Рифы двойных договоров
Деятельность товариществ собственников жилья (ТСЖ) не первый год находится в центре внимания городских властей и общественности. Не остаются равнодушными и депутаты Законодательного собрания. Так, Сергей Андреев задался вопросом: почему средства от оплаты коммунальных услуг нанимателями квартир минуют счета ТСЖ?
В своем запросе губернатору Сергей Андреев акцентирует внимание на актуальности темы о реформировании жилищно-коммунального хозяйства путем создания ТСЖ в домах государственного жилищного фонда и появлении альтернативных РЖА обслуживающих организаций. Однако он считает, что при этом не учитывается факт наличия разных форм собственности и отсутствие практики применения единого договора для собственников и нанимателей, проживающих в домах ТСЖ. С точки зрения депутата, проблема так называемых «двойных договоров» возникает сразу с момента создания новых товариществ, и она будет тормозить проведение реформы в системе ЖКХ.
Система устарела
Сергей Андреев считает, что сложившаяся в Петербурге практика финансирования ЖКХ устарела и усложняет расчеты между поставщиками услуг, собственниками и нанимателями жилья, а зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Как правило, утверждает он, город получает долевую собственность в ТСЖ, так как инвестор при выполнении условий при получении разрешения на проектирование и строительство конкретного жилого дома нередко предоставляет несколько квартир городским очередникам или жителям расселяемых аварийных домов. Квартиры город предоставляет нанимателям, с которыми РЖА заключает договоры. Второй важный момент: ТСЖ при этом заключает договоры только с собственниками и получает проблемы, связанные с тем, что оплачивает все услуги со своего расчетного счета, но при этом РЖА не переводит в ТСЖ средства за услуги, предоставленные нанимателям. Таким образом, в ТСЖ действуют два вида договоров на обслуживание: один для собственников, второй для нанимателей. При этом РЖА перекладывает ответственность за обслуживание на сами ТСЖ, но исправно получает квартплату, которая поступает именно в РЖА, а не на расчетные счета ТСЖ.
Депутат просит разъяснить, какой нормативный документ регулирует распределение финансовых потоков между РЖА и ТСЖ по оплате жилищно-коммунальных услуг и планирует ли городское правительство осуществлять практику единого договора в домах ТСЖ?
Ждите проекта
В ответе Валентины Матвиенко сообщается, что порядок исполнения городом как собственником жилых помещений, расположенных в домах объединений собственников жилья обязательств по оплате коммунальных услуг, их содержанию и иных обязательств, определен распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда «О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминимумов» (№310-р от 16.03.2001). Форма примерного договора на услуги, содержание и ремонт жилых помещений, являющихся собственностью города, а также на содержание и сохранение доли Петербурга в общем имуществе жилого здания утверждена другим распоряжением комитета (№10-р от 25.12.2001). Как видим, обеспокоенность депутата имеет под собой основание: документы подписаны три года назад, а начавшаяся реформа ЖКХ вносит свои коррективы в отношения собственников жилья и нанимателей с РЖА.
Губернатор также утверждает, что платежи населения за услуги по договорам социального найма должны поступать в городской бюджет в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Обязанность заключения договоров найма при передаче гражданам помещений государственного фонда возложена на жилищные агентства административных районов Санкт-Петербурга. Как сообщает губернатор, «ТСЖ не являются наймодателями для нанимателей жилых помещений и, следовательно, не имеют оснований для взимания с них платежей за жилье и коммунальные услуги. Таким образом, при реформировании ЖКХ осуществлять практику применения единого договора в домах ТСЖ не представляется возможным».
Вряд ли такой ответ удовлетворит депутата, так что, возможно, стоит ожидать появления какого-то нового законопроекта, направленного на урегулирование непростой ситуации с двойными договорами в ТСЖ.
Автор: Елена Кузнецова
В своем запросе губернатору Сергей Андреев акцентирует внимание на актуальности темы о реформировании жилищно-коммунального хозяйства путем создания ТСЖ в домах государственного жилищного фонда и появлении альтернативных РЖА обслуживающих организаций. Однако он считает, что при этом не учитывается факт наличия разных форм собственности и отсутствие практики применения единого договора для собственников и нанимателей, проживающих в домах ТСЖ. С точки зрения депутата, проблема так называемых «двойных договоров» возникает сразу с момента создания новых товариществ, и она будет тормозить проведение реформы в системе ЖКХ.
Система устарела
Сергей Андреев считает, что сложившаяся в Петербурге практика финансирования ЖКХ устарела и усложняет расчеты между поставщиками услуг, собственниками и нанимателями жилья, а зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Как правило, утверждает он, город получает долевую собственность в ТСЖ, так как инвестор при выполнении условий при получении разрешения на проектирование и строительство конкретного жилого дома нередко предоставляет несколько квартир городским очередникам или жителям расселяемых аварийных домов. Квартиры город предоставляет нанимателям, с которыми РЖА заключает договоры. Второй важный момент: ТСЖ при этом заключает договоры только с собственниками и получает проблемы, связанные с тем, что оплачивает все услуги со своего расчетного счета, но при этом РЖА не переводит в ТСЖ средства за услуги, предоставленные нанимателям. Таким образом, в ТСЖ действуют два вида договоров на обслуживание: один для собственников, второй для нанимателей. При этом РЖА перекладывает ответственность за обслуживание на сами ТСЖ, но исправно получает квартплату, которая поступает именно в РЖА, а не на расчетные счета ТСЖ.
Депутат просит разъяснить, какой нормативный документ регулирует распределение финансовых потоков между РЖА и ТСЖ по оплате жилищно-коммунальных услуг и планирует ли городское правительство осуществлять практику единого договора в домах ТСЖ?
Ждите проекта
В ответе Валентины Матвиенко сообщается, что порядок исполнения городом как собственником жилых помещений, расположенных в домах объединений собственников жилья обязательств по оплате коммунальных услуг, их содержанию и иных обязательств, определен распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда «О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминимумов» (№310-р от 16.03.2001). Форма примерного договора на услуги, содержание и ремонт жилых помещений, являющихся собственностью города, а также на содержание и сохранение доли Петербурга в общем имуществе жилого здания утверждена другим распоряжением комитета (№10-р от 25.12.2001). Как видим, обеспокоенность депутата имеет под собой основание: документы подписаны три года назад, а начавшаяся реформа ЖКХ вносит свои коррективы в отношения собственников жилья и нанимателей с РЖА.
Губернатор также утверждает, что платежи населения за услуги по договорам социального найма должны поступать в городской бюджет в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Обязанность заключения договоров найма при передаче гражданам помещений государственного фонда возложена на жилищные агентства административных районов Санкт-Петербурга. Как сообщает губернатор, «ТСЖ не являются наймодателями для нанимателей жилых помещений и, следовательно, не имеют оснований для взимания с них платежей за жилье и коммунальные услуги. Таким образом, при реформировании ЖКХ осуществлять практику применения единого договора в домах ТСЖ не представляется возможным».
Вряд ли такой ответ удовлетворит депутата, так что, возможно, стоит ожидать появления какого-то нового законопроекта, направленного на урегулирование непростой ситуации с двойными договорами в ТСЖ.
Автор: Елена Кузнецова
рубрика:
Коридоры власти
