Вторая жизнь индустриальной застройки

Каменную летопись Санкт-Петербурга создают не только дворцы и особняки, но и многочисленные ценные в историко-культурном отношении старинные промышленные здания и сооружения. Это вторая ипостась Санкт-Петербурга, антитеза парадному имперскому центру. И такие два разных облика города, неразрывно связанные между собой, сосуществуют в едином пространстве. Архитектурное наследие промышленного Санкт-Петербурга XVIII – начала XIX веков, ставшее для наших современников уже далеким прошлым, обретает сегодня новую жизнь.

Наш город всегда являлся одним из ведущих промышленных центров России. Он имеет богатейшую индустриальную историю. С самого основания Санкт-Петербурга в нем развивались все отрасли промышленности и, прежде всего, судостроение. Недаром эмблемой города служит кораблик на шпиле Адмиралтейства – первой в стране «регулярной», как тогда называли, верфи, основанной самим Петром Великим. Промышленные здания и сооружения до сих пор сохраняют значение важных, иногда даже ведущих компонентов городского пейзажа, доминирующих в водных панорамах. Однако именно старинные промышленные зоны города многие десятилетия были обойдены вниманием властных структур.
Обреченные на забвение
Исторический центр Санкт-Петербурга, расположенный в дельте Невы и взятый под охрану ЮНЕСКО, охватывает примерно 5 процентов городской территории. Пространство, занимаемое старинными промышленными строениями, более чем в 2,5 раза превышает эту величину и составляет более 17 тыс. га при общегородской площади в 140 тыс. га. При этом, большая часть этих промышленных территорий используется нерационально. Одна из причин – длительный период бесплатного землепользования в советское время. Старинные промзоны были мертвыми и в доперестроечный период, когда чиновники от архитектуры не могли найти им достойного применения. По словам главного специалиста отдела промышленной архитектуры КГИОП Валентины Лелиной, в те времена только 20 лет ушло на то, чтобы убедить городские власти в том, что старинные индустриальные здания являются также памятниками архитектуры, которые наравне с уникальными дворцами следует беречь и охранять.
Даже когда создавался документ по объединенной охранной зоне, разрабатывавшийся около 10 лет и принятый в декабре 1989 года, там не была учтена почти вся индустриальная застройка города. Под охрану брались особняки, расположенные рядом с территориями старых промышленных и торговых предприятий, а сами эти промзоны, неухоженные, частично или полностью заброшенные, считались «мертвым грузом», не представляющим никакой исторической ценности. Исключение составляли лишь арка Новой Голландии, комплекс Адмиралтейства, да несколько зданий Ижорского завода. И только в конце 80-х годов началось изучение старинных индустриальных объектов, выявление новых памятников и, по сути дела, изменение привычных стереотипов пренебрежительного отношения к старинной промышленной архитектуре не только в сознании обывателей, но и специалистов.
Под охраной...
Активизировался этот процесс с начала 90-х годов, когда в КГИОП создали специальный отдел промышленной архитектуры, придя к пониманию, что старинная промышленная застройка нуждается в особом статусе и режиме охраны, которые обусловлены закрытостью подобных территорий и их специальным назначением. Сегодня этот отдел готовит, в частности, предписания для организаций, в ведении которых находятся памятники индустриальной архитектуры, выдает архитектурно-реставрационные задания на здания, уже взятые под охрану. Невыполнение их чревато штрафами, а в особых случаях – и судебными разбирательствами. Так, после продажи дома 54 на 17-й линии Васильевского острова – зданий бывшего Военно-подковного завода Посселя (впоследствии – завод «Эскалатор») – новые хозяева стали без согласования с КГИОП пристраивать к ним мансарды. В процессе судебного разбирательства требования КГИОП были признаны справедливыми, и сегодня эти мансарды подлежат разборке. Но поставить заслон самоуправству удается не всегда. Например, уникальные так называемые «пыльные башни» Бумагопрядильной мануфактуры на Обводном канале, дом 62, были самочинно снесены год назад. Безвозвратно пропала не только ценная архитектура, но и находящаяся внутри раритетная техника. Никакими судами их теперь уже не вернешь.
Несмотря на существующие трудности, в целом на сегодня отделом промышленной архитектуры КГИОП проведена огромная работа. Как отмечает его начальник Маргарита Штиглиц, были откорректированы списки памятников архитектуры, к которым относятся старинные промышленные объекты. В результате тщательного анализа с применением специальной системы критериев было отобрано более 200 промышленных адресов. Каждый такой адрес может содержать и один объект, и целый десяток, когда речь идет о заводе-гиганте. Согласно степени ценности старинные промышленные объекты классифицируются по трем категориям. Существуют федеральные памятники, их немного. В частности, к ним относятся Сестрорецкий и Ижорский заводы, основанные самим Петром I.
Вторая категория – это памятники местного значения. К ним, к примеру, принадлежит солодовня завода «Бавария». К третьей категории относятся вновь выявленные объекты, она – самая большая. Эти объекты находятся на так называемых проблемных территориях, потенциально очень привлекательных для развития города, его центра, который задыхается от недостатка парковок, гостиниц, отелей, учреждений бизнеса. Для таких территорий характерно расположение параллельно водной структуре города, вдоль набережных Невы, ее притоков и каналов. Здесь можно привести в пример Балтийский завод, где историческими объектами считается много зданий и производственных цехов, а также Адмиралтейские верфи, на производственных площадях которых ценными памятниками индустриальной архитектуры являются эллинги и мастерские. Сейчас такие территории раскрываются для города, и важная задача – использовать их наиболее рационально, не снося старинные постройки, а привлекая их в качестве ценнейших элементов формирования новой среды.
Опыт западных соседей
Санкт-Петербург – не единственный город, перед которым стоит проблема использования старинных промышленных зон. Мы находимся на пороге решения вопросов, которые уже пытались разрешить много крупных европейских городов – Лондон, Париж, Амстердам, Берлин и другие. Обширные промышленные территории оказывают негативное воздействие на экологию. Сковывают развитие всемирно известных исторических центров. Это противоречие особенно обострилось в последний период при переходе от индустриального общества к постиндустриальному.
Вот некоторые примеры того, как в Германии преобразуют промышленные территории, придавая их жизни новый смысл. В Берлине в рамках программы Европейской Академии городской экологии был проведен семинар «Города будущего. Действенное развитие городов в центре Европы» с показом участникам результатов реализации проекта реновации Руммельсбургской бухты. На ее территории (130 га) в Восточной части Берлина были сконцентрированы промышленные гиганты и заводские районы – жилые кварталы, теперь уже опустевшие. Координацию и решение всех вопросов от менеджмента до инфраструктурного обеспечения осуществляло специальное общество. В списке его с успехом осуществленных задач были: разработка инвестиционных предложений, оценка, реставрация сохраняемых зданий, реконструкция подземных коммуникаций, очистка почвы от промышленных загрязнений. Немецкие инженеры подсчитали, что общая стоимость по разрушению, обеспечению безопасности и очистке территории от мусора и руин вместе со стоимостью нового строительства будет примерно равна затратам на восстановление и приспособление к новым условиям старых зданий. А в странах с высокой индустриальной культурой предприниматели предпочитают именно здания с историческим прошлым, как символ стабильности и корпораптивного менталитета. В начале 90-х годов Германия превратила шахтерский регион Рурской области в комплекс цветущих парков и музейно-туристических объектов. Опыт возрождения промышленных зданий-памятников архитектуры был использован в Гамбурге.
Сотрудничество спасет
Первым шагом на пути вхождения в мировое профессиональное сообщество по охране и перепрофилированию старинных промышленных сооружений стало участие специалистов Санкт-Петербурга в пятой Международной конференции «Реновация промышленных и портовых комплексов в европейских городах на воде», проходившей в Венеции. В качестве ее организаторов выступили Международный центр «Города на воде», при содействии организации «Еврокультура», Архитектурный университет урбанистики Венеции, Международный комитет по сохранению индустриального наследия (ТIССI).
В Венеции также решаются проблемы реновации утилитарных построек, Морского порта, Мельничного комплекса Стукки, Арсенала, во многом напоминающего нашу Новую Голландию. На конференции было представлено более двадцати докладов с примерами реализации таких проектов, как Ла Вийет и вокзал д,Орсе в Париже, Окленд-Сити в Лондоне, комплекс доков в Амстердаме, Фабричный комплекс в Любляне, Центр искусств в Карлсруэ и другие. Рассматривались проекты преобразованных портовых комплексов в Сиднее, Генуе. Питерские предложения по реновации промышленных территорий на тот момент находились в стадии концептуальной проработки.
Но, несмотря на отсутствие значительных реализованных проектов, благодаря своим потенциальным возможностям, Петербург был признан равноправным членом «венецианского семейства». Г-н Бернфельд, генеральный секретарь ассоциации «Еврокультура», подчеркнул необходимость присвоения статуса общеевропейского культурного достояния таким петербургским объектам, как Главный газовый завод на Обводном канале, фабрика «Красное знамя», исторический комплекс Новая Голландия. В 2003 году в Москве состоялся Международный конгресс, организованный под эгидой TICCI. В нем приняли участие представители 80-ти стран. От России наиболее крупными участниками этого форума стали Санкт-Петербург, Москва и Екатеринбург. Сегодня ведется речь о создании в Северо-Западном регионе России филиала Международного комитета по сохранению индустриального наследия, деятельное участие в работе которого примут специалисты по охране и изучению старинной индустриальной архитектуры нашего города.
Судьба старинных зон
К сожалению, программа преобразования и реструктуризации традиционных промышленных территорий не вошла в список 28 приоритетных задач Стратегического плана Санкт-Петербурга. А ведь эти территории могли бы стать ценным резервом развития города и способствовать не только улучшению городской среды, но и формированию благоприятного социального и хозяйственного климата северной столицы. Проблема требует немедленного разрешения и потому, что многие, не использующиеся теперь промышленные здания и сооружения – трубы, газгольдеры, водонапорные башни и солодовни – находятся в предаварийном состоянии. Обеспечение их сохранности диктуется не только эстетическими соображениями, но и требованиями элементарной безопасности. Снос этих сооружений требует больших затрат и обеспечения сложного комплекса охранных мероприятий.
Примеров неиспользованных зданий старинной промышленной застройки в Санкт-Петербурге насчитывается великое множество, К ним можно отнести такое известное строение, как комплекс Новая Голландия, реконструкция которого застопорилась по ряду причин. Есть менее знакомые горожанам промышленные постройки, вопрос о функциональном использовании которых находится в стадии решения. Например, эллинг так называемого Нового Адмиралтейства, расположенный неподалеку от Новой Голландии. Но существуют старинные строения, давно покинутые и пустые, о реконструкции и перепрофилировании функций которых даже речи не идет не только в архитектурных и градостроительных кругах, но и среди предпринимателей. К таковым относятся четыре газгольдера, расположенные недалеко от набережной Обводного канала. Эти постройки полые внутри. Каждый газгольдер обладает диаметром 40 метров и высотой 20 метров. Комплекс, находящийся в абсолютно заброшенном, деградирующем состоянии, расположен недалеко от центра города. В нем можно было бы разместить культурные центры, дискотеки и другие подобные учреждения, что и было предложено в проектах германских студентов-архитекторов, приехавших к нам в город и избравших именно эту территорию, как одну из самых перспективных для совершенствования городской среды. Но пока эти предложения остались без применения.
Аналогичные газгольдеры в Вене были переоборудованы в многофункциональный комплекс, который не только успешно действует, но и украшает город. Можно привести и другие примеры бесхозяйственного отношения в нашем городе к старинным промышленным постройкам. Так, вблизи места слияния Невы и Обводного канала стоит элеватор, находящийся в достаточно хорошем состоянии. Его можно было бы использовать под универсальный магазин, склад или гараж, но пока он пустует. Единственная в Санкт-Петербурге постройка по проекту известного архитектора Чернихова – башня, расположенная на Васильевском острове, 25-я линия, дом 6Б – заброшена и постепенно разрушается, хотя это строение можно было бы использовать, например, в качестве обзорной площадки, которую бы с удовольствием посещали гости города.
Заводы станут музеями?
Велик соблазн снести старые здания и освободить территории под новое строительство, но осознание историко-культурной ценности старинных построек все более овладевает миром. Сформировалось широкое движение за сохранение, музеефикацию или альтернативное использование старинных промышленных зданий, сооружений и целых промышленных комплексов. Аналоги таких музеев существуют во всех индустриально развитых странах – Великобритании, Франции, Германии.
Но в Санкт-Петербурге пока вопрос об этом решается медленно, хотя у нас есть старинные промышленные постройки, пригодные для таких нужд, даже на территориях ныне действующих заводов. Наш город с богатейшей индустриальной историей до сих пор не имеет музея техники и промышленности, а ведь пока еще на некоторых предприятиях хранятся документы и оборудование, имеющие многовековой возраст и большую историческую ценность. Такой музей можно создать, используя помещения старинных построек ХVIII века, находящихся на территории Ижорского завода. Сегодня они находятся в крайне сложном, депрессивном состоянии, хотя внутренняя архитектурно-пространственная среда с бассейном и обводным каналом до сих пор поражает своей продуманностью и совершенством.
Первые шаги в освоении этих территорий начинают осуществлять музейные службы самого Ижорского завода. И вполне возможно, что все-таки здесь удастся создать промышленный музей-заповедник. Такой музей техники уже существовал когда-то в Санкт-Петербурге. Он был основан отцом композитора Чайковского и располагался в свое время в здании Технологического института, к которому была сделана двухэтажная пристройка, где экспонировались даже паровозы. Впоследствии все это было утрачено, а идея воссоздания этого музея муссируется много лет. Проекты преобразований территорий Балтийского и Адмиралтейского заводов, расположенных в устье Невы, предполагают их перепланировку с сохранением ценнейших строений и освобождением от более поздних хаотических пристроек. Старинная котельная мастерская Балтийского завода в прежние времена даже называлась «выставочным зданием», то есть изначально была предназначена для выполнения этой функции. Ее очень легко сегодня приспособить под торгово-выставочный комплекс. Но, к сожалению, наша действительность пока еще не позволяет воплотить такие проекты в жизнь.
Даешь преобразование
Тем не менее, сегодня уже можно привести первые примеры реализации предложений по перепрофилированию старинных промышленных зон. На территории Варшавского вокзала создается коммерческий торгово-складской центр компании «Адамант».
Старинная Водонапорная башня, возведенная в 1859–1862 годах гражданскими инженерами Мерцем и Шуберским, преобразована ныне в Музей воды. Внешне это строение, будучи дополненным панорамным лифтом в стеклянной пристройке, выполненным в стиле хай-тек по проекту студии «Интерколумниум», представляет собой сочетание архитектуры вчерашнего и сегодняшнего дня. Прилегающая часть территории, принадлежащая ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», превращена в благоустроенный сквер.
Здание старинной фабрики Лаферм (в социалистические времена – табачной фабрики им. Урицкого) приспособлено сегодня под деловые и торговые центры. Такие центры разместились сейчас и на территории известной в прошлом Прядильно-ниточной фабрики Штиглица (Невская прядильно-ниточная мануфактура, впоследствии – комбинат им. Кирова), а также в помещениях бывшей фабрики братьев Гук на Уральской улице, дом 10/17 (Северная ткацкая мануфактура, затем – фабрика им. Желябова).
Принято решение о выводе с территории Новой Голландии долгое время размещавшихся там военных организаций. Но будущее этого комплекса пока остается под вопросом.
Инвестиционный пакет документов подготовлен КГИОП по промышленной территории старинной солодовни «Бавария» (в социалистические времена – пивзавод «Красная Бавария»).
Формируя новый рынок
Большинство разработок по современному использованию старинных индустриальных построек в Санкт-Петербурге находится пока только в стадии проектирования. И поэтому, по мнению начальника отдела промышленной архитектуры КГИОП, сейчас необходимо создать единую концепцию по работе над этими объектами, чтобы не наделать ошибок и с максимальной отдачей преобразовать территории, на которых они расположены. В условиях изменения форм собственности предпринимаются определенные меры: создание градостроительных регламентов, фиксирующих возможности изменения использования строений, выявление территорий, где существует опасность деградации среды, введение дифференцированной платы за землю. Формируются агентства и корпорации по развитию территорий в перспективных и застойных зонах.
Среди предложений по перепрофилированию – проекты Главного газового завода на Обводном канале, набережной Малой Невы и судостроительных заводов в устье Невы. Все они разрабатываются при участии и наблюдении городских властей. В решении проблем старинной промышленной застройки наметились позитивные тенденции, которые продемонстрировал форум инвестиционных проектов MIPIM в Каннах, где Санкт-Петербург был представлен рядом инвестиционных проектов городского правительства и частных фирм, таких как «Малая Нева», «Никольский рынок», «Деловая зона Пулково». Эти предложения признаны соответствующими европейской культурной политике. Правда, работа по развитию этих территорий не ведется сегодня одинаково интенсивно.
Так, уникальное здание Никольского рынка, бывшего ранее в ведении территориального агентства «Никольский рынок» ныне передано на 49 лет в пользование компании «Никольские ряды». Многие помещения по фасаду здания сданы сегодня в аренду торговым учреждениям, но над пустующими даже не починена поврежденная кровля, что приводит к разрушению стен. Их не может спасти легкий косметический ремонт, сделанный к 300-летию города. Внутренняя же территория Никольского рынка пребывает в полном запустении. А несколько лет назад руководство АО «Никольский рынок», по словам его директора по инвестиционным проектам и маркетингу Валерия Назаренко, имело в отношении уникального комплекса далеко идущие планы. После эвакуации из него завода «Металлопосуда» предполагалось создать на базе Никольского и прилегающего к нему Щепяного рынков многофункциональный общественно-коммерческий центр торговых и экономических представительств регионов России. Однако эта идея, выносившаяся на один из международных экономических форумов, так и осталась нереализованной.
Санкт-Петербургу – самому европейскому городу России – крайне необходим рынок промышленной недвижимости и льготные условия для инвесторов, желающих вложить капитал в возрождение территорий. Этот вопрос особенно актуален при разработке приоритетных направлений Стратегического плана развития Санкт- Петербурга.

Автор: ПОДГОТОВИЛА МАРИНА ВАХНИНА
рубрика: День строителя
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.