Спасение поручика Лермонтова

Памятник М.Ю. Лермонтову, установленный на одноименном проспекте, давно уже нуждался в реставрации, однако из-за привычного недофинансирования работы долгое время не начинались. Государственный музей городской скульптуры, принявшийся за это трудоемкое дело, столкнулся со старыми проблемами.

Памятник поэту установлен 9 мая 1916 года в сквере перед зданием бывшего Николаевского кавалерийского училища на Ново-Петергофском проспекте, который в том же году был переименован в Лермонтовский. Инициатором его создания стала школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (первое название училища), которая таким образом стремились увековечить имя своего великого выпускника. В творческом конкурсе, объявленном общественным советом школы, победил петербургский скульптор Борис Микешин, сын академика Михаила Микешина – автора памятника Екатерине Второй в Санкт-Петербурге и монумента «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Художественные и исторические достоинства памятника М.Ю. Лермонтову несомненны, однако с момента установки он ни разу капитально не реставрировался. «К сожалению, – рассказывает заместитель директора Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова, – этому месту не везет. Само расположение определяет повышенное загрязнение окружающей среды, а вкупе с испарениями Обводного канала создается вредный для монументальной скульптуры кислотный фон, который безжалостно разрушает естественно стареющий памятник. Кроме того, со временем практически утрачен садово-парковый ансамбль, создававший камерную обстановку вокруг памятника: исчезла чугунная ограда, разбиты два интересных фонаря-торшера – сегодня это темный сквер со всеми вытекающими последствиями. Не повезло и самому памятнику: бронза претерпела процесс перерождения, так называемую бронзовую болезнь, поцарапан и осквернен граффити-постамент, утрачены некоторые накладные бронзовые литеры, частично поврежден камень».
Привести все в порядок – это трудоемкий, кропотливый и сложный процесс, требующий как профессионального мастерства, так и финансовых вложений. Но, несмотря на то, что это самый крупный реставрационный проект за всю историю ансамбля, пока можно говорить только о реставрации самого памятника. Специалисты музея уже многое сделали: провели консервацию и восковку памятника, акварельную размывку патины, воссоздали литеры. Сейчас реставрируются пьедестал и фонарные столбы. В мастерских идет работа над демонтированными вазами, состояние которых крайне неудовлетворительно. На реставрационную часть проекта выделены бюджетные средства.
Но по-прежнему острыми остаются вопросы благоустройства сквера у памятника, воспроизведение ограды, подсветки всего ансамбля, дальнейших профилактических систематических работ, и здесь своими силами музею не справиться. «Поэтому, – продолжает Надежда Ефремова – мы с удовольствием откликнемся на любое участие со стороны бизнес-сообщества Санкт-Петербурга, тем более со стороны строителей, достойно проявивших себя в подготовке к 300-летию города. Мы надеемся на творческое сотрудничество, поскольку считаем, что помощь реставраторам-хранителям города – это самому городу».

Автор: Тамара Снегирева
рубрика: Конференции и выставки
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.