Мы хотим сделать Петербург городом европейских стандартов
Руководитель одного из основных отраслевых комитетов Правительства Санкт-Петербурга – Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли – Владимир Викторович Бланк – личность неоднозначная. Грамотный экономист, топ-менеджер западного образца, готовый трудиться сутки напролет, признающий открытость работы чиновника главным достоинством нынешнего руководства города, и вместе с тем – «человек в футляре», о котором мало что известно, и, наверное, потому – лакомый объект для всевозможных слухов. День г-на Бланка расписан по минутам: новые формы управления городом, которые он наряду с другими членами правительства пытается внедрить, требуют полной отдачи. Поэтому целый час, выделенный им для общения с нашим корреспондентом, можно считать благом.
– Владимир Викторович, в чем суть новых методов управления, которые Вы стремитесь внедрить?
– Если говорить о новых методах управления, которые мы пытаемся на сегодняшний день внедрить, то сегодня огромная работа, проводимая нашим ведомством, другими органами правительства, направлена на то, чтобы с одной стороны сделать деятельность правительства зримой, с другой – более плановой и организованной. Вот поэтому, на первый взгляд, есть такое обилие проектов и программ. На самом деле, это попытка упорядочить деятельность администрации и одновременно сделать ее видной. Губернатор обещала, что Санкт-Петербург станет городом европейских стандартов. Наше ведомство занимается их разработкой. В этом, наверное, самая главная разница между тем, что существовало до нас, при предыдущем правительстве, и что мы пытаемся внедрить. Это плановый характер городской экономики, измеримость деятельности чиновника и качества жизни за счет разработки, принятия, внедрения системы социальных стандартов, а также четкая взаимосвязь между тем, сколько государство тратит на ту или иную функцию обеспечения стандарта качества, и сколько стоит ее исполнение. Стандарты разработаны во многих отраслях. При принятии бюджета вы увидите их там в достаточно большом количестве.
– Среди прочих новых методов управления можно, наверное, выделить новую систему работы с городским заказом. Сегодня главные распорядители имеют право распоряжаться суммами, не превышающими 5 млн рублей. Все остальное – компетенция Государственной конкурсной комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга и межведомственных конкурсных комиссий. Это себя оправдывает?
– На сегодняшний день реальный объем экономии – более 500 млн рублей. Город на внедрение новой системы горзаказа затратил 12 млн рублей. Да, это достаточно большие деньги, но укажите мне еще такой проект с такой экономической эффективностью. В целом, по итогам года мы выйдем на экономию 700–800 млн. Это значительно меньше, чем то, на что мы рассчитывали, принимая соответствующее решение, но причины объективны. Из-за отсутствия подготовленной документации мы оказались не готовы к конкурсным процедурам. В итоге конкурсы стали проводиться с запозданием в квартал. Но на следующий год у нас есть возможность исправить эту ошибку и соответственно сэкономить гораздо более значительную сумму. Можно все, что угодно, говорить, но наблюдается одна особенность: конкурс проводится – есть экономия 10–15 процентов, в остальных случаях – экономии нет. И участие членов правительства в проведении конкурсов совершенно оправдано. Не только потому, что вице-губернаторам это позволяет контролировать процесс, видеть, на что тратятся деньги. Самое главное – реальных нарушений стало на порядок меньше.
– Владимир Викторович, на последнем заседании правительства города Вы отчитались о работе в I полугодии. И хотя показатели неплохие, экономика развивается, чувствовалось, что Вы итогами не совсем довольны.
– Экономика города развивается достаточно успешно. Темпы роста промышленного производства примерно в два раза выше среднероссийских. Индекс роста промышленности по России составляет 107, у нас – 116. Это то, что хорошо. Что плохо и что, наверное, беспокоит – определенное падение инвестиций в основной капитал. Поэтому правительство должно обратить особое внимание на упрощение инвестиционного процесса, снятие демонстративных барьеров в процедурах получения земли, но самое главное – подключение к сетям естественных монополистов. В ближайшее время в правительство будет внесен пакет нормативных актов. Это план мероприятий по регулированию тарифной политики. И там будет как раз решен вопрос об оплате за присоединение к сетям. Не удовлетворяет и то, что введено всего 80 процентов жилья от уровня прошлого года. Причин здесь много. О них подробно говорил председатель Комитета по строительству. Но, на мой взгляд, город должен обратить внимание на два фактора. Прежде всего, доступ к земле, упрощение этого порядка, и, во-вторых – подключение к сетям, естественно. Это особенно больно бьет по промышленному строительству. Потому что, если жилищное строительство не так жестко нормировано, оно очень часто кредитуется, осуществляется за счет средств дольщиков по договорам долевого строительства, а они не такие жесткие кредиторы, то по договорам промышленного строительства оно, в основном, осуществляется на банковские кредиты, на заемный капитал, а здесь сроки строительства являются определяющими. В результате нашей работы горожане должны увидеть ремонтирующиеся улицы, новые автобусы, новые трамваи, новые вагоны метро, которые город покупает на те налоги, что платят люди. А источником привлечения этих налогов является сегодня не ужесточение фискальной политики, а рост экономики. Вот это, наверное, самое главное, зримое, обнадеживающее.
– В продолжение разговора о строительстве. Не влияет ли на снижение темпов ввода строительных объектов практически не развивающийся рынок строительных материалов?
– Действительно, рынок стройматериалов в Петербурге очень незначительный. У нас примерно на 30 процентов вырос объем затрат, которые граждане тратят на приобретение жилья, при этом доля промышленного производства строительных материалов практически не возросла. Понятно, что прямой зависимости ввода строительных объектов и рынка стройматериалов нет. Выйдете на любую трассу и увидите грузовики с кирпичом, досками, другими материалами, идущие к нам из других регионов. Вместе с тем, для инвесторов, приходящих в город, это лакомый кусок, потому что рынок строительных материалов в Санкт-Петербурге (а это больше $1 млрд) при этом очень локализованный – все-таки город имеет небольшую площадь. Наверное, мы должны в первую очередь информировать бизнес и обращать его внимание на то, что тут существует огромная бизнес-ниша. На сегодняшний момент это одна часть. Другая состоит в том, что, если бы все стройматериалы производились у нас, то и доходы от этого бизнеса оставались бы в городе. А пока деньги зарабатывают другие регионы.
– Раз уж мы коснулись доходов, поясните, пожалуйста, каким образом городское правительство собирается возмещать выпадающие, в соответствии с принятием федерального пакета из 155 законов, доходы.
– Безусловно, компенсирующие источники будут найдены, но, положительно оценить это решение федерациине могу. Уход этих источников ничего принципиально не меняет с точки зрения потребителя, но отсутствие замены этих доходов в бюджетах субъектов федерации и муниципальных образований является для некоторых из них катастрофическим. Сегодня у нас с вами, наверно, нет ни одного примера, когда подобные изменения приводили к каким-либо серьезным компенсациям из бюджета. Госпожа Дмитриева, депутат Государственной думы от Санкт-Петербурга, привела такую экспертную оценку: по ее мнению городской бюджет за последние пять лет потерял 45 млрд рублей из-за изменения структуры межбюджетных отношений, получив взамен только, примерно, 5–7 млрд. Счет там, явно, не в нашу пользу. Эти потери мы можем возместить только за счет более полного администрирования, большего сбора существующих у нас источников. У города имеются резервы – это более взвешенная политика взимания платежей за землю. Поэтому все представители финансово-экономического блока работают над повышением стоимости земли. Второе – это администрирование акцизов. Именно этим вызвано такое внимание к алкоголю, а до этого – к нефтетрейдерам. И третье – это средства, связанные с управлением собственностью и приватизация ненужных городу предприятий, продажа акций.
– Но, наверное, не меньшую роль может сыграть и промышленная политика правительства, привлечение инвестиций?
– Согласен, для нашего мегаполиса, который всегда был центром промышленного и научного потенциала, развитие промышленности очень важно. Прежде всего потому, что именно промышленность поставляет основной доход в бюджет. Именно работники промышленных предприятий платят наибольший подоходный налог. Что надо сделать, чтобы промышленность развивалась? В первую очередь, совершенно необходимо поменять процедуру выделения земельных участков под промышленные цели. Промышленная зона должна быть оформлена как отдельный объект управления, и в ней должен быть упрощен порядок. В частности, если строительство не выходит за границы охранной промышленной зоны, то получать согласование муниципального совета вовсе не обязательно, что, на сегодняшний момент, требуется по местному законодательству и что нерационально. Кроме того, промышленные зоны должны иметь единый градостроительный регламент, предварительное разделение земельных участков на кадастровые номера, на отдельные кварталы, чтобы упростить порядок и, самое главное, сократить сроки выдачи всей разрешительной документации и документации, определяющей юридический статус земельного участка. Соответствующий пакет документов в ближайшее время, мы рассчитываем, что уже в августе будет вынесен на рассмотрение правительства. Кроме того, на уровне города для промышленных предприятий мы сейчас делаем следующее: помимо предоставления территории и обеспечения энергетикой мы помогаем решать кадровые вопросы, проблемы транспортного обеспечения, оказываем помощь в продвижении товаров на рынке.
Реально у нас была большая работа с железной дорогой. Сейчас заканчивается работа с привлечением петербургских предприятий к исполнению городского заказа, поддержка на отраслевых, международных выставках. Сейчас будет «Агрорусь», «Российский промышленник». До этого были выставки в Будапеште и Ганновере. Это то, что в рамках компетенции города, то, что мы реально можем делать, исходя из наших средств. Но, говоря о развитии промышленности, нельзя забывать, что немаловажную роль здесь играют инвестиции. А они не пойдут в город, пока не будет решена главная проблема – сокращение времени получения разрешения на строительство и подключение к системам естественных монополистов. На сегодняшний момент мы имеем анекдотичные истории, когда просят предоставить 5 кВт на Невском проспекте, или 1 кубометр воды в сутки для подключения того или иного торгового предприятия, а им отвечают, что не имеют технической возможности. Это то, что действительно тормозит развитие экономики города. Поэтому и частные капиталовложения не растут. Если уж компании первой величины – «Пепси-кола», «Ригли», «Жиллетт» – первоклассные иностранные инвесторы, крупнейшие компании, годами получают соответствующие разрешения на строительство, то, это, на мой взгляд, совершенно неправильно.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Владимир Викторович Бланк, 37 лет, женат, воспитывает троих сыновей.
Окончил Ленинградский механический институт, Академию права и управления. Работал директором филиала ПсковАкоБанка в Санкт-Петербурге, управляющим Муниципальной финансовой корпорацией (Псков), финансовым директором завода «Пластпром» (Псков), директором завода «Протек» (Псковская область), советником Главы Администрации Псковской области. В 2001–2002 годах – заместитель главы Администрации Псковской области. Отвечал за инвестиционную политику и привлечение инвестиций, электроэнергетику, государственное регулирование цен и тарифов, программы, финансируемые из бюджета, природопользование. С 2002 года – заместитель председателя правления ОАО «Промстройбанк» (Санкт-Петербург). Член Экспертного Совета при Полномочном представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе, входил в рабочую группу по разработке долгосрочной Стратегии социально-экономического развития округа на период до 2015 года.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
– Владимир Викторович, в чем суть новых методов управления, которые Вы стремитесь внедрить?
– Если говорить о новых методах управления, которые мы пытаемся на сегодняшний день внедрить, то сегодня огромная работа, проводимая нашим ведомством, другими органами правительства, направлена на то, чтобы с одной стороны сделать деятельность правительства зримой, с другой – более плановой и организованной. Вот поэтому, на первый взгляд, есть такое обилие проектов и программ. На самом деле, это попытка упорядочить деятельность администрации и одновременно сделать ее видной. Губернатор обещала, что Санкт-Петербург станет городом европейских стандартов. Наше ведомство занимается их разработкой. В этом, наверное, самая главная разница между тем, что существовало до нас, при предыдущем правительстве, и что мы пытаемся внедрить. Это плановый характер городской экономики, измеримость деятельности чиновника и качества жизни за счет разработки, принятия, внедрения системы социальных стандартов, а также четкая взаимосвязь между тем, сколько государство тратит на ту или иную функцию обеспечения стандарта качества, и сколько стоит ее исполнение. Стандарты разработаны во многих отраслях. При принятии бюджета вы увидите их там в достаточно большом количестве.
– Среди прочих новых методов управления можно, наверное, выделить новую систему работы с городским заказом. Сегодня главные распорядители имеют право распоряжаться суммами, не превышающими 5 млн рублей. Все остальное – компетенция Государственной конкурсной комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга и межведомственных конкурсных комиссий. Это себя оправдывает?
– На сегодняшний день реальный объем экономии – более 500 млн рублей. Город на внедрение новой системы горзаказа затратил 12 млн рублей. Да, это достаточно большие деньги, но укажите мне еще такой проект с такой экономической эффективностью. В целом, по итогам года мы выйдем на экономию 700–800 млн. Это значительно меньше, чем то, на что мы рассчитывали, принимая соответствующее решение, но причины объективны. Из-за отсутствия подготовленной документации мы оказались не готовы к конкурсным процедурам. В итоге конкурсы стали проводиться с запозданием в квартал. Но на следующий год у нас есть возможность исправить эту ошибку и соответственно сэкономить гораздо более значительную сумму. Можно все, что угодно, говорить, но наблюдается одна особенность: конкурс проводится – есть экономия 10–15 процентов, в остальных случаях – экономии нет. И участие членов правительства в проведении конкурсов совершенно оправдано. Не только потому, что вице-губернаторам это позволяет контролировать процесс, видеть, на что тратятся деньги. Самое главное – реальных нарушений стало на порядок меньше.
– Владимир Викторович, на последнем заседании правительства города Вы отчитались о работе в I полугодии. И хотя показатели неплохие, экономика развивается, чувствовалось, что Вы итогами не совсем довольны.
– Экономика города развивается достаточно успешно. Темпы роста промышленного производства примерно в два раза выше среднероссийских. Индекс роста промышленности по России составляет 107, у нас – 116. Это то, что хорошо. Что плохо и что, наверное, беспокоит – определенное падение инвестиций в основной капитал. Поэтому правительство должно обратить особое внимание на упрощение инвестиционного процесса, снятие демонстративных барьеров в процедурах получения земли, но самое главное – подключение к сетям естественных монополистов. В ближайшее время в правительство будет внесен пакет нормативных актов. Это план мероприятий по регулированию тарифной политики. И там будет как раз решен вопрос об оплате за присоединение к сетям. Не удовлетворяет и то, что введено всего 80 процентов жилья от уровня прошлого года. Причин здесь много. О них подробно говорил председатель Комитета по строительству. Но, на мой взгляд, город должен обратить внимание на два фактора. Прежде всего, доступ к земле, упрощение этого порядка, и, во-вторых – подключение к сетям, естественно. Это особенно больно бьет по промышленному строительству. Потому что, если жилищное строительство не так жестко нормировано, оно очень часто кредитуется, осуществляется за счет средств дольщиков по договорам долевого строительства, а они не такие жесткие кредиторы, то по договорам промышленного строительства оно, в основном, осуществляется на банковские кредиты, на заемный капитал, а здесь сроки строительства являются определяющими. В результате нашей работы горожане должны увидеть ремонтирующиеся улицы, новые автобусы, новые трамваи, новые вагоны метро, которые город покупает на те налоги, что платят люди. А источником привлечения этих налогов является сегодня не ужесточение фискальной политики, а рост экономики. Вот это, наверное, самое главное, зримое, обнадеживающее.
– В продолжение разговора о строительстве. Не влияет ли на снижение темпов ввода строительных объектов практически не развивающийся рынок строительных материалов?
– Действительно, рынок стройматериалов в Петербурге очень незначительный. У нас примерно на 30 процентов вырос объем затрат, которые граждане тратят на приобретение жилья, при этом доля промышленного производства строительных материалов практически не возросла. Понятно, что прямой зависимости ввода строительных объектов и рынка стройматериалов нет. Выйдете на любую трассу и увидите грузовики с кирпичом, досками, другими материалами, идущие к нам из других регионов. Вместе с тем, для инвесторов, приходящих в город, это лакомый кусок, потому что рынок строительных материалов в Санкт-Петербурге (а это больше $1 млрд) при этом очень локализованный – все-таки город имеет небольшую площадь. Наверное, мы должны в первую очередь информировать бизнес и обращать его внимание на то, что тут существует огромная бизнес-ниша. На сегодняшний момент это одна часть. Другая состоит в том, что, если бы все стройматериалы производились у нас, то и доходы от этого бизнеса оставались бы в городе. А пока деньги зарабатывают другие регионы.
– Раз уж мы коснулись доходов, поясните, пожалуйста, каким образом городское правительство собирается возмещать выпадающие, в соответствии с принятием федерального пакета из 155 законов, доходы.
– Безусловно, компенсирующие источники будут найдены, но, положительно оценить это решение федерациине могу. Уход этих источников ничего принципиально не меняет с точки зрения потребителя, но отсутствие замены этих доходов в бюджетах субъектов федерации и муниципальных образований является для некоторых из них катастрофическим. Сегодня у нас с вами, наверно, нет ни одного примера, когда подобные изменения приводили к каким-либо серьезным компенсациям из бюджета. Госпожа Дмитриева, депутат Государственной думы от Санкт-Петербурга, привела такую экспертную оценку: по ее мнению городской бюджет за последние пять лет потерял 45 млрд рублей из-за изменения структуры межбюджетных отношений, получив взамен только, примерно, 5–7 млрд. Счет там, явно, не в нашу пользу. Эти потери мы можем возместить только за счет более полного администрирования, большего сбора существующих у нас источников. У города имеются резервы – это более взвешенная политика взимания платежей за землю. Поэтому все представители финансово-экономического блока работают над повышением стоимости земли. Второе – это администрирование акцизов. Именно этим вызвано такое внимание к алкоголю, а до этого – к нефтетрейдерам. И третье – это средства, связанные с управлением собственностью и приватизация ненужных городу предприятий, продажа акций.
– Но, наверное, не меньшую роль может сыграть и промышленная политика правительства, привлечение инвестиций?
– Согласен, для нашего мегаполиса, который всегда был центром промышленного и научного потенциала, развитие промышленности очень важно. Прежде всего потому, что именно промышленность поставляет основной доход в бюджет. Именно работники промышленных предприятий платят наибольший подоходный налог. Что надо сделать, чтобы промышленность развивалась? В первую очередь, совершенно необходимо поменять процедуру выделения земельных участков под промышленные цели. Промышленная зона должна быть оформлена как отдельный объект управления, и в ней должен быть упрощен порядок. В частности, если строительство не выходит за границы охранной промышленной зоны, то получать согласование муниципального совета вовсе не обязательно, что, на сегодняшний момент, требуется по местному законодательству и что нерационально. Кроме того, промышленные зоны должны иметь единый градостроительный регламент, предварительное разделение земельных участков на кадастровые номера, на отдельные кварталы, чтобы упростить порядок и, самое главное, сократить сроки выдачи всей разрешительной документации и документации, определяющей юридический статус земельного участка. Соответствующий пакет документов в ближайшее время, мы рассчитываем, что уже в августе будет вынесен на рассмотрение правительства. Кроме того, на уровне города для промышленных предприятий мы сейчас делаем следующее: помимо предоставления территории и обеспечения энергетикой мы помогаем решать кадровые вопросы, проблемы транспортного обеспечения, оказываем помощь в продвижении товаров на рынке.
Реально у нас была большая работа с железной дорогой. Сейчас заканчивается работа с привлечением петербургских предприятий к исполнению городского заказа, поддержка на отраслевых, международных выставках. Сейчас будет «Агрорусь», «Российский промышленник». До этого были выставки в Будапеште и Ганновере. Это то, что в рамках компетенции города, то, что мы реально можем делать, исходя из наших средств. Но, говоря о развитии промышленности, нельзя забывать, что немаловажную роль здесь играют инвестиции. А они не пойдут в город, пока не будет решена главная проблема – сокращение времени получения разрешения на строительство и подключение к системам естественных монополистов. На сегодняшний момент мы имеем анекдотичные истории, когда просят предоставить 5 кВт на Невском проспекте, или 1 кубометр воды в сутки для подключения того или иного торгового предприятия, а им отвечают, что не имеют технической возможности. Это то, что действительно тормозит развитие экономики города. Поэтому и частные капиталовложения не растут. Если уж компании первой величины – «Пепси-кола», «Ригли», «Жиллетт» – первоклассные иностранные инвесторы, крупнейшие компании, годами получают соответствующие разрешения на строительство, то, это, на мой взгляд, совершенно неправильно.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Владимир Викторович Бланк, 37 лет, женат, воспитывает троих сыновей.
Окончил Ленинградский механический институт, Академию права и управления. Работал директором филиала ПсковАкоБанка в Санкт-Петербурге, управляющим Муниципальной финансовой корпорацией (Псков), финансовым директором завода «Пластпром» (Псков), директором завода «Протек» (Псковская область), советником Главы Администрации Псковской области. В 2001–2002 годах – заместитель главы Администрации Псковской области. Отвечал за инвестиционную политику и привлечение инвестиций, электроэнергетику, государственное регулирование цен и тарифов, программы, финансируемые из бюджета, природопользование. С 2002 года – заместитель председателя правления ОАО «Промстройбанк» (Санкт-Петербург). Член Экспертного Совета при Полномочном представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе, входил в рабочую группу по разработке долгосрочной Стратегии социально-экономического развития округа на период до 2015 года.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
рубрика:
Точка зрения
