Дождь пойдет на канализацию

В Петербурге обсудили новые методы экологичного и энергосберегающего строительства.

К 2020 году энергоемкость российского валового продукта должна быть снижена на 40%. Такую задачу перед российскими энергетиками в свое время поставил президент РФ Дмитрий Медведев. Ее решение на днях в Петербургском выставочном комплексе «Ленэкспо» искали ведущие энергетики и строители Северо-Запада. 73 самые ценные рекомендации занесли в специальный каталог.

Законодательство нужно совершенствовать

Третий форум по повышению энергоэффективности и экологичности объектов жилого и гражданского назначения открыл вице-президент НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования» Леонид Питерский. Открыл предсказуемо – критикой в адрес двух федеральных законов: ФЗ № 261 «Об энергосбережении» и ФЗ № 94 «О госзакупках».
«Две трети информации, касающейся саморегулируемых организаций, которая должна была быть учтена в законе, из окончательной версии документа была выброшена»,– прокомментировал Леонид Питерский первый ФЗ.
О втором предпочел вообще не говорить, справедливо отметив, что «он уже набил оскомину всем». Пока же закон, свободно позволяющий устраивать демпинг на рынке энергоаудита, остается в силе, национальное объединение, утверждает Леоднид Питерский, своей первоочередной задачей считает работу с заказчиками. От них, по словам специалиста, зависит и стартовая цена на аукционе, и способ получения энергопаспорта.
«Многие заказчики говорят: «Вот вам 20-30 тысяч, дайте нам энергопаспорт», но забывают о том, что такие паспорта не ставятся в реестр Министерства энергетики», – отмечает Леонид Питерский.
Задержка постановки энергопаспорта в реестр, в свою очередь, порождает проблему оплаты энергоаудита бюджетными организациями. Закрывая год, они зачастую не могут рассчитаться за документ, поскольку его еще нет в реестре Минэнергетики. В бюджете следующего года энергоаудирование, как правило, не предусматривается.
Между тем подлинная цена этой услуги немаленькая. «На вопрос, сколько в среднем стоит обследование энергетиками школы в Финляндии, наши финские коллеги ответили: около 5 тыс. EUR», – поведал Леонид Питерский.
Впрочем, как стало понятно из дальнейшего выступления, вопрос не только в цене, но и в качестве. Так, проблема профессиональной подготовки энергоаудиторов сейчас стоит как никогда остро. «Документы на курс для энергоаудиторов подают даже окулисты», – рассказал глава НП «Национальное объединение». – По закону энергоаудитором может стать любой гражданин РФ, имеющий высшее техническое образование и прослушавший 72-часвовой курс профпереподготовки. Для настоящих профессионалов такая ситуация, конечно, очень обидна».
Впрочем, обидных ситуаций на российском энергетическом и строительном рынках вообще немало. Так, по словам директора СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков» Владимира Быкова, слишком долгий срок согласования проекта в Главгосэкпертизе (90 дней) зачастую затягивает инвестиционный процесс, а это, в свою очередь, сказывается на сроках начала строительства. «Поэтому я предлагаю выступить с инициативой о сокращении сроков экспертизы с 90 дней до 60. В эти два месяца должен входить и экологический анализ проекта», – предложил Владимир Быков. Возражать спикеру никто не стал.

Каталог экономии энергии

Отметим, что повод, по которому в Ленэкспо собрались ведущие энергетики и строители Северо-Запада, – экологическое усовершенствование технологий строительства наряду с использованием энергосберегающих технологий – получил свое материальное воплощение. Проект каталога, в который войдут 73 «концептуальные рекомендации – технические решения», на форуме представил профессор, доктор технических наук, вице-президент НП «АВОК СЕВЕРО-ЗАПАД», управляющий партнер группы компаний «Бюро техники» Сергей Бурцев. Презентуя 56-страничный документ профессиональному сообществу, эксперт отметил, что документ является не набором произвольных выводов, но сводом профессиональных рекомендаций, учитывающих мировой опыт. «Энергокризис 1974 года породил волну научных исследований и строительства демонстрационных зданий, в рамках которых шла работа над повышением экологичности и энергоэффективности. Наш каталог гармонизирован с эти 35-летним мировым опытом», – отметил Сергей Бурцев.
Документ, разработанный профессионалами, на сегодняшний содержит не только иллюстрацию технического решения того или иного метода экономии энергии, но и перечень объектов, на которых оно было применено и успешно эксплуатировалось.
Так, например, согласно информации, представленной в каталоге, в офисном здании «Транснефти», в торговом центре «OZ» в Краснодаре используется система фрикулинга (свободного охлаждения). Особенно актуальна она в переходный и холодный периоды года, так как позволяет получать холод за счет окружающего воздуха.
«В ряде случаев, например в бизнес-центрах с повышенным остеклением, охлаждать внутренний воздух приходится уже в марте-апреле из-за внутренних теплопритоков и солнечной радиации, – говорят авторы каталога. – Понятно, что при достаточно низких температурах наружного воздуха необходимо использовать его потенциал без включения холодильных машин».
Такая система свободного охлаждения, перекачивающая в нужных дозах холодный воздух внутрь помещения, по мысли авторов, позволяет снижать затраты на оборудование, а также на «присоединение к сетям монополистов».
Другой пример: в институте нефтегазового инжиниринга (IPE KBTU) в Алма-Ате, по словам авторов каталога, была реализована система снижения расходования питьевой воды. Очистка и дальнейшее использование не менее 50% серых и дождевых вод, отмечают специалисты, позволяла использовать их в дальнейшем «на смыв в унитазах».
Отметим, что комплекс рекомендаций касается не только модернизации инженерных систем, но также подбора и использования строительных материалов и защиты окружающей среды
 Так, в качестве способа уменьшить масштабы загрязнения и вредного влияния на землю от использования автомобилей авторы каталога предлагают «обеспечить парковку для велосипедов на расстоянии не более 180 м от входа в здание для 5% или более от общего количества людей в здании, а также душевые и комнаты для переодевания на расстоянии не более 1 м от входа в здание».
Эффективным методом агитировать автовладельцев использовать транспортные средства, работающие на экологичном топливе, по мнению авторов каталога, может стать «строительство заправок для машин, работающих на альтернативном топливе». Кроме того, «стоимость аренды парковки для таких автомобилей должна быть минимум на 20% ниже общей стоимости не менее чем в течение двух лет с момента ввода парковки».
Благодаря применению указанных в каталоге рекомендаций в жилом здании с коммерческими помещениями площадью 35 тыс. кв. м можно на 15-20% уменьшить электропотребление (за счет использования светодиодов и индукционных ламп для внутреннего и наружного освещения), снизить потребление воды до 35-45%, исключить образование застойных зон, сквозняков и т. д. Одним словом, построить вполне пригодное для жизни помещение за сравнительно небольшие деньги по технологиям, обеспечивающим экономию природных ресурсов.
Отдельные рекомендации, на взгляд обывателя, конечно, смотрятся странновато. Но выполнение президентской задачи, вероятно, оправдывает такие, в общем-то, безобидные средства.
Тем более что рядом со способом экономии энергии за счет увеличения объемов подземного строительства, представленным на форуме следующим докладчиком, использование дождевых вод в качестве канализационных кажется детской шалостью.
рубрика: Энергосбережение
автор: Елена Велигжанина
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.