Железнодорожники захотели казенные земли
Октябрьская железная дорога не смогла взыскать с торговой компании арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, но в полосе отвода железной дороги. Не исключено, что в ходе рассмотрения частного дела будет создан прецедент, позволяющий железнодорожникам взыскивать уже с КУГИ полученные им арендные платежи за незаконно сданные земли.
Спор возник за несколько участков, находящихся в полосе отвода ФГУП «Октябрьская железная дорога» (ныне – одноименный филиал ОАО «Российские железные дороги») близ станции Рыбацкое (Невский район). КУГИ, по закону распоряжающийся находящимися в федеральной или городской собственности землями, в 2000 году заключил договор аренды этих участков с ООО «Сесар» для использования под комплекс мелкорозничной торговли из трех торговых павильонов. Срок аренды – три года. Арендная плата от торговой компании поступала в городской бюджет.
Живи, но плати
Железнодорожники сразу же обратились в арбитраж, требуя отменить распоряжение КУГИ о сдаче спорных участков в аренду. Само ООО «Сесар» тогда было привлечено как третье лицо. Его представители даже не являлись на некоторые судебные заседания. Суд, проверив представленные материалы инвентаризации, установил, что спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги и в ее постоянном (бессрочном) пользовании. В соответствии с действующим в тот период Земельным кодексом РФ запрещалось вмешательство в деятельность землепользователей. Поэтому КУГИ был не вправе распорядиться спорным земельным участком. Его распоряжение арбитраж признал недействительным. Решение вступило в силу в июле 2000 года.
Павильоны продолжали находиться на спорном участке в течение всех трех лет аренды. Только в конце 2003 года Октябрьская железная дорога предъявила иск о взыскании с ООО «Сесар» платы за пользование земельными участками в период с августа 2000 по август 2003 года.
Юристы железной дороги, ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», указывали, что спорные земельные участки использовались торговой компанией без законных оснований. Поэтому ООО «Сесар» обязано возвратить истцу неосновательно сбереженное вследствие такого пользования. От доказательства незаконность передачи участков железнодорожники были освобождены: по Арбитражному процессуальному кодексу РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (носят преюдициональное значение).
Не все гениальное просто
Несмотря на это, суд осторожно подошел к рассмотрению этого вопроса. После введения в действие нового Земельного кодекса РФ (то есть с ноября 2001 года) порядок установления и использования таких придорожных полос должен определятся Правительством России. Соответствующего нормативного акта пока не принято. «Поэтому железная дорога не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися у нее в постоянном (бессрочном) пользовании, – утверждали представители компании. – А следовательно – и получать плату за их использование». Кроме того, заявленное ОЖД требование можно было квалифицировать как требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Поскольку железная дорога не являлась стороной в этой сделке, то и такое требование не может быть удовлетворено.
Как установил суд, отсутствие пока не принятых Правительством России нормативных актов по использованию придорожных земель заменяется инструкцией Министерства путей сообщения России. Она была издана в 1999 году, зарегистрирована как нормативный акт и официально опубликована. Тот факт, что тогда МПС России фактически являлась «материнской» компанией по отношению к железным дорогам (то есть выполняло не только функции органа госвласти, а и финансово-имущественное управление), не был принят во внимание.
Проблемы из будущего
Железнодорожники не говорили о реституции, а требовали взыскать сумму необоснованного обогащения. В этом случае у ООО «Сесар» обязанность платить Октябрьской железной дороге могла возникнуть, только если оно не осуществляло никаких платежей в чей-либо адрес. В противном случае, нельзя говорить о наличии с его стороны неосновательного обогащения (сбережения).
По утверждению ООО «Сесар», оно исправно платило КУГИ за используемые земли. Суд решил это проверить, а также привлечь к участию в деле КУГИ, которое получало средства и принимаемое решение безусловно могло затронуть его права. Несмотря на то, что спор длится уже более полугода, 1 июля суд отложил рассмотрение дела аж на 9 сентября.
Если в ходе рассмотрения этого спора на относительно скромную сумму – 467 тыс. рублей выяснится, что киоск оплачивал аренду железнодорожных земель КУГИ, то у ОЖД возникнет право требовать взыскания необоснованного обогащения уже из городского бюджета. Причем незаконность получения платы ОЖД опять же не придется доказывать в силу того же принципа преюдициональности.
Автор: ПАВЕЛ НЕТУПСКИЙ
Спор возник за несколько участков, находящихся в полосе отвода ФГУП «Октябрьская железная дорога» (ныне – одноименный филиал ОАО «Российские железные дороги») близ станции Рыбацкое (Невский район). КУГИ, по закону распоряжающийся находящимися в федеральной или городской собственности землями, в 2000 году заключил договор аренды этих участков с ООО «Сесар» для использования под комплекс мелкорозничной торговли из трех торговых павильонов. Срок аренды – три года. Арендная плата от торговой компании поступала в городской бюджет.
Живи, но плати
Железнодорожники сразу же обратились в арбитраж, требуя отменить распоряжение КУГИ о сдаче спорных участков в аренду. Само ООО «Сесар» тогда было привлечено как третье лицо. Его представители даже не являлись на некоторые судебные заседания. Суд, проверив представленные материалы инвентаризации, установил, что спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги и в ее постоянном (бессрочном) пользовании. В соответствии с действующим в тот период Земельным кодексом РФ запрещалось вмешательство в деятельность землепользователей. Поэтому КУГИ был не вправе распорядиться спорным земельным участком. Его распоряжение арбитраж признал недействительным. Решение вступило в силу в июле 2000 года.
Павильоны продолжали находиться на спорном участке в течение всех трех лет аренды. Только в конце 2003 года Октябрьская железная дорога предъявила иск о взыскании с ООО «Сесар» платы за пользование земельными участками в период с августа 2000 по август 2003 года.
Юристы железной дороги, ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», указывали, что спорные земельные участки использовались торговой компанией без законных оснований. Поэтому ООО «Сесар» обязано возвратить истцу неосновательно сбереженное вследствие такого пользования. От доказательства незаконность передачи участков железнодорожники были освобождены: по Арбитражному процессуальному кодексу РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (носят преюдициональное значение).
Не все гениальное просто
Несмотря на это, суд осторожно подошел к рассмотрению этого вопроса. После введения в действие нового Земельного кодекса РФ (то есть с ноября 2001 года) порядок установления и использования таких придорожных полос должен определятся Правительством России. Соответствующего нормативного акта пока не принято. «Поэтому железная дорога не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися у нее в постоянном (бессрочном) пользовании, – утверждали представители компании. – А следовательно – и получать плату за их использование». Кроме того, заявленное ОЖД требование можно было квалифицировать как требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Поскольку железная дорога не являлась стороной в этой сделке, то и такое требование не может быть удовлетворено.
Как установил суд, отсутствие пока не принятых Правительством России нормативных актов по использованию придорожных земель заменяется инструкцией Министерства путей сообщения России. Она была издана в 1999 году, зарегистрирована как нормативный акт и официально опубликована. Тот факт, что тогда МПС России фактически являлась «материнской» компанией по отношению к железным дорогам (то есть выполняло не только функции органа госвласти, а и финансово-имущественное управление), не был принят во внимание.
Проблемы из будущего
Железнодорожники не говорили о реституции, а требовали взыскать сумму необоснованного обогащения. В этом случае у ООО «Сесар» обязанность платить Октябрьской железной дороге могла возникнуть, только если оно не осуществляло никаких платежей в чей-либо адрес. В противном случае, нельзя говорить о наличии с его стороны неосновательного обогащения (сбережения).
По утверждению ООО «Сесар», оно исправно платило КУГИ за используемые земли. Суд решил это проверить, а также привлечь к участию в деле КУГИ, которое получало средства и принимаемое решение безусловно могло затронуть его права. Несмотря на то, что спор длится уже более полугода, 1 июля суд отложил рассмотрение дела аж на 9 сентября.
Если в ходе рассмотрения этого спора на относительно скромную сумму – 467 тыс. рублей выяснится, что киоск оплачивал аренду железнодорожных земель КУГИ, то у ОЖД возникнет право требовать взыскания необоснованного обогащения уже из городского бюджета. Причем незаконность получения платы ОЖД опять же не придется доказывать в силу того же принципа преюдициональности.
Автор: ПАВЕЛ НЕТУПСКИЙ
рубрика:
День строителя
