков их осуществления), сокращение общей продолжительности инвестиционно-строительного цикла и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Документ устанавливает порядок подготовки исходных данных для проектирования и порядок подготовки, согласования, экспертизы (а также – состав) проектной документации.
Область применения «Порядка» – сфера жилищно-гражданского строительства (далее – строительства), включающая новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий (объектов коммунального назначения), зданий и сооружений на территории Санкт-Петербурга. Действие его распространяется на все объекты строительства, независимо от источников финансирования и форм собственности, за исключением объектов недвижимости федерального значения и объектов недвижимости на территориях особого регулирования градостроительной деятельности федерального значения. «Порядок» обязателен для применения заказчиками (инвесторами), органами государственного управления, надзора и экспертизы, предприятиями, организациями, объединениями, ведомствами, иными юридическими и физическими лицами – участниками инвестиционного процесса.
При разработке документа учтены положения Федеральных Законов («Градостроительного Кодекса Российской федерации», «О техническом регулировании», «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие), Закона Санкт-Петербурга «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», ряда Постановлений Правительства Российской Федерации. Использован опыт подготовки и применения «Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве».
Первая редакция «Порядка» была рассмотрена более чем 20 организациями, в том числе проектными институтами и профессиональными строительными объединениями. Настоящая (вторая) редакция подготовлена с учетом их замечаний и согласована:
– Комитетом по градостроительству и архитектуре;
– Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры;
– Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению;
– Комитетом по труду и социальной защите населения;
– Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
– Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству;
– Жилищным комитетом;
– Управлением государственной вневедомственной экспертизы;
– Государственной административно-технической инспекцией;
– Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
– Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга;
– Управлением государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга;
– ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге.
Основные особенности разработанного «Порядка»:
1. Введение трех категорий сложности (п.5.7) объектов, которое дает возможность дифференцировать процедуру проектной подготовки по стадиям проектирования (для объектов более высокой сложности – «Проект» и «Рабочая документация», менее высокой – «Рабочий проект»), срокам разработки, согласования, утверждения проектной документации. Категория сложности фиксируется в задании на проектирование, при этом документ требует обеспечения неизменности основных показателей объекта (назначения здания, площади и границ участка, максимальной высоты здания – п.5.11), согласованных по результатам предпроектной подготовки, в процессе разработки проектной документации;
2. Четкая регламентация процедуры подготовки исходных данных, технических условий и требований для проектирования. Так, государственные службы, отраслевые комитеты и другие заинтересованные организации обязаны (в соответствии с «Порядком») предоставить технические условия и требования для проектирования по заявке заказчика (инвестора) в срок не более 15 дней со дня регистрации заявки (п.6.1). При этом для бюджетных объектов Санкт-Петербурга технические условия и требования предоставляются государственными организациями без оплаты работ по их подготовке (п.6.5). Ключевой в процедуре является роль Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, который согласовывает требования к объему необходимых данных для получения технических условий, регистрирует технические условия по основным видам ресурсов и обеспечивает решение спорных вопросов в случае рекламаций заказчиков (п.6.3, 6.9);
3. Обязательность принципа «одного окна» в обслуживании организаций-заявителей при выдаче им технических условий и требований для проектирования (п. 6.10), а также при согласовании проектной документации (п. 8.9);
4. Проведение согласований проектной документации строго в пределах вопросов ведения участников проектной подготовки строительства (п.8.2). При этом, градостроительная и проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями (п.8.1), дополнительному согласованию с органами и организациями, их выдавшими, не подлежит (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и положениями «Порядка»), а сроки рассмотрения и выдачи согласований (п. 8.6) не превышают 15 дней (для «простых» объектов – пяти дней). Существенно, что государственные органы контроля, надзора и другие заинтересованные организации не вправе изменять условия принципиальных согласований, выданных при предпроектной подготовке строительства объекта (п.8.7). Градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от формы собственности объекта и источников финансирования (п.8.11), а продолжительность проведения государственной и специализированных экспертиз (п.8.15) лимитируется сроком 30 дней (15 дней – для «простых» объектов). Прокладка инженерных сетей по территории, находящейся в собственности, подлежит согласованию с собственником (п.8.18.6);
5. Государственной экологической экспертизе (п.8.16) подлежат проекты застройки кварталов (микрорайонов) и других элементов планировочной структуры города, а также проектная документация при размещении объекта на озелененных городских территориях, в пределах водоохранных зон водных объектов, объектов коммунального хозяйства. Проектная документация по объектам жилищно-гражданского назначения, не оказывающим воздействие на природную среду и состояние водных объектов, при размещении объектов вне озелененных городских территорий и водоохранных зон, государственной экологической экспертизе не подлежит;
6. Строгая регламентация перечня рабочей документации, представляемой на согласование в ведомства. «Порядок» регламентирует также перечень основных исходных данных для проектирования и перечень организаций, согласовывающих проектную документацию в особых случаях размещения объекта.
С учетом изложенного, надо полагать, что разработанный документ прояснит, упростит и сократит по времени процесс проектной подготовки строительства, чем будет активно способствовать достижению намеченной разработчиками цели: повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Скорейшее введение «Порядка» в действие в интересах всего строительного сообщества и жителей Санкт-Петербурга.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Глебов, заместитель председателя Комитета по строительству:
– Новый порядок регламентирует процедуру разработки и согласования проекта и рабочей документации, то есть охватывает период от момента получения инвестором разрешения на проектирование и строительство до передачи застройщиком полного комплекта согласований и утвержденной проектно-сметной документации подрядчику. Раньше подобного единого документа не было. Новый регламент обязателен для всех участников инвестиционного процесса и распространяется на городские объекты жилищно-гражданского строительства независимо от того, каким образом они были получены, будь то целевое назначение, торги по полному или короткому пакету или адресная программа бюджетного строительства. Более того, этот документ является окончательным, какие-либо изменения и дополнения могут быть внесены только после решения городского правительства. Такой подход позволит максимально сохранить документ в неизменном виде и исключить дополнения, обременяющие процесс подготовки строительства.
Автор:
рубрика:
День строителя
