Новых законов для регистрации кондоминиумов не требуется

В одном из последних номеров «Строительного Еженедельника» мы рассказали о том, что депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга планируют принять законопроект «О предоставлении земельных участков собственникам жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов». Этот документ очень удивил чиновников и, в частности, председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (КЗР) Дмитрия Гордо. В беседе с нашим корреспондентом он назвал законопроект совершенно ненужным хотя бы потому, что он дублирует действующие нормативные документы.

– Дмитрий Владимирович, в чем конкретно Вы не согласны с депутатами городского парламента?
– В первую очередь, я не согласен с постановочным характером предлагаемого законопроекта. С одной стороны, он частично дублирует те нормативные документы, которые уже приняты городским правительством и сегодня действуют. С другой – депутаты почему-то предлагают регистрировать кондоминиумы как единый комплекс недвижимого имущества за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, что я считаю категорически неправильным. Пожалуйста, сравните затраты: сейчас квартплата в городе составляет в среднем 1200 рублей с одной квартиры в месяц, а при регистрации кондоминиума (например 100-квартирного дома) нужно единовременно заплатить всего 300 рублей с одной квартиры. Подчеркиваю, это одноразовая выплата.
Очевидно, следует привести нормативные документы, на которые я ссылаюсь – их немного. Во-первых, распоряжение правительства №69-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при осуществлении регистрации кондоминиумов как единых комплексов недвижимого имущества». Во-вторых, постановление правительства №1111, в котором КЗР делегировано право принятия решения об изданиях правовых актов о передаче земли в общую долевую собственность. В-третьих, распоряжение правительства №31-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при межевании земель и утверждении границ фактически используемых земельных участков». Наконец, распоряжение нашего Комитета №130-рк «Об организации работ по регистрации кондоминиумов».
Порядок регистрации, прописанный в этих документах, очень простой. ЖСК, ТСЖ или просто жители дома проводят общее собрание, на котором принимают решение о регистрации кондоминиума. После этого они одновременно обращаются в ГУИОН для оформления техпаспорта и в жилищный комитет для получения справки о составе инженерной инфраструктуры дома. С этим они приходят к нам, и далее идет работа КЗР. Кроме того, если домовладельцы хотят оформить землю в общую долевую собственность, то они должны нам принести нотариально заверенное соглашение всех сособственников об определении долей. Далее Комитет по земельным ресурсам и землеустройству издает соответствующее распоряжение о передаче земли в общую долевую собственности – и все. Вся процедура занимает два месяца (без учета натурных землеустроительных работ), хотя раньше на это уходило почти пять месяцев. Поэтому, повторюсь, вся нормативная база для упрощения регистрации кондоминиумов есть. Не нужно принимать каких-то законов и подзаконных актов. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге по старой схеме зарегистрировано около 400 кондоминиумов. По новой процедуре регистрацию проходят около 10 кондоминиумов.

– Почему тогда, на Ваш взгляд, депутаты все же инициировали создание такого законопроекта?
– По всей вероятности, некоторые депутаты считают, что государство должно само за жильцов все сделать. Но если нет протокола общего собрания жильцов дома, никто не сможет принудительно их загнать в кондоминиум.

– Какие законы в земельной сфере остро нужны городу?
– Зонирование нужно делать, Генплан. Его отсутствие – самый большой тормоз для развития Санкт-Петербурга. Сегодня распространена схема, когда инвестор приходит в город, сам ищет «пятно» и потом год разбирается, что на нем можно построить. Надо работать на опережение.

– Многих депутатов волнует размытость границ между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, вследствие чего в сфере земельных отношений якобы имеются определенные спорные моменты?
– В свое время между губернаторами Яковлевым и Сердюковым было подписано соглашение, в котором границы между городом и областью четко описаны. Причем этому соглашению предшествовала тяжелейшая пятилетняя работа, в том числе и в области различных согласований с той и с другой стороны. Было 38 спорных точек. Например, были такие «ляпы», что люди спали в области, а их кухня находилась в городе. Точно так же «резались» военные городки: казармы были в области, а жилые дома в городе и наоборот. Сейчас эти «ляпы» устранены. Кроме того, важно сказать, что в приложение к соглашению должен идти каталог координат. И, кстати, для того чтобы эти границы утвердить в Совете Федераций необходимо, чтобы каждый из двух субъектов принял со своей стороны законы о границах. Но описание и там и там должно быть абсолютно одинаковым, потому что это – совместная работы городских и областных архитекторов, земельщиков. А вообще, на мой взгляд, необходимо политическое решение. Самый простой путь – провести делимитацию границ. Но и без этого сейчас никаких земельных споров нет.

– А как будут осваиваться земельные участки вдоль КАД?
– Областные и городские архитекторы договорились, что проекты застройки территорий Ленобласти, прилегающих к городу, будут согласовываться с городскими органами градостроительства и архитектуры.

– Дмитрий Владимирович, в 2000 году была проведена инвентаризация земель, в ходе которой было выявлено, что свыше 8 тыс. пользователей земли либо неправильно оформили необходимые документы, либо вообще не имели таковых и, тем самым, использовали землю незаконно. Всем им было предложено заключить соответствующие договоры с КУГИ. А как обстоят с этим дела сейчас?
– В основном, к 2004 году эта работа закончена. Так, например, с начала года поступило в КЗР только 46 пакетов, и 26 из них направлены в КУГИ.

– Позвольте задать вопрос, находящийся вне Вашей прямой компетенции. Как Вы относитесь к нынешней процедуре торгов земельными участками в форме так называемого «короткого пакета»?
– Вопрос неоднозначный. Откуда у городского правительства появилась идея о продаже права аренды земли на шесть лет? А оттуда, что в период 1992–1999 годов застройщики хватали участки как «консервы». Впоследствии на полученной земле ничего не строили, не реконструировали. А потом цена «консервов» выросла в разы.
Нынешняя политика Правительства Санкт-Петербурга направлена на то, что раз уж вы взялись за строительство или реконструкцию определенного объекта, то и сделайте это в установленные сроки. Если же вы по каким-то причинам ничего не делаете, применяются штрафные санкции. Что касается мнения некоторых застройщиков о необходимости продажи земли в собственность, могу сказать одно: государство не хочет терять рычаги управления. К тому же ничто не мешает выкупать землю в собственность после сдачи объекта в эксплуатацию.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Дмитрий Владимирович Гордо родился 31 декабря 1958 года в Ленинграде. По окончании школы работал на заводе «Электросила», затем – срочная служба в армии. В 1985 году с отличием закончил Ленинградский военно-механический институт. До 1992 года работал в ЦКБ «Рубин». С 1992 года – первый заместитель председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. С 1997 года – председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. Является государственным советником РФ 3-го класса, государственным советником Санкт-Петербурга 1-го класса.

Автор: Андрей Теплоухов
рубрика: Точка зрения
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.