Вертикаль против регионов

Несмотря на создание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, до сих пор нет ясности, на кого собственно будут возложены функции контроля и надзора в строительной отрасли. Либо этим займется федеральный центр, либо органы региональной власти.

В Санкт-Петербурге, как и в любом другом крупном российском городе, существуют, пожалуй, всего два ресурса, которые, оказывая определяющее значение на развитие инвестиционно-строительного рынка, являются объектом скрытых и явных мечтаний чиновников. К таковым относится управление земельным ресурсом, а также контроль и надзор за ведением строительного процесса. И если находящийся в руках Правительства Санкт-Петербурга механизм распределения земельных участков под застройку через процедуру торгов начинает со скрипом разгоняться, то с контролем и надзором в строительстве ясности пока нет.
В связи с этим напомним, что многих экспертов строительного рынка смутил майский президентский указ за №649, который изменил ранее сформированную иерархию служб и агентств. По этому указу, в частности, служба по технологическому надзору была выведена из подчинения главы Минпромэнергетики РФ Виктора Христенко и, соединившись с двумя другими видами надзора, преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, контроль над которой получил премьер-министр Михаил Фрадков. Совсем недавно российское правительство утвердило положение об этой службе, но вопрос контроля и надзора за качеством строительства остался открытым. Как заметил наш источник в Москве, скорее всего, вопрос решится в октябре текущего года. Именно к этому сроку должно быть принято окончательное решение о том, будет ли сфокусирована работа Федеральной службы на каких-то узкоспециализированных строительных направлениях, либо же она «подомнет» под себя контроль над всем национальным строительством.
Тем временем, как мы уже сообщали (см. «Строительный Еженедельник» №30 за 2004 год), в Санкт-Петербурге теоретически все готово для создания региональной службы государственного строительного надзора и экспертизы, в которой предполагается объединить функции Госархстройнадзора и Управления государственной вневедомственной экспертизы. Однако детали этого проекта его инициаторы – городские власти – тщательно скрывают. Впрочем, это неудивительно: если создать службу сейчас, а впоследствии выяснится, что контролирующие функции отданы федеральному центру, то этот шаг будет выглядеть политически опрометчивым. Правда и в нынешнем (условном) виде наличие такой службы идет вразрез с посылом Президента России, который считает, что контроль и надзор должны осуществлять самостоятельные структуры, не подчиненные региональным органам власти, потому что в противном случае ими можно будет управлять.
Таким образом, можно сформулировать основные преимущества и недостатки двух упомянутых вариантов. Если Правительством РФ будет принято решение о передаче функций контроля и надзора в строительной сфере в ведение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и наделении ее сотрудников в регионах реальными властными полномочиями, то это, безусловно, позитивно отразится на процедуре контроля над качеством строительства. Если же региональные инспекторы такими полномочиями обладать не будут, то сохранится нынешняя ситуация, когда строительные компании отделываются небольшими штрафами, а попытка отъема у них лицензий растягивается на продолжительное время (надо действовать через Москву), и совсем не факт, что она закончится удачно.
В случае образования региональной службы государственного строительного надзора и экспертизы, к компаниям-нарушителям со стороны местных властей могут быть применены более серьезные и оперативные меры воздействия вплоть до «отлучения» фирм с рынка. Но в этом случае городская власть или отдельные чиновники могут соблазниться своей «кураторской ролью» и использовать ее в определенных интересах, например, в рамках конкурентных предпочтений или «доводки» объемов сдаваемого жилья до нужных цифр. Сегодня эта тема особенно актуальна.
Какой из двух вариантов в конечном итоге будет пролоббирован в российском правительстве, решится в ближайшие два месяца, тогда мы и узнаем, будет ли построена (реанимирована) федеральная контролирующая вертикаль, или же функции надзора и контроля в сфере строительства отдадут на откуп региональным властям.

Автор: Андрей Теплоухов
рубрика: Правила игры
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.