Опять украли кран

На прошедшей неделе бесследно пропал очередной автокран. Жертвой стала одна из компаний ФПГ «РОССТРО». По словам водителя, в полутора километрах от Петербурга на Киевском шоссе его остановили вполне приличные (на первый взгляд) молодые люди и попросили подбросить их до Гатчины. Однако не прошло и минуты, как пассажиры заковали бедолагу в наручники и выбросили его в придорожную канаву. Сев за руль автокрана, злоумышленники скрылись в неизвестном направлении. По «горячим следам» милиция никого, естественно, не поймала. ФПГ «РОССТРО» лишилась автокрана. И, видимо, навсегда.

В последние годы строительная техника стала пользоваться небывалым спросом у автоугонщиков. Похоже, у них появилась новая мода – на автокраны и бетономешалки. Этим мы должны быть благодарны стремительному развитию строительной отрасли в нашем городе. Строить хотят все, но не у всех есть, чем это делать. Подъемные краны, бетономешалки и самосвалы пропадают отовсюду. Их крадут со строек и ночных автостоянок. Они исчезают даже в пути следования.
Два месяца назад с одной автостоянки украли автокран, полуприцеп-тяжеловоз и самосвал. Одним прекрасным утром группа неизвестных напала на спящего семидесятилетнего сторожа. Старика связали и заперли в будке. Колонна строительной техники выехала за пределы стоянки и скрылась в неизвестном направлении. Милиция до сих пор ищет их следы. Недавно при схожих обстоятельствах, опутав сторожа скотчем, неизвестные злоумышленники угнали пять «КАМАЗов» с территории АО «Ленгазтеплострой». Машины исчезают бесследно: ни примет преступников, ни улик, а лишь сбивчивые воспоминания полусонных сторожей.
За последние полтора года произошло около полусотни таких случаев. Наибольшим спросом у воров пользуются самосвалы, бетономешалки и подъемные краны. Впрочем, предсказывать их вкус – дело неблагодарное: с годами аппетиты преступников становятся все изысканнее. Не так давно, например, они зачем-то «стырили» мусоровоз.
В способах хищения преступники не слишком оригинальны. Честно говоря, к кражам техники со стоянок или строек они прибегают довольно редко. Их любимый метод основан на жадности водителей и их безрассудном желании заработать.
«Водители сами виноваты, – говорят сотрудники милиции. – Сколько их ни предупреждай, все равно сами идут в лапы преступников, как ягнята на закланье. Обращается к ним незнакомец якобы с предложением заработать. За выгодной «халтурой» едут водители в дальние леса Ленинградской области, где вместо стройки их поджидает десяток бандитов».
Как рассказывали потерпевшие, «лесные бандиты» ведут себя более чем тактично. Не оказывающего сопротивления водителя уводят в другую машину, забирают документы и угощают водкой. В приятных беседах потерпевший и преступники проводят ближайшие часы. Этого времени достаточно для того, чтобы отобранная стройтехника успела преодолеть все посты ГИБДД и уйти к заказчику. И водкой несчастного водителя бандиты угощают не от чрезвычайного гостеприимства, а для того, чтобы его путь из лесов обратно в цивилизацию был еще более труден и долог. Ограбленного водителя воры оставляют только тогда, когда получают сообщение, что техника доставлена до места. До того места, где ее не разыщет никакая милиция.
Причины повального хищения строительной техники сугубо экономические. Дело в том, что в последние годы сильно набирает рост коттеджное строительство. Весь Санкт-Петербург опоясали мини-стройки, где маленькие фирмочки возводят дворцы для «новых русских садоводов». Стройки скрываются за высокими, тщательно охраняемыми заборами, из-за которых ничего не видно и плохо слышен гул техники. А разглядеть, что там за техника, никому не представляется возможным – даже милиции. Частная собственность как-никак.
Если подсчитать экономическую выгоду от воровства строительной техники, которую получают сами воры и покупатели «черной» техники, то становится неудивительно, что явление приняло такой масштаб. На рынке рядовая «бэушная» автобетономешалка стоит $26 тыс., автокран – около $30 тыс.
Самосвалы идут чуть дешевле, но тоже за весьма «круглую» сумму. Частные строительные фирмы, возводящие коттеджи в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, готовы отдать $5–10 тыс. за такую машину.
Строителям даже не надо перебивать номера, поскольку они знают, что за пределы стройки эти машины никогда не выедут. Не считая, конечно, редких моментов перегона техники под покровом ночи на другую стройку. Но это случается в лучшем случае раз в полгода. К тому же общеизвестно, что на постах ГИБДД такие машины практически не проверяют.
Ворам трудно устоять перед соблазном: за довольно простое «дельце» можно «заработать» 5–10 тыс. «зеленых». И главное – убивать никого не надо. По оценкам начальника 8-го отдела ГУВД Арсена Загаштокова, на которого непосредственно возложено расследование подобных случаев, в нашем городе на этой благодатной почве развились и действуют несколько преступных групп численностью от 5 до 15 человек.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Арсен Загаштоков, начальник 8-го отдела ГУВД:
– Нами уже задержаны члены нескольких банд, сейчас они находятся в разработке. Их сообщники пока на свободе, но нами предпринимаются все меры, чтобы исправить эту несправедливость. Хочется в очередной раз попросить руководителей автотранспортных и строительных организаций, чтобы они сопровождали водителей четкими маршрутными листами, от которых нельзя было бы отклониться. Желательно, чтобы в машинах ездили по двое человек. Ну, а самым оптимальным, по моему мнению, является оборудование машины системой спутникового слежения. Это удовольствие не из дешевых, но все же это достаточно эффективный способ сохранить свою спецтехнику.

Автор: Игорь Мокеров
рубрика: Cобытия и комментарии
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.