Строительное образование и финский подход

В последних числах сентября ЛенОблСоюзСтрой в рамках проекта «Регион созидания» организовал деловую поездку в Финляндию для строителей и педагогов. Инициаторами поездки выступили финские коллеги из учебного центра «Салпаус», предложившие поделиться опытом организации обучения будущих строителей.

С российской стороны в поездке участвовали исполнительный директор Союза строительных организаций Ленинградской области Сергей Чусов, директор СРО НП «Строители Ленинградской области» Владимир Кобзаренко, ректор Тихвинского промышленно-технологического техникума имени Е.И. Лебедева Анатолий Заболотский, представители Федерации профессионального образования (в том числе вице-президент Борис Буданов) и Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства. На месте их встречали представители учебного центра «Салпаус» в лице завотделением строительного образования Мики Хагелин, заместителя завотделения Ханну Ринне, проректора Кейо Макконен, преподавателей Вильяма Коронена, Ильи Урецкого и Яакко Сорса.

Обширная программа

Участники тура прибыли в город Лахти 29 сентября, где их встретила директор центра «Салпаус» госпожа Морита Модениус. Учебный центр «Салпаус» представляет собой большой концерн, объединяющий учебные заведении начального и среднего профессионального образования. Концерн этот образовался около десяти лет назад, сейчас на его базе 15 тыс. студентов, юношей и девушек 16-17 лет, обучаются семи десяткам разнообразных специальностей – от парикмахера и визажиста до строителя. Причем финские коллеги уделяют немало внимания (а заодно и финансовых средств) международному сотрудничеству, в том числе и с Россией. Госпожа Модениус особо подчеркнула необходимость развития двусторонних отношений и налаживания устойчивых деловых связей и обмена опытом, что обязательно положительно скажется на качестве строительства.
На следующий день российская делегация отправилась в поселок Ахтиалу, где проходят обучение студенты строительных специальностей. На месте российских специалистов встречали работники и руководители строительных объектов, возводимых силами студентов второго семестра обучения.
Всего период обучения строителей в «Салпаусе» делится на три периода-семестра, каждый из которых длится всего 52 дня. Первый семестр включает в себя только теоретические занятия, второй семестр – практика на возведении одноэтажных домов по типовому плану, третий – специализация с практикой в какой-либо строительной фирме. При этом на обучение одного студента государство в среднем тратит около 8 тыс. EUR в год. Для сравнения, у нас в Тихвинском колледже на одного студента в год выделяется около 22 тыс. Но рублей.
Здесь прямо по ходу обучения учащиеся в качестве производственной практики самостоятельно возводят одноэтажные дома и сдают их под ключ. Они сами замешивают цемент, кладут перекрытия, делают проводку… На строительство одного дома у студентов уходит порядка 8500 человеко-дней (для сравнения, профессиональным строительным компаниям потребуется около 1500), на каждой такой стройке работают-учатся около 70 человек. Причем теоретических занятий у ребят – всего один день в неделю, все остальное – чистая практика. Учащиеся осваивают весь цикл работ (но под надзором и руководством преподавателя, разумеется), вне зависимости от своей строительной специализации. Объясняется это тем, что в малоэтажном строительстве в Финляндии, как правило, работают «мастера на все руки», а узкие специалисты трудятся на возведении высотных зданий. А так как в отечественных строительных компаниях применяется тот же подход, то финский опыт подготовки специалистов придется как нельзя кстати.
Земельные участки под дома выделяет муниципалитет, студенты учатся совершенно бесплатно и даже получают небольшую стипендию от социальных служб. Построенные студентами дома учебный центр продает через риэлторскую фирму за 300-350 тыс. EUR. Вырученные деньги идут на материальное оснащение учебных заведений, покупку униформы, касок и так далее, все это предоставляются студентам бесплатно. А вот личные инструменты студенты должны приобретать самостоятельно. При этом первым делом на стройплощадке ученика заставляют собственными руками по чертежам сделать ящик для этих инструментов.
Участники делегации обратили внимание на то, как сильно развита в Финляндии культура утилизации отходов. Студенты понимают, что правильно сортировать мусор экономически выгодно. Поэтому рядом со стройплощадкой обязательно огорожена небольшая территория, где стоят контейнеры для различных видов мусора. А на самих строительных площадках поддерживается хоть и относительная чистота, но не в пример нашим.
После осмотра стройплощадки делегацию пригласили осмотреть уже готовый дом, построенный студентами. Он представляет собой строение площадью около 300 кв. м, из которых 100 – жилые. В доме всего четыре комнаты (одна гостиная и три спальни), полностью готовые для вселения жильцов: есть кухня, сауна, шкафы. При строительстве применяются последние энергосберегающие технологии, а в каждой комнате стоят терморегуляторы. В доме обустроен гараж со сливами, для того чтобы зимой вода, остающаяся после таяния снега и льда с автомобиля, не оставалась в помещении. Финские строители поделились строительными планами этого учебного здания с российскими коллегами.
Отлично отработан в учебном центре «Салпаус» и учебный процесс. Из любого кабинета, где есть компьютер, педагог имеет доступ к собственной папке на общем сервере. В папке хранятся все необходимые преподавателю наглядные пособия и материалы. Основным критерием оценки работы педагогов считаются количество успешно трудоустроившихся студентов. И с этим показателем у преподавателей учебного центра все в порядке: как правило, до конца третьего семестра учебы все студенты успевают себя хорошо зарекомендовать и закрепиться в той или иной строительной фирме.
По завершении осмотра готового дома представителей делегации пригласили в комнату для переговоров, чтобы обсудить и оценить увиденное с завотделением строительного образования Микой Хагелин. Все российские специалисты отметили высокий уровень организации учебного процесса и в особенности производственной практики. Затем российским строителям предложили пройти в цеха и оценить оснащение других профессиональных специальностей – у студентов каждой из них есть собственный отдел, где они обучаются будущему ремеслу.
«Основательность подхода вызывает уважение, – рассказывает ректор. – Например, только на оборудование для будущих визажистов в учебном центре потратили около 600 тыс. EUR, а помещение обычного склада переделали в фешенебельный косметический салон».
Не меньшее впечатление на участников делегации произвела и столовая, по совместительству – еще один учебный объект. Студенты здесь работают и поварами, и официантами, причем последние одеты в форму работников дорогого пятизвездочного ресторана.

Русско-финское сотрудничество

После обеда хозяева и гости вернулись в переговорную комнату, где были приняты первые предварительные решения по дальнейшему российско-финскому сотрудничеству в сфере профессионального строительного образования. Помимо сотрудников и руководства центра на встрече присутствовал региональный директор Союза строителей Финляндии Раймо Хови.
«Основной целью поездки для нас было сформулировать протокол, – рассказывает Владимир Кобзаренко. – Мы выслушали предложения о сотрудничестве финских коллег, выдвинули свои и в итоге пришли к некому промежуточному взаимопониманию. О каких-то окончательных договоренностях говорить пока рано, но определенных промежуточных решений по части будущего обмена опытом мы достигли. Финские коллеги поделятся с нами методическими материалами и технологией. Также мы наладим обмен студентов. В целом, мы поговорили хорошо, по-деловому. В дальнейшем переговоры будут продолжаться на территории Ленинградской области».
Поездка еще раз продемонстрировала, насколько важным и существенным является для строительных организаций Ленинградской области развитие международных деловых связей и налаживание отношений с иностранными партнерами. Как минимум организации учебного процесса, вниманию к устройству производственной практики и самому отношению к среднему профессиональному образованию российской стороне можно поучиться у финских коллег.
«В наше время молодежь очень мало знает о профессии строителя, – делится своим мнением вице-президент Федерации профессионального образования Борис Буданов. – Через средства массовой информации пропагандируются совсем другие ценности и другие «профессии», если их так можно назвать. В массовом сознании слово «строитель» прочно ассоциируется с понятием «гастарбайтер», в то время как во всем мире это уважаемая и хорошо оплачиваемая профессия. Такое положение вещей необходимо менять. На данный момент Финляндия занимает первое место в мире по качеству среднего профессионального образования, там это национальная политика. Не нефть, не минералы, а люди – вот основной ресурс любой страны, в Финляндии это понимают как нигде. В отличие, к сожалению, от нас. Даже в лучшие для отечественного среднего образования годы в Ленинградской области работало 33 средних профессиональных учебных заведения, готовивших строителей. Сейчас их количество сократилось до 3. Так о каком повышении качества строительства может идти речь? Впрочем, главная проблема даже не в количестве учебных заведений, а в отношении к подготовке будущих строителей. У нас готовят кадры – совершенно непонятное для меня слово, которое никак не характеризует ни навыки, ни квалификацию выпускника. В Финляндии предпочитают готовить специалистов (тех, кто в состоянии, пользуясь полученным в процессе учебы набором знаний и навыков, решать стандартные задачи), которые со временем могут превратиться в профессионалов (тех, кто умеет думать творчески и принимать нестандартные решения)».
Высоко оценил результаты поездки и исполнительный директор ЛенОблСоюзСтроя Сергей Чусов. По его мнению, подобный опыт подготовки специалистов крайне интересен. И если перенести его на российскую почву один в один в обозримом будущем едва ли получится, то использовать отдельные элементы системы и идеи финских коллег вполне реально.
Само собой, в случае удачного первого опыта сотрудничества, оно быстро выйдет за рамки образовательной системы и перекинется на другие области строительной сферы, благо нам есть чему поучиться у западных соседей, а в некоторых областях – и им у нас.
В частности, финский опыт проведения международных конкурсов профессионального мастерства может оказаться весьма интересен и полезен для российских строителей. Несмотря на то что в Ленобласти в рамках программы «Регион созидания» проводится достаточно интересных профессиональных конкурсов для самых разных строительных профессий, ничего сравнимого по масштабу с тем, что организует по всему миру (и в частности в Финляндии) международная организации WorldSkills International, у нас нет.
Молодые специалисты из разных областей соревнуются между собой в десятках категорий, не меньше четверти из которых относятся к строительству. Зрелищное массовое мероприятие, по размаху и значению для профессионального сообщества не уступающее Олимпийским играм, не только позволяет определить лучших, но и служит отличной пропагандой профессий: посмотреть на работу мастеров своего дела собираются тысячи и десятки тысяч зрителей. Так, на конкурсе WorldSkills International, который прошел в Финляндии этой весной, присутствовало 67 тыс. зрителей.
Так что в плане организации и привлечения внимания общественности к собственным конкурсам также разумно брать пример и иностранных коллег. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и потенциальное участие в крупных международных конкурсах лучших строителей Ленинградской области. Возможность «других посмотреть и себя показать», да еще и рядом с лучшими представителями международного профессионального сообщества является прекрасным способом стимулировать собственный профессиональный рост и личностное развитие.
Наконец, тесное сотрудничество с финской стороной должно помочь в заключении соглашений о совместной работе непосредственно в строительстве. Взаимная выгода очевидна: перенять опыт возведения одноэтажных и многоэтажных зданий у страны со схожим климатом, которой приходится решать близкие задачи и проблемы, а также поделиться собственным и выработать общие подходы к преодолению одних и тех же трудностей.
Очевидно, что сотрудничество строительных организаций Финляндии и Ленинградской области, начало которому было положено в ходе деловой поездки Союза строительных организаций Ленинградской области в учебный центр «Салпаус», может (и должно) принести серьезные выгоды для обеих сторон. Может, в ближайшее время ждать чудес и не приходится, но регулярная, планомерная работа, направленная на развитие отношений, вполне может значительно продвинуть вперед как строительное образование в Ленобласти, так и строительную отрасль региона в целом.
рубрика: Союз строительных организаций Ленинградской области
автор: Владислав Никиткин
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.