Эффективно управлять собственностью может только частник

Одна из самых непростых сфер городского хозяйства – управление государственным имуществом. Особенно, когда речь идет о таком крупном центре, как Петербург. В нашем городе, как ни в каком другом в мире, огромное количество памятников архитектуры, по разным данным – от 2 тыс. до 7 тыс. Здесь тесно переплелись интересы федерации, региона и местной власти. Как сделать так, чтобы собственность была эффективна и приносила максимальный доход? Что предпринять в отношении разрушающихся памятников архитектуры? Как поступить с государственным имуществом, лежащим мертвым грузом и не приносящим доход? Как убедить горожан, что продажа недвижимости в собственность не всегда плохо? На эти и другие вопросы нашему корреспонденту ответил один из немногих руководителей городского правительства, которых можно отнести к категории молодых управленцев-профессионалов, председатель КУГИ Игорь Михайлович Метельский.

– Игорь Михайлович, поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями, в какой стадии находится решение вопроса об акционировании городских унитарных предприятий (ГУП), принятое еще в феврале нынешнего года. Будет ли оно выполнено в полной мере?
– На сегодняшний день из 76 государственных унитарных предприятий, включенных в список на акционирование, готовы документы по 27 предприятиям, причем по пяти предприятиям находятся на последней стадии разработки. В отношении 12 предприятий принято решение о ликвидации. Процесс идет непросто, потому что предприятия не желают открывать данные о своей хозяйственной деятельности. А ведь наша главная задача – сделать деятельность предприятия более «прозрачной». Только в этом случае возможно эффективное управление.
Переход от государственной собственности к частной – не просто к акционированию, а к продаже предприятия – возможен двумя способами. Первый – акционирование и продажа акций, второй – продажа предприятия непосредственно как имущественного комплекса. Для формирования уставного капитала акционерного общества необходимо наличие имущественного комплекса не менее 100 тыс. руб. Если имущества на такую сумму не набирается, то будем проводить приватизацию путем продажи имущественного комплекса.

– Какие ГУП в первую очередь ждет реорганизация?
– В АО должно быть реорганизовано большинство ГУП. Некоторые из них, имеющие непосредственное отношение к городской инфраструктуре (в частности, это касается объектов инфраструктуры «Мостотреста», «Ленсвета»), следует реорганизовать в государственные учреждения. Они, по сути, будут являться держателями городского имущества, и будут нести за него ответственность, финансируясь из бюджета через систему заказчиков отраслевых комитетов. Сами же предприятия, за исключением инфраструктурных объектов, также должны быть преобразованы в АО. Естественно, мы не включаем в программу приватизации и городских монополистов – к их реорганизации нужно относиться очень продуманно. Я имею в виду ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», Водоканал, транспортный комплекс.

– На последнем заседании городского правительства одобрен проект закона «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга». В чем его суть?
– Этим законом мы хотим ввести планирование приватизации путем утверждения ежегодной программы приватизации. В нее войдут следующие сведения:
– перечень ГУПов;
– перечень акций и долей Санкт-Петербурга в уставных капиталах хозяйственных обществ, цена которых составляет более 3 млн рублей;
– размер предполагаемых доходов от приватизации имущества;
– размер предполагаемых расходов на организацию и проведение приватизации.
Наша цель – обеспечить большую социальную и экономическую обоснованность решений о приватизации. Принятие закона позволит включить доходы от приватизации в бюджет города. Сегодня этого нет.

– Если говорить о продаже имеющихся у города пакетов акций различных структур, то приватизация каких объектов является наиболее актуальной и приоритетной?
– У города остается не так уж много пакетов акций. Несмотря на наличие тех или иных нюансов, я убежден в главном: сегодня удерживание бизнеса в государственных руках неэффективно, ведь государство, в принципе, неэффективный собственник. Поэтому системная постановка вопроса предполагает везде, где возможно, привлекать частных инвесторов, частный капитал. Это абсолютно нормальный процесс, который позволит повысить доходность государственной собственности (не только в смысле прямых доходов, но и косвенных, в виде налогов), будет способствовать развитию экономики города, сделает условия жизни более достойными, комфортными...

– На пресс-конференции в РИА «Росбалт» Вы сообщили, что принято решение о приватизации в ближайшее время пакетов акций 65 акционерных обществ. Какие предприятия в их числе? Входят ли в него 27 акционированных ГУП?
– Нет, вновь акционированные петербургские ГУП в список не вошли. В него включены 65 обществ, не являющихся системообразующими для города. Там самые разные предприятия – от «пустышек» до нормально работающих, но не представляющих интереса для города. В результате продажи пакета акций мы не только получим доход непосредственно от продажи, но и создадим условия для вовлечения имущества в оборот, привлечения инвесторов. То есть город получит дополнительные налоги, в частности, за счет более эффективного управления собственностью, которое в состоянии обеспечить лишь частная структура.

– Приватизация предприятий – это одна сторона. Сегодня вы активно занимаетесь приватизацией неликвидного жилого фонда. «Все – на продажу» – это девиз дня?
– Дело в том, что в городе есть огромное количество подвальных и полуподвальных помещений в абсолютно запущенном состоянии. Желающих взять их в аренду – нет. Ведь для эксплуатации необходимо вложить огромные средства. А вот чтобы приобрести в собственность, становятся в очередь. Сегодня на одно из подобных помещений на Советской улице заявилось 42 претендента, помещение ушло по 40 тыс. рублей за кв. метр. Если в прошлом году за продажу неликвидного имущества город получил 83,7 млн рублей (стоимость 1 кв. метра – 7, 5 тыс. рублей), то в этом году средняя цена уже подросла до 12,2 тыс. рублей, продано 96 помещений за 122 млн рублей. Первоначальная цена – 51,9 млн рублей – превышена более чем в два раза.
Неликвидные помещения могут быть проданы двумя путями: либо через аукцион, либо путем публичного предложения (если подана одна заявка, или таковые отсутствуют вовсе). Причем, если в течение первого месяца после публикации не поступило ни одной заявки на аренду этого подвала, то ставка арендной платы снижается на 25 процентов, если и тогда не появилось желающих арендовать подвал, то готовятся документы на его продажу. Продажа производится только при условии, что покупатель ликвидирует аварийное состояние помещения в течение одного месяца. А потом, в зависимости от технических норм, определяется срок полного приведения его в порядок. За период 2002-2003 годов путем публичного предложения продано 17 объектов общей площадью 2 тыс. кв. метров, цена составила 6,8 млн рублей.

– Игорь Михайлович, как обстоят дела с продажей аварийных зданий?
– Аварийные здания реализуются в соответствии с распоряжением губернатора №33 вместе с участками земли, на которых они расположены. Существенное условие: в течение первых шести месяцев здание должно быть снесено, а далее за 42 месяца возведено новое, либо, если сноса не требуется, то реконструировано за 42 месяца. На сегодня продано 16 зданий из 44, за которые выручено 49,9 млн рублей. В ближайшее время планируется продать еще 11 зданий с начальной ценой 140 млн рублей. Главное здесь – снятие со здания статуса памятника. Сегодня мы имеем в Ломоносове несколько деревянных зданий, которые рушатся на глазах. Статус памятника не позволяет найти желающих на их приобретение. Ведь реставрация – дело дорогостоящее, а они в том состоянии, когда проще снести. Но памятники сносить нельзя, в этом вся сложность. Кстати, во Франции нашли такое решение проблемы. Если у здания, предположим, историческую ценность имеет дверь, то все остальное можно снести и вокруг этой двери построить современное здание. Может быть, нам тоже надо подумать о сохранности не всего здания, а отдельных его частей?

– И последний вопрос. Сегодня федеральное правительство находится в стадии реформирования. Как реформы отразятся на работе петербургского КУГИ?
– Естественно, любые изменения на федеральном уровне вызывают определенное беспокойство. Сейчас у КУГИ есть полномочия по управлению российской собственностью, и уже существуют устные договоренности о том, что они будут сохранены. В городе решено не создавать федеральную структуру, дублирующую комитет. Когда будет издано положение об агентстве, наши отношения оформятся окончательно. Что касается управления городским имуществом, у нас после избрания губернатора уже произошла административная реформа, и вряд ли сейчас целесообразны очередные перемены. Не стоит слепо следовать тому, что принимается на федеральном уровне. У нас есть возможность со стороны оценить то, как будет действовать новая система, а затем учесть ее плюсы в своей работе.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Игорь Михайлович Метельский родился в 1963 году. В 1990 году окончил Омский государственный университет по специальности «правоведение». С 1990 по 1993 год – аспирант юридического факультета СПбГУ. С 1995 по 1998 год возглавлял Юридическое Управление Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга. С 2002 года – генеральный директор ООО «Группа Юст», советник председателя КУГИ по юридическим вопросам на общественных началах.
Принимал участие в разработке федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также иных нормативных актов в сфере управления недвижимостью. Женат. Имеет сына и дочь.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Точка зрения
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.