Бенефис Марии Щербаковой
На состоявшемся на прошедшей неделе заседании Правительства Санкт-Петербурга основное внимание и большая часть времени были посвящены двум вопросам, подготовленным Жилищным комитетом. Первый – о стандартах жилищных услуг, второй – о совершенствовании системы управления жилищным фондом. Оно и понятно. Все мы, и члены правительства в том числе, являемся потребителями жилищных услуг. Оттого и ажиотаж вокруг, казалось бы, простых вопросов, и конфуз – с одним из них.
Проект Постановления по стандартам жилищных услуг разрабатывался нелегко. В конце концов, жилищники пришли к мнению, что для того, чтобы нам всем жилось лучше, необходимо не менее четырех стандартов. Минимальный, когда услуг оказывается на 5,66 рубля на 1 кв. метр, удовлетворительный (заложенный в тарифы) – 8, 78 рубля, базовый – нормативные требования, к которым стоит стремиться – 12,22 рубля и комфортный – за дополнительную плату.
Вместо четырех – один
На бумаге все выглядело красиво. Но смятение в умы членов правительства внес председатель КУГИ Игорь Метельский. Его заинтересовало, как следует поступать в том случае, если один жилец на лестнице хочет жить по минимальному стандарту, другого устроит удовлетворительный, третий потребует базового. Еще, не дай Бог, найдется кто-то, готовый доплачивать за комфортный. По какому стандарту в таком случае будут оказываться услуги? Ответа найти не смогли. Соломоново решение, как всегда, приняла Валентина Матвиенко. «Документ сложноват для восприятия гражданами, – заявила губернатор. – Надо оставить один стандарт, тот, что заложен в тарифы, и его придерживаться». Так, длительное время готовившийся документ из-за одного вопроса потерял свою значимость. В соответствии с предложением губернатора, оставили один удовлетворительный стандарт. Правда, довести его жилищники уже в ближайшее время должны до каждой парадной.
В частные руки
Главная цель городской власти – снять с себя ответственность за все, чем власть управлять не в состоянии. Пожалуй, самой неуправляемой сферой уже давно является ЖКХ. Вот от нее и решили избавиться, как можно скорее. Уже через месяц привычные всем жилищно-эксплуатационные конторы будут объединены и превратятся в открытые акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. Причем, 50 процентов уставного фонда они получат в деньгах и 50 – материальной базой. Руководителя ОАО будут подбирать главы районов. На акционерные общества возлагаются обязанности по управлению жилищным фондом, обеспечению технической эксплуатации ЖФ и предоставление коммунальных услуг. В каждом районе будет создано по два-три ОАО.
Городские учреждения «Жилищное агентство», которые ныне управляют жилым фондом районов, останутся в качестве заказчиков, формирующих городской заказ по ЖКУ и осуществляющих контроль за деятельностью ОАО. Они будут заниматься адресным планированием, расчетами и начислением квартплаты, заключением договоров найма и содействием в организации ТСЖ и кондоминиумов. Причем, в конечном итоге, ГУЖА планируется ликвидировать. Это когда весь жилой фонд перейдет в собственность жителей – ТСЖ, ЖСК и кондоминиумы.
Реформаторы подсчитали, что с организацией ОАО средняя заработная плата уменьшится с нынешних 34 процентов до 13, а зарплата ИТР – и того более – до 8 процентов.
Зачем это нужно?
Прежде всего, по мнению реформаторов, акционирование приведет к повышению качества услуг. Непонятно только, почему сантехник дядя Вася, будучи сотрудником ЖЭСа, работал, спустя рукава, а в одночасье став акционером, будет работать как-то иначе.
Другая цель акционирования более доступна для понимания – попытка создать конкурентную среду. Наверное, частник, который раньше почему-то не шел на обслуживание жилья, видимо, из-за боязни конкуренции с государственным монстром, теперь, после акционирования, пожелает с тем же монстром конкурировать. Но тогда что будут делать ОАО со 100-процентным государственным капиталом? Разоряться? Тогда не проще ли было их разорить без всякого реформирования? Оно ведь, наверное, тоже денег стоит? Может, следовало сэкономить?
Эти сомнения относительно необходимости именно такого реформирования подтвердил в своем выступлении депутат Владимир Гольман. Он считает, что через месяц большинство акционерных обществ обанкротятся, так как нет подготовленных кадров менеджеров. (От себя добавим – и рабочих кадров тоже нет, потому что назвать кадрами тех специалистов с красными носами, которые сегодня составляют основной контингент эксплуатационных служб, язык не поворачивается).
Решение принято
Несмотря на бурное двухчасовое обсуждение вопроса, решение о реформировании было принято. До 1 октября должны быть разработаны проекты Уставов, до 15 – проведена инвентаризация материальных средств и организовано около пятидесяти АО, в том числе отдельно – автохозяйственное. В Кронштадте, Курортном районе и Красном Селе будет по одному ОАО.
Подводя итог, вице-губернатор Михаил Осеевский сказал: «Мы вступаем в очень серьезные реформы. Причем, акционирование – это только первый шаг. Следующий – приватизация этих АО и передача их в частные руки. Очень важно создать систему стимулирования менеджеров. Без этого мы ничего не добьемся».
В своем докладе председатель Жилищного комитета Мария Щербакова уверяла, что люди психологически готовы к акционированию. Однако непонятно, как можно быть готовым, когда нет ни системы стимулирования менеджеров, ни самих менеджеров. Ведь сложно начальника ЖЭСа, привыкшего к ничегонеделанию, представить в роли руководителя частного предприятия. Он как не умел организовать труд подчиненных, так и не будет уметь. А те предприниматели, которые уже чему-то научились, вряд ли пойдут в государственную структуру, как бы она ни называлась.
Автор: Лилиана Глазова
Проект Постановления по стандартам жилищных услуг разрабатывался нелегко. В конце концов, жилищники пришли к мнению, что для того, чтобы нам всем жилось лучше, необходимо не менее четырех стандартов. Минимальный, когда услуг оказывается на 5,66 рубля на 1 кв. метр, удовлетворительный (заложенный в тарифы) – 8, 78 рубля, базовый – нормативные требования, к которым стоит стремиться – 12,22 рубля и комфортный – за дополнительную плату.
Вместо четырех – один
На бумаге все выглядело красиво. Но смятение в умы членов правительства внес председатель КУГИ Игорь Метельский. Его заинтересовало, как следует поступать в том случае, если один жилец на лестнице хочет жить по минимальному стандарту, другого устроит удовлетворительный, третий потребует базового. Еще, не дай Бог, найдется кто-то, готовый доплачивать за комфортный. По какому стандарту в таком случае будут оказываться услуги? Ответа найти не смогли. Соломоново решение, как всегда, приняла Валентина Матвиенко. «Документ сложноват для восприятия гражданами, – заявила губернатор. – Надо оставить один стандарт, тот, что заложен в тарифы, и его придерживаться». Так, длительное время готовившийся документ из-за одного вопроса потерял свою значимость. В соответствии с предложением губернатора, оставили один удовлетворительный стандарт. Правда, довести его жилищники уже в ближайшее время должны до каждой парадной.
В частные руки
Главная цель городской власти – снять с себя ответственность за все, чем власть управлять не в состоянии. Пожалуй, самой неуправляемой сферой уже давно является ЖКХ. Вот от нее и решили избавиться, как можно скорее. Уже через месяц привычные всем жилищно-эксплуатационные конторы будут объединены и превратятся в открытые акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. Причем, 50 процентов уставного фонда они получат в деньгах и 50 – материальной базой. Руководителя ОАО будут подбирать главы районов. На акционерные общества возлагаются обязанности по управлению жилищным фондом, обеспечению технической эксплуатации ЖФ и предоставление коммунальных услуг. В каждом районе будет создано по два-три ОАО.
Городские учреждения «Жилищное агентство», которые ныне управляют жилым фондом районов, останутся в качестве заказчиков, формирующих городской заказ по ЖКУ и осуществляющих контроль за деятельностью ОАО. Они будут заниматься адресным планированием, расчетами и начислением квартплаты, заключением договоров найма и содействием в организации ТСЖ и кондоминиумов. Причем, в конечном итоге, ГУЖА планируется ликвидировать. Это когда весь жилой фонд перейдет в собственность жителей – ТСЖ, ЖСК и кондоминиумы.
Реформаторы подсчитали, что с организацией ОАО средняя заработная плата уменьшится с нынешних 34 процентов до 13, а зарплата ИТР – и того более – до 8 процентов.
Зачем это нужно?
Прежде всего, по мнению реформаторов, акционирование приведет к повышению качества услуг. Непонятно только, почему сантехник дядя Вася, будучи сотрудником ЖЭСа, работал, спустя рукава, а в одночасье став акционером, будет работать как-то иначе.
Другая цель акционирования более доступна для понимания – попытка создать конкурентную среду. Наверное, частник, который раньше почему-то не шел на обслуживание жилья, видимо, из-за боязни конкуренции с государственным монстром, теперь, после акционирования, пожелает с тем же монстром конкурировать. Но тогда что будут делать ОАО со 100-процентным государственным капиталом? Разоряться? Тогда не проще ли было их разорить без всякого реформирования? Оно ведь, наверное, тоже денег стоит? Может, следовало сэкономить?
Эти сомнения относительно необходимости именно такого реформирования подтвердил в своем выступлении депутат Владимир Гольман. Он считает, что через месяц большинство акционерных обществ обанкротятся, так как нет подготовленных кадров менеджеров. (От себя добавим – и рабочих кадров тоже нет, потому что назвать кадрами тех специалистов с красными носами, которые сегодня составляют основной контингент эксплуатационных служб, язык не поворачивается).
Решение принято
Несмотря на бурное двухчасовое обсуждение вопроса, решение о реформировании было принято. До 1 октября должны быть разработаны проекты Уставов, до 15 – проведена инвентаризация материальных средств и организовано около пятидесяти АО, в том числе отдельно – автохозяйственное. В Кронштадте, Курортном районе и Красном Селе будет по одному ОАО.
Подводя итог, вице-губернатор Михаил Осеевский сказал: «Мы вступаем в очень серьезные реформы. Причем, акционирование – это только первый шаг. Следующий – приватизация этих АО и передача их в частные руки. Очень важно создать систему стимулирования менеджеров. Без этого мы ничего не добьемся».
В своем докладе председатель Жилищного комитета Мария Щербакова уверяла, что люди психологически готовы к акционированию. Однако непонятно, как можно быть готовым, когда нет ни системы стимулирования менеджеров, ни самих менеджеров. Ведь сложно начальника ЖЭСа, привыкшего к ничегонеделанию, представить в роли руководителя частного предприятия. Он как не умел организовать труд подчиненных, так и не будет уметь. А те предприниматели, которые уже чему-то научились, вряд ли пойдут в государственную структуру, как бы она ни называлась.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти
