Не стой под стрелой

Очередное падение башенного крана произошло на прошлой неделе на одной из стройплощадок города (у дома 99 по проспекту Энгельса). С 60-метровой высоты рухнула стрела башенного крана КВ-73. Пострадало четверо человек. Крановщик погиб, две женщины-штукатуры, в момент падения выходившие из инструменталки, получили ранения разной степени тяжести и сейчас находятся в больнице, подсобный рабочий отделался ссадинами и от госпитализации отказался.

Обрушение башенных кранов уже давно стало недоброй традицией, как для Петербурга, так и для России в целом. Ежегодно органы Гостехнадзора фиксируют десятки подобных случаев. Причем налицо тенденция их роста. Так, по данным Управления Гостехнадзора по Санкт-Петербургу, если в 2002 году в городе произошло два падения башенных кранов, то в 2003 году – уже шесть. Что касается статистики этого года, то данное происшествие стало уже третьим. В чем же причина?

Как всегда, человеческий фактор...
«В основе подобных ЧП, как правило, лежит человеческий фактор. Это игнорирование правил техбезопасности и низкая профподготовка», – говорит начальник отдела контроля за подъемными сооружениями Управления Гостехнадзора по Санкт-Петербургу Леонид Рыбников.
В числе наиболее распространенных видов нарушений правил техбезопасности – подъем груза, превышающего технологическую норму (а зимой – груза, примерзшего к земле). Машинисты кранов подчас вообще отключают приборы, фиксирующие перегруз, или работают с неисправными приборами. Впрочем, взваливать вину только на крановщиков тоже нельзя. Нередко перегружать кран их заставляют прорабы, стремящиеся во что бы то ни стало «сделать план».
Нарушение правил технической безопасности применительно к башенному крану практически всегда означает риск аварии. Ведь кран, по сравнению с другими видами подъемных механизмов, наиболее подвержен обрушению. Это объясняется особенностями его конструкции. При большой высоте он имеет незначительные колею (расстояние между рельсами кранового пути, как правило, не превышает 6 метров) и базу (расстояние между осями ходовых тележек, расположенных на одном рельсе, также не превышает 6 метров). Это сказывается на высокой чувствительности крана к условиям эксплуатации, в частности к ветровой нагрузке.
Даже неработающий механизм может упасть от сильного порыва ветра, если он не закреплен противоугонными захватами. Как показывает практика, эта одна из весомых причин падения строительной техники.
Сказывается и недостаточный уровень профессиональной подготовки крановщиков. По сути, сегодня в Петербурге практически нет специальных профтехучилищ, где теоретическая подготовка сочеталась бы с практикой (хотя бы в виде работы на современных тренажерах). В итоге, большая часть крановщиков, сев в кабину крана, быстро устает, и затем меняет квалификацию. Но и к уровню подготовки тех, кто остается, можно предъявить серьезные претензии.
Но «человеческий фактор» – лишь часть проблемы. По статистике, он лежит в основе не в более чем половины аварий. Вторая половина гораздо более серьезна. Имя ей – износ техники.

Техника работает на износ
А износ действующих башенных кранов достиг сегодня катастрофических масштабов. В Петербурге он составляет 85 процентов. Срок службы кранов, в зависимости от их грузоподъемности, составляет от 10 до 16 лет. При этом, согласно действующему Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», этот срок может быть продлен, при условии, что экспертиза не обнаружит сколько либо значимых дефектов в его конструкции. «Продление жизни» крана может происходить четыре раза через каждые два года. Затем он должен быть окончательно списан. На деле многие строительные организации продолжают эксплуатировать изношенную технику. И их можно понять: новый кран, в зависимости от типа и грузоподъемности стоит сегодня от 5 до 20 млн рублей. Такое «потянет» далеко не каждый. Надзорные же органы нередко не могут здесь ничего поделать: многие такие краны попросту не зарегистрированы, а раз нет регистрации, то и нет контроля.
Что же касается ремонта, то это также большая проблема. «Существующие сегодня в городе ремонтные мастерские не отвечают современным требованиям», – говорит Леонид Рыбников. Где же выход?

Госдума поможет?
Весной этого года, после очередного падения башенного крана, в Смольном прошло специальное заседание городского правительства. Главным вопросом была выработка мер по предотвращению аварий подъемных механизмов на городских стройплощадках. На совещании было отмечено, что надзорные органы осуществляют контроль только за своими конкретными участками. В итоге, проблема в целом не решается. Вице-губернатор Александр Вахмистров пообещал, что строительство объектов, на которых будут выявлены нарушения техники эксплуатации кранов, будет приостановлено.
С тех пор прошло почти полгода, а краны, как падали, так и продолжают падать, и о каких-либо глобальных приостановках строительства что-то не слышно. И этому есть свое объяснение. Дело в том, что изменить ситуацию может только изменение законодательной базы. Конкретно – принятие закона о материальной ответственности эксплуатирующей организации. Соответствующий законопроект в свое время был вынесен на рассмотрение депутатов Государственной думы, но его принятие откладывается с завидной регулярностью.
Другой путь – формирование в городе мощной производственно-ремонтной базы. Но это требует колоссальных вложений. Производимые сегодня в Петербурге краны КБ503 вообще не попадают к нашим строителям, так как уже несколько лет подряд московские строительные фирмы скупают их все «на корню».
Так что, на сегодняшний день, единственным путем выхода из кризиса остаются изменение законодательной базы и реорганизация системы государственного технического надзора с целью максимального повышения его эффективности.

Автор: Игорь Черевко
рубрика: Cобытия и комментарии
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.