Большой бюджет – большие стройки

Не искать деньги, а грамотно их использовать позволяет проект бюджета Ленинградской области на 2012 год. Он дает возможность увеличить расходы на социальные стройки, строительство и ремонт автодорог.

Бюджетный рост и будущие «добавки»

О «небывалом доселе объеме бюджета» заявил при обсуждении проекта главного финансового документа региона председатель областного Комитета финансов Дмитрий Кирин. Он выступал на заседании комиссии Законодательного собрания по строительству, транспорту и связи. Расходные статьи вырастут в целом на 11%, но социальные затраты будут расти опережающими темпами, в том числе и на строительство лечебных и детских учреждений. «В прежние годы проблема заключалась в том, где взять деньги, теперь – как правильно их использовать», – сказал Дмитрий Кирин.
Это, разумеется, не означает, что все проблемы областного хозяйства удастся решить за несколько месяцев. Так, депутат Юрий Соколов предложил Комитету финансов рассмотреть вопрос об увеличении расходов на дорожное хозяйство и на благоустройство. «Если заявка на эти работы будет обоснована документально, рост соответствующих расходных статей возможен», – ответили представители комитета.
Решающим документом при этом должно быть включение соответствующего объекта в целевые программы. Областные структуры все в большей степени переходят к работе на основе долгосрочных программ. На их основе формируются и ассигнования. Например, успешно реализуется программа по ремонту клубов, процент выполнения планов достаточно высок. В нынешнем году на дорожное хозяйство регион дополнительно к первоначальным средствам выделил 1,7 млрд рублей. Такие «добавки» возможны и в дальнейшем.

Местные дороги – областные проблемы

На проблеме финансирования дорожного хозяйства члены комиссии по строительству остановились особо. По словам депутата Николая Кузьмина, необходимо найти деньги на ремонт муниципальных дорог. Если на 10 тыс. км региональных трасс в последние годы выделяется около 5 млрд рублей ежегодно, то на 12 тыс. км местных дорог расходы 2012 года составляют всего 260 млн рублей. Разумеется, муниципалитеты обязаны и сами изыскивать возможности ассигнований в свою собственность, однако такой ремонт им обычно не под силу. «Подходы меняются, – парировал Дмитрий Кирин. – Сегодня нужно идти не от размера запланированных средств, а, наоборот, от километража трасс, нуждающихся в ремонте, к исчислению необходимых затрат. Область готова выделить большие, чем сегодня, средства, но муниципалы должны разрабатывать программы ремонта».
Кроме того, местным органам власти, претендующим на софинансирование из областного бюджета, придется подготовить пакет документов, свидетельствующих о принадлежности дороги именно к данному муниципальному образованию, а также смету расходов. Однако практически ни одна местная администрация сегодня не в состоянии предоставить выписку из реестра, указывающую на то, что трасса находится в собственности муниципалитета. Пока собственность на дорогу не подтверждена, ни у местной, ни у областной власти нет формального права заниматься ее ремонтом. Не готово, заметил председатель областного Комитета по транспорту Константин Харакозов, местное самоуправление и к выделению хотя бы 5% стоимости ремонта из своего бюджета.
Низкая активность муниципалов не позволила в нынешнем году получить средства федерального бюджета на дороги к сельским населенным пунктам с числом жителей не менее 125 человек. Область направила заявку в Минрегион, но местные администрации не подготовили никаких дополнительных материалов. Поэтому может быть отклонена и поданная в этом году заявка на 120 млн рублей. К тому же местные власти не горят желанием сообщать о разбитых дорогах – в этом случае их обяжут заняться ремонтом.

Контролировать стройки

Эта логика действует и в отношении детских садов. Официальная статистика кажется относительно благополучной: в нынешнем году благодаря строительству новых зданий областная очередь сократится на 1300 детей, а в 2013 году в ней вместо нынешних 6 тыс. останется всего 1 тыс. человек. «На самом деле районы занижают цифры, поскольку не имеют средств на софинансирование, – утверждает Юрий Соколов. – Например, в Тосно, где строится один детсад, нужно еще два на 550 мест. Схожее положение в других районах, а в Гатчине положение просто катастрофическое». Чтобы изменить ситуацию, Юрий Соколов предложил уменьшить муниципальную долю в совместном финансировании социальных строек.
«Она уже уменьшена, – заявил в ответ Дмитрий Кирин. – А губернатор распорядился увеличить средства, выделяемые на социальные объекты. По данным председателя Комитета по строительству Анатолия Каталевича, финансирование социальных строек из областного бюджета поднимется с 2,2 млрд рублей в 2011 году до 3,4 млрд в 2012-м. Однако рост вложений, не обеспеченный проектными разработками и возможностями вести реальные стройки, ни к чему хорошему не приведет. Так, до сих пор не построено здание детского сада в Плодовом, не получено заключение экспертизы по проекту новой школы в Шлиссельбурге. «Если бы, как в прошлые годы, исходили из обращений депутатов и глав районов, строилось бы в два раза больше объектов, а толка было бы в два раза меньше. Мы просто распылили бы средства», – считает Анатолий Каталевич.
С точки зрения председателя областной контрольно-счетной палаты Алексея Ларькина, необходим жесткий спрос с районов за неосвоенные средства. Однако районные власти не обращаются в арбитражный суд и не предъявляют претензий к подрядчикам. «Можно прописать в договорах такие штрафные санкции, что подрядчик, сорвавший стройку, останется без штанов», – сказал Алексей Ларькин.
Подводя итог разговору о проекте бюджета-2012, который комиссия рекомендовала принять в первом чтении, председатель областной КСП назвал этот документ «очень осторожным и гарантированным, с учетом неопределенности многих социально-экономических параметров будущего года». Возможности увеличения расходных статей есть, но прописывать их сейчас нельзя, это будет сделано по итогам I или II кварталов, считают участники обсуждения.

Фонд для региональных трасс

На заседании комиссии Законодательного собрания обсуждались и другие законопроекты, в том числе о создании областного Дорожного фонда. Принятие этого документа инициировано губернатором. Фонд обеспечит постоянство расходов на строительство, ремонт и содержание трасс и позволит иметь «защищенную строку» о расходах на эти цели в законе о бюджете региона. Истратить деньги фонда на иные цели будет невозможно. При этом размер средств, выделяемых на дорожное хозяйство, может не ограничиваться объемами фонда, вложения в отрасль могут поступать и из иных источников. Аналогичные фонды смогут создать районы области. Однако, по оценке депутатов, пока к этому готовы только Сосновый Бор и Киришский район. Остальные смогут получать средства областного фонда через межбюджетные трансферты. Члены комиссии по строительству областного парламента поддержали принятие законопроекта о фонде в первом чтении.
Сложнее оказалась ситуация с законопроектом «Об установлении случаев, при которых не требуется разрешение на строительство», который касается линейных и сельскохозяйственных объектов. Он уже прошел первое чтение. Множество принципиальных поправок и возражений, в том числе со стороны прокуратуры, заметно обновили текст документа. Но и сегодня есть возражения против его принятия. Одно из них связано с серьезными бюджетными потерями органов местного самоуправления. Сегодня разрешения на строительство выдаются ими лишь после того, как застройщик берет участок в аренду. Утратив возможность выдавать такие разрешения, муниципалы лишат свои бюджеты части денежных поступлений и потеряют возможность контроля за тем, что и как строится на их территориях. Характерным примером стала прокладка газопровода к Усть-Луге. Строители, по словам депутатов, разрушили тяжелой техникой местные дороги и повредили линии электропередач вдоль строящейся газовой «нитки», а возможности заставить их компенсировать ущерб крайне ограничены. Такие случаи могут спровоцировать массовые протесты. Поэтому комиссия по строительству решила вновь проконсультироваться с органами местного самоуправления области, а пока продлить срок принятия поправок к законопроекту. Не исключено, что к этому вопросу Законодательное собрание вернется уже в новом составе – после выборов.
рубрика: ЗАКС
автор: Василий Когаловский
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.