Водоочистка – это комплекс процессов

Рынок водоочистки и водоотведения Ленинградской области развивается и видоизменяется, предлагая застройщикам как старые, проверенные временем, так и надежные инновационные системы. Однако докризисные рубежи все еще не достигнуты. О том, какими могут быть пути движения этого рынка, рассказывают специалисты отрасли, представляющие целый ряд крупных и небольших организаций, которые действуют в Ленобласти и Санкт-Петербурге.

– Какова реальная потребность Ленинградской области и пригородных районов Санкт-Петербурга в водоочистке и каков сегодняшний реальный уровень обеспеченности соответствующими системами?

Андрей Кимков, генеральный директор ООО «Строй Актив»:
– Потребность в биологических очистных сооружениях огромная. На сегодняшний момент идет колоссальное загрязнение неочищенными стоками земли и грунтовых вод.
В Ленинградской области, как и везде в нашей стране, обеспеченности очистными сооружениями нет, за исключением районных центров и редких населенных пунктов, где остались нормальные хозяйственники.

Дина Коковина, главный инженер проекта ООО «Альянс-Нева»:
–Потребности Ленинградской области в водоочистке очень высоки. Проблема решается очень медленно. Уровень обеспеченности необходимыми системами низок. Та же ситуация с очисткой и отведением стоков.

Денис Селезнев, руководитель проекта ООО «Очистные сооружения»:
– Сейчас в строй входят и промышленные объекты, и агропромышленные комплексы, идет реконструкция старых объектов. Все они требуют поставки оборудования для водоочистки. Но требуются воля и инвестиции.

Игорь Ширяев, коммерческий директор «ЭСКО Групп»:
– Рынок гигантский, потому что люди до сих пор пользуются выгребными ямами и самыми простыми системами, потребность в нормальных системах велика. К сожалению, у нас столь жесткие нормативы по стокам, что сделать для себя систему, полностью соответствующую этим нормативам, для организаций крайне тяжело. Они вынуждены либо идти на нарушения и ставить упрощенные системы, либо на гигантские расходы и затраты по согласованиям с учетом коррупционной составляющей.

– Какие именно системы, с вашей точки, зрения необходимы региону? Почему?

Андрей Кимков:
– Системы региону могут понадобиться хорошие и качественные, легкие и дешевые в эксплуатации.
Биологические очистные сооружения – это не товар общего потребления, который можно выбросить и купить новый. Поэтому выбор должен делаться обдуманно. И цена здесь не должна играть самую важную роль.

Дина Коковина:
– Системы могут быть разными, в зависимости от того, какие воды очищаются. Но нужно использовать современные технологии. Это либо напорная фильтрация, либо ультрафильтрация. У нас практикуется индивидуальный подход к заказчику. Мы изучаем его потребности, источники воды и делаем конкретное предложение. Составляем проект, поставляем оборудование, монтируем его и обслуживаем. Работа выполняется комплексно.

Денис Селезнев:
– Системы бывают разными, от очистки поверхностных стоков вроде ливневой канализации и насосных станций до биологической очистки. Востребована вся линейка этих систем, но биологическая очистка – в меньшей степени.

Игорь Ширяев:
– Системы локальной, автономной канализации предназначены для частного домостроения и коттеджных поселков. Поселки сталкиваются с обременительными согласованиями и высокой стоимостью оборудования. Все это ложится на застройщика и владельцев участков. Частник обходится без согласований, он может приобрести любую систему очистки, не тратя больших денег. Но если он идет в органы согласования, там от него требуют проект и выставляют дополнительные условия по тому, какое оборудование он может использовать. Причем в разных регионах требования абсолютно разные. При требовании довести степень очистки до нормативов ни один частный клиент не сможет позволить себе такую систему: ее стоимость возрастет в десятки раз.
Для коттеджей, загородных домов покупают септики (так называемые анаэробные отстойники), самые простые системы, для которых требуется почвенная доочистка. Они нормально работают во многих странах, в том числе в Европе, потому что там нормативы в десять раз меньше, чем у нас.

– Какие инновационные методы очистки вод внедряются в последние годы в России и в мире? Какие из них применяет ваша компания?

Андрей Кимков:
– В России и в мире постоянно внедряются новые технологии и инновационные методы очистки, но инновации эти нигде толком не работают. Да и непонятно, кому нужны в этой области инновации, когда старые наработки еще не использованы. Мы применяем старые добрые, испытанные временем, но усовершенствованные и адаптированные к сегодняшним условиям системы, практика эксплуатации которых доказала свою состоятельность.

Дина Коковина:
– Россия не отстает от планеты всей в проблемах очистки воды. То, что есть на современном рынке, используется и российскими компаниями. Но есть вопрос цены. Заказчик не всегда готов выделить необходимую сумму на реконструкцию существующих очистных сооружений, хотя они давно уже не выполняют свою функцию.
На мой взгляд, система конкурсов тормозит развитие отрасли, потому что на закрытом конкурсе выставляется только цена – и, естественно, все продвинутые предложения означают несколько более высокую цену, чем то, что могут предложить компании, работающие со старыми технологиями. Получается, что выигрывают старые технологии.
Частные заказчики, когда предложения делаются в нескольких вариантах и каждый из них обсуждается со всеми плюсами и минусами, чаще всего останавливаются именно на современных технологиях. Это прежде всего напорная фильтрация и ультрафильтрация.

Денис Селезнев:
– Системы очистки в последние годы не изменились. Изменился материал, применяемый для очистных сооружений. Такой композитный материал, как стеклопластик, уже достаточно зарекомендовал себя на рынке, хотя он применяется в очистных сооружениях сравнительно недавно. Мы работаем и с ним, и с другим композитным материалом.

Игорь Ширяев:
– У нас все достаточно стандартно: мы продаем септик и станции биологической очистки. Биологическая очистка производится микрофлорой внутри станции, это самый щадящий, безвредный способ. Более технологичный и инновационный способ – мембранная фильтрация. Но эти системы стоят существенно дороже и сложнее, возникает необходимость в расходных материалах. Поэтому рынку сегодня требуются отстойники с септиком и станции биологической очистки. Это соотношение цены и качества востребовано сегодня покупателем.

– Готовы ли сегодня в массе своей заказчики включать в договоры положения о регулярном сервисном обслуживании оборудования? Видите ли вы перспективу развития в этом направлении в ближайшие годы?

Андрей Кимков:
– Обслуживание необходимо, но всегда есть варианты. Например, мы можем обучить персонал заказчика, как это делать.

Дина Коковина:
– В последнее время заказчики задумываются об этом и поступают совершенно правильно: на этапе перезаключения договора со специалистами обговаривается вопрос о сервисном обслуживании.

Денис Селезнев:
– Сегодня производители борются за рынок и предлагают дополнительные услуги, которых нет у конкурентов. Поэтому они занимаются и поставкой, и сервисным обслуживанием оборудования. Заказчики – только за.

Игорь Ширяев:
– Перспективы у сервисного обслуживания, может быть, и были бы, но это очень большой пласт работы, не всегда интересный продавцам. Это требует немалых затрат. Если торговая организация занимается таким обслуживанием, она должна иметь определенный объем заказов. Потому что нужно иметь специалистов с автомобилем и набором оборудования. Доходы от обслуживания невелики, а сложностей очень много.
Перспективнее всего сегодня станции биологической очистки, не требующие частого вмешательства в их работу и электропитания. Но, возможно, они будут вытесняться с рынка с помощью государственных регулирующих органов. Хотя это связано с завышенными требованиями к очистке.
рубрика: Круглый стол
автор: Василий Когаловский
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.