Гарантированные конфликты
Заседание суда по иску Министерства финансов РФ к городской администрации и РАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ) в очередной раз перенесено.
Напомним, что поводом для судебного разбирательства послужила странная история с обеспечением государственных гарантий возврата крупного кредита, взятого РАО «ВСМ» в ряде английских банков. В 1998 году, после многолетних согласований проекта строительства первой в России высокоскоростной магистрали, которая должна была соединить обе российские столицы, в РАО заговорили о том, что «все на мази», и скоро прокладка стальной магистрали реально начнется. Тогда же им был взят кредит на сумму $200 млн в английских банках Indosuez и SBC Warburg. Большая часть этих денег должна была пойти на постройку вокзального комплекса для высокоскоростных поездов на Лиговском проспекте, рядом с Московским вокзалом. Судьба этого очередного «проекта века» хорошо известна. Выбрав из кредита $65 млн, РАО прекратило обслуживание займа. А на месте вокзала появился огромный котлован, который в итоге был продан под строительство торгово-развлекательного центра. Когда разгорелся скандал, выяснилось, что кредит на самом деле ничем не обеспечен. Действительно, в 1997 году тогдашний губернатор Петербурга Владимир Яковлев подписал поручительство под бюджетные гарантии возврата кредита. Но наше Законодательное cобрание поручительства так и не утвердило. В итоге, английские банкиры запаниковали: возвращать кредит оказалось некому. У РАО таких финансовых возможностей не наблюдалось, а город оказался «ни при чем». В конце концов, в дело вступила «тяжелая артиллерия» в виде Минфина России. Министерство подало иск в Арбитражный суд с требованием включения долга РАО «ВСМ» в структуру госдолга Петербурга. Заседания арбитража уже неоднократно переносились по причине «непредоставления всех необходимых документов». Впрочем, как отмечают эксперты, судебное разбирательство становится чисто формальной процедурой, так как от продажи котлована на Лиговском проспекте выручено около $80 млн, что значительно превышает размер задолженности РАО. В то же время, скандал вокруг этого кредита, возможно, послужил одним из главных толчков, заставивших городские власти озаботиться формированием нормальной юридической базы, исключающей впредь подобные конфликты. Основой этой базы стали недавно принятые Правительством Санкт-Петербурга положения о государственных гарантиях инвестиционных проектов.
Ничего не теряя
Цель, которую преследуют городские власти, приняв эти положения, вероятно, заключается в улучшении инвестиционного климата в городе. При этом речь, очевидно, может идти только о крупных инвестиционных проектах (вроде того же высокоскоростного вокзала или строительства нового стадиона). Понятно, что кредитовать реализацию подобных «проектов века», учитывая предшествующий негативный опыт, желающих найдется сегодня немного. Гарантии же города должны унять страхи кредиторов. Что касается проектов, которые смогут получить горгосгарантии, то особо оговаривается, что они должны быть обязательно внесены в соответствующие городские программы. При этом городские власти постарались максимально подстраховаться на случай форс-мажора. Так, объем кредитов, привлекаемых в проект, не может превышать половины всех необходимых для этого средств. На вторую половину должен раскошелиться сам заемщик. Более того, заемная часть инвестиций должна быть обеспечена залогом активов и имущества заемщика. Таким образом, в случае чего, город просто передает залог кредиторам, практически ничего не теряя сам.
«Технические» вопросы, связанные с применением новых положений должны быть решены к концу этого года, когда Комитет финансов и КУГИ разработают конкретный порядок предоставления государственных гарантий Петербурга при реализации инвестиционных проектов.
Пациент скорее жив?
Так что, в этом случае можно сказать, что «нет худа без добра». Скандал с возвратом кредита для РАО «ВСМ» в конечном итоге вылился во вполне разумный и необходимый законодательный акт, который позволит городу застраховаться от подобных эксцессов в будущем, и, более того, улучшить инвестиционный климат, обеспечив приток средств в городскую казну.
Что же касается РАО «ВСМ» и его знаменитого проекта, то, похоже, он все же будет реализован. Министерство транспорта России серьезно занимается этим вопросом. По замыслу «реаниматоров» ВСМ, ее постройка должна вестись в увязке и параллельно со строительством скоростной платной автодороги между Москвой и Петербургом. Эти идеи вызваны не очередным приступом гигантомании, а вполне прагматичными соображениями транспортников. Ведь после постройки скоростной автотрассы, время перевозки грузов между обеими столицами серьезно сократится. А значит, львиная доля клиентов ОАО «РЖД» уйдет на автобан. Это, в свою очередь, приведет к огромным финансовым потерям железнодорожников на направлении, которое до последнего времени являлось для них наиболее прибыльным. В итоге, целый ряд проектов по развитию железнодорожной сети страны придется свернуть. Такая перспектива не устраивает ни «РЖД», ни российское правительство. Поэтому реанимации проекта строительства ВСМ здесь сейчас уделяют самое серьезное внимание.
Примечательно, что эту идею поддерживают и наши местные власти. Так, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков недавно заявил, что считает строительство высокоскоростной магистрали, равно как и скоростной автострады давно назревшими. Он также сказал, что Правительство Ленинградской области готово помочь в решении «административных вопросов», связанных с реализацией этих проектов.
Что касается РАО «ВСМ», то пока остается неясным, какова будет его роль в случае, если дорогу все же решат строить. Вместе с тем, проектные разработки его специалистов, очевидно, будут востребованы.
Автор: Игорь Черевко
Напомним, что поводом для судебного разбирательства послужила странная история с обеспечением государственных гарантий возврата крупного кредита, взятого РАО «ВСМ» в ряде английских банков. В 1998 году, после многолетних согласований проекта строительства первой в России высокоскоростной магистрали, которая должна была соединить обе российские столицы, в РАО заговорили о том, что «все на мази», и скоро прокладка стальной магистрали реально начнется. Тогда же им был взят кредит на сумму $200 млн в английских банках Indosuez и SBC Warburg. Большая часть этих денег должна была пойти на постройку вокзального комплекса для высокоскоростных поездов на Лиговском проспекте, рядом с Московским вокзалом. Судьба этого очередного «проекта века» хорошо известна. Выбрав из кредита $65 млн, РАО прекратило обслуживание займа. А на месте вокзала появился огромный котлован, который в итоге был продан под строительство торгово-развлекательного центра. Когда разгорелся скандал, выяснилось, что кредит на самом деле ничем не обеспечен. Действительно, в 1997 году тогдашний губернатор Петербурга Владимир Яковлев подписал поручительство под бюджетные гарантии возврата кредита. Но наше Законодательное cобрание поручительства так и не утвердило. В итоге, английские банкиры запаниковали: возвращать кредит оказалось некому. У РАО таких финансовых возможностей не наблюдалось, а город оказался «ни при чем». В конце концов, в дело вступила «тяжелая артиллерия» в виде Минфина России. Министерство подало иск в Арбитражный суд с требованием включения долга РАО «ВСМ» в структуру госдолга Петербурга. Заседания арбитража уже неоднократно переносились по причине «непредоставления всех необходимых документов». Впрочем, как отмечают эксперты, судебное разбирательство становится чисто формальной процедурой, так как от продажи котлована на Лиговском проспекте выручено около $80 млн, что значительно превышает размер задолженности РАО. В то же время, скандал вокруг этого кредита, возможно, послужил одним из главных толчков, заставивших городские власти озаботиться формированием нормальной юридической базы, исключающей впредь подобные конфликты. Основой этой базы стали недавно принятые Правительством Санкт-Петербурга положения о государственных гарантиях инвестиционных проектов.
Ничего не теряя
Цель, которую преследуют городские власти, приняв эти положения, вероятно, заключается в улучшении инвестиционного климата в городе. При этом речь, очевидно, может идти только о крупных инвестиционных проектах (вроде того же высокоскоростного вокзала или строительства нового стадиона). Понятно, что кредитовать реализацию подобных «проектов века», учитывая предшествующий негативный опыт, желающих найдется сегодня немного. Гарантии же города должны унять страхи кредиторов. Что касается проектов, которые смогут получить горгосгарантии, то особо оговаривается, что они должны быть обязательно внесены в соответствующие городские программы. При этом городские власти постарались максимально подстраховаться на случай форс-мажора. Так, объем кредитов, привлекаемых в проект, не может превышать половины всех необходимых для этого средств. На вторую половину должен раскошелиться сам заемщик. Более того, заемная часть инвестиций должна быть обеспечена залогом активов и имущества заемщика. Таким образом, в случае чего, город просто передает залог кредиторам, практически ничего не теряя сам.
«Технические» вопросы, связанные с применением новых положений должны быть решены к концу этого года, когда Комитет финансов и КУГИ разработают конкретный порядок предоставления государственных гарантий Петербурга при реализации инвестиционных проектов.
Пациент скорее жив?
Так что, в этом случае можно сказать, что «нет худа без добра». Скандал с возвратом кредита для РАО «ВСМ» в конечном итоге вылился во вполне разумный и необходимый законодательный акт, который позволит городу застраховаться от подобных эксцессов в будущем, и, более того, улучшить инвестиционный климат, обеспечив приток средств в городскую казну.
Что же касается РАО «ВСМ» и его знаменитого проекта, то, похоже, он все же будет реализован. Министерство транспорта России серьезно занимается этим вопросом. По замыслу «реаниматоров» ВСМ, ее постройка должна вестись в увязке и параллельно со строительством скоростной платной автодороги между Москвой и Петербургом. Эти идеи вызваны не очередным приступом гигантомании, а вполне прагматичными соображениями транспортников. Ведь после постройки скоростной автотрассы, время перевозки грузов между обеими столицами серьезно сократится. А значит, львиная доля клиентов ОАО «РЖД» уйдет на автобан. Это, в свою очередь, приведет к огромным финансовым потерям железнодорожников на направлении, которое до последнего времени являлось для них наиболее прибыльным. В итоге, целый ряд проектов по развитию железнодорожной сети страны придется свернуть. Такая перспектива не устраивает ни «РЖД», ни российское правительство. Поэтому реанимации проекта строительства ВСМ здесь сейчас уделяют самое серьезное внимание.
Примечательно, что эту идею поддерживают и наши местные власти. Так, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков недавно заявил, что считает строительство высокоскоростной магистрали, равно как и скоростной автострады давно назревшими. Он также сказал, что Правительство Ленинградской области готово помочь в решении «административных вопросов», связанных с реализацией этих проектов.
Что касается РАО «ВСМ», то пока остается неясным, какова будет его роль в случае, если дорогу все же решат строить. Вместе с тем, проектные разработки его специалистов, очевидно, будут востребованы.
Автор: Игорь Черевко
рубрика:
Тенденции и перспективы
