Печальная дата – серьезные выводы

Четверть века назад в городе Кириши в 150 км от Ленинграда вспыхнул пожар на территории нефтеперерабатывающего завода ПО «Киришинефтеоргсинтез». О том, как разворачивались тогда события и к каким последствиям они привели, рассказывает технический директор компании «Петро-Лайн», ветеран пожарной охраны, к.т.н. Александр Иванович Пастухов.

Сигнал о пожаре на территории товарно-сырьевой базы светлых нефтепродуктов поступил в службу пожарной охраны 18 марта 1986 года в 05:50. Из-за оплошности оператора при заполнении резервуара произошел перелив бензина АИ-76.
Работники предприятия, почувствовав сильный запах горючего, включили привод на закрытие электроприводной задвижки. Однако в ту же минуту от пробежавшей где-то на линии искры прогремел взрыв. В радиусе 3 км от завода взрывной волной в некоторых жилых домах выбило окна и двери. Загорелся и сам резервуар емкостью 10 тыс. тонн.
Уже через две минуты к месту происшествия прибыли первые пожарные расчеты. К этому моменту огонь охватил обвалование резервуара и пеносливные камеры, отдельные очаги пламени образовались и в обваловании соседнего резервуара. Создавалась угроза того, что крышу горящей емкости могло сорвать. Тогда пламя бы перекинулось на такие же соседние заполненные топливом резервуары. В 05:54 пожару присвоили № 3 «жидкость».
Учитывая сложившуюся обстановку и реальную угрозу для города Кириши, на ликвидацию пожара были брошены все силы местного гарнизона, однако их явно не хватало. Киришские огнеборцы как могли сдерживали бушующее пламя. К половине седьмого утра горение в обваловании резервуара и отдельные очаги пламени в других местах были ликвидированы. Однако в результате прогара фланцевых соединений на задвижках резервуара мощным факелом вспыхнул поступавший под давлением бензин. Для его тушения были предприняты несколько попыток проведения пенной атаки, но усилия пожарных оказались тщетны.
А в это время в Ленинграде уже был объявлен сбор личного состава, свободного от несения службы, и для ликвидации пожара на нефтеперерабатывающем заводе отправилась колонна из 23 единиц техники и 150 пожарных-добровольцев. В Кириши выехал и весь руководящий состав пожарной охраны города на Неве во главе с начальником УТЮ Леонидом Исаченко, принявшим на себя руководство тушением пожара.
В ночь на 20 марта в Кириши из Москвы приехал лично начальник ГУПО МВД СССР Анатолий Микеев.
Сложность заключалась в том, что очаги горения были в самом резервуаре, на узле задвижек приемного и выкидного трубопроводов и в обваловании. Кроме того, крыша резервуара была практически не тронута взрывом, что затрудняло тушение внутри, к очагу нам было не подобраться.
Леониду Исаченко пришла идея перекачать бензин из горящего резервуара в пустой резервный. Но это было не так-то просто сделать: огонь повредил автоматическую систему управления задвижками, поэтому открыть их для перекачки бензина в соседнюю емкость не представлялось возможным. Необходимо было сначала ликвидировать факельное горение на самих задвижках, а затем открыть их вручную.
Для того чтобы подобраться к очагу, приняли решение создать бруствер – своеобразный пандус, насыпь, по которой смогли бы приблизить к задвижкам, установить переносные лафетные и пенные стволы, не подвергая личный состав серьезной опасности. Ведь обвалование горящего резервуара было заполнено полутораметровым слоем воды и бензина. Стоя по грудь в этой адской смеси, пожарные непрерывно охлаждали горящую емкость, готовую в любой момент взорваться.
В один из таких моментов произошла интенсивная вспышка паров в пеносливных камерах и внутри резервуара: пламя взметнулось на высоту до 40 м, воспламенился бензин в обваловании, черный плотный дым окутал все кругом. Тогда сгорели более полутысячи рукавов, две автоцистерны и другое пожарно-техническое оборудование. К счастью, никто из пожарных при этом серьезно не пострадал, лишь несколько человек получили незначительные ожоги.
Бок о бок с профессиональными огнеборцами трудились, буквально окруженные огнем, работники самого завода и других предприятий города. Четырнадцать самосвалов Киришской автоколонны непрерывно подвозили песок и щебень, из которых трактористы создали так необходимый пожарным бруствер. По нему планировалось пустить подъемник, вырезать технологическое окно в стене резервуара и попытаться совершить через него пенную атаку. Двое суток продолжалось охлаждение резервуара и горящих задвижек водой, и наконец пламя покорилось огнеборцам.
Когда огонь на узле задвижек удалось потушить, Леонид Исаченко попросил директора завода сделать большой ключ-рычаг на два метра, чтобы несколько человек могли взяться за него и перекрыть вентиль.
И когда огромный ключ был сделан, силами семи-восьми человек все же удалось немного приоткрыть задвижку. Через небольшую щель бензин, хоть и медленно, начал перекачиваться в соседний резервуар. Огнеборцы обрадовались, но их ждало еще одно испытание: вместе с бензином вниз стал постепенно опускаться и понтон, находившийся на его поверхности. А поскольку стены резервуара уже были немного деформированы, то понтон перекосился и застрял наверху, создав таким образом большой объем воздушно-паровой смеси – прекрасные условия для горения.
Позже раздался взрыв. Прошел с резервуара огненный шторм, пожарным оставалось только падать на землю, пропуская его через себя. К счастью, на этом пожаре никто серьезно не пострадал.
С соседних регионов (так как запасы в городе и области были исчерпаны) подвезли запас пенообразователя, пожарные стали готовиться к резке окна в стене резервуара.
Для выполнения рискованного задания руководство НПЗ выделило двух газорезчиков из числа добровольцев. По возведенной насыпи к резервуару подогнали подъемник, с помощью которого рабочие вырезали отверстие размером 2,5x1,5 м. После этого были заведены внутрь пеногенераторы.
Пенная атака началась 21 марта. Внутрь вырезанного газорезчиками отверстия были поданы 23 ствола ГПС-600 и два ГПС-2000. Спустя несколько часов горение внутри резервуара были ликвидировано. Чтобы предотвратить повторное воспламенение паров бензина, подача пены внутрь резервуара продолжалась еще три часа.
Руководители нефтеперерабатывающих предприятий, резервуарных парков, нефтеналивных портов, автозаправочных станций должны сделать необходимые выводы, чтобы впредь не допустить подобного.
Специалисты нашей компании готовы поучаствовать в обследовании противопожарного состояния объектов, выдаче рекомендаций и при необходимости в выполнении работ, а также по желанию заказчика разработать раздел 9 (ППМ) при проектировании аналогичных объектов.

В предыдущем номере «Строительного Еженедельника» в статье «Пожарная охрана – добровольно» мы обещали дать информацию о том, как реализуется ФЗ-100 от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» на местах.
Автор законопроекта «О добровольной пожарной охране Ленинградской области» депутат Олег Петров считает, что добровольные дружины должны быть созданы во всех муниципальных образованиях первого уровня. Таких в области чуть более 200.
Численность, а также источники и объемы финансирования пожарных добровольцев еще предстоит обсудить в ходе рассмотрения в профильных комиссиях и на заседании областного парламента. Областные спасатели считают законодательную инициативу «нужной и полезной». Согласно законопроекту добровольцев будут обучать на базе учебных центров Государственной противопожарной службы. Финансирование добровольные пожарные дружины получат за счет органов государственной власти и местного самоуправления. В качестве поддержки органы власти могут передавать в пользование или во владение общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, средства связи, транспорт, технику и т. д. для организации тушения пожаров.
Предполагается, что органы местного самоуправления установят размер материального стимулирования дружинников. В качестве льгот добровольцев освободят от транспортного налога и налога на имущество. Кроме того, для тех, кто отработает в качестве добровольного пожарного не менее трех лет, власти могут устанавливать первоочередное право на участие в программах, касающихся предоставления субсидий из бюджета Ленобласти на строительство и покупку жилья.
рубрика: Безопасность
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.