Лебединая песня финансового блока
Они к этому шли целый год. Исполняли бюджет своих предшественников и мечтали о своем собственном главном законе города. Который позволит горожанам почувствовать, насколько новое городское правительство состоятельнее и расторопнее.
В минувший вторник на заседании городского правительства в течение трех часов обсуждался и единогласно был принят проект бюджета Санкт-Петербурга, в соответствии с которым нам предстоит жить следующий год. Бюджет верстался при активном участии депутатов Законодательного собрания, и поэтому губернатор и все члены правительства уверены, что обсуждение в городском парламенте он пройдет без особых изменений.
Чем же он отличается от всех подобных документов прошлых лет? Прежде всего, наконец, уходит из обихода пресловутая коллективная депутатская поправка. Все, что хотели депутаты внести в бюджет, они могли сделать летом во время его формирования. Те же, кто, по словам Валентины Матвиенко, «отдыхал на Багамах, останутся «в пролете». Сильно скорректировать бюджет во время прохождения через Законодательное собрание им никто не даст.
Вторая особенность главного финансового документа города в том, что, несмотря на свою социальную направленность, это бюджет развития. Впервые за годы реформ в него заложены средства на развитие инженерной инфраструктуры, подготовку новых земельных участков, предназначенных для строительства жилья и новых промышленных зон, а также на расселения ветхого и аварийного фондов.
Наконец, это программно-целевой бюджет. В его основе – программы по строительству головных источников и тепломагистралей, очистных сооружений и коллекторов, газопроводов и газораспределительных станций, современных ТЭЦ и линий электропередач, капитальному ремонту жилья и выводу промышленных предприятий на окраины города, которые были приняты в первой половине этого года.
Бюджетные параметры
В следующем году планируется получить доходы в размере 112,8 млрд рублей, а израсходовать 120,8 млрд рублей. По сравнению с 2004 годом бюджет увеличивается на 36 процентов. «Это очень серьезные обязательства, – отметила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. – Нам удалось сохранить социальную направленность бюджета и в то же время запланировать его как бюджет развития».
Значительно увеличены планируемые расходы на капитальное строительство и капитальный ремонт. Опять-таки впервые выделяется определенная сумма на подготовку проектно-сметной документации. По словам губернатора, в предыдущие годы строительство и капитальный ремонт сильно затягивались именно из-за отсутствия этих документов.
Социальная составляющая бюджета в том, что обеспечивается дополнительная поддержка льготных категорий граждан в связи с изменением федерального законодательства. Предусмотрены дополнительные расходы на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы (ни один работник не будет получать зарплату ниже прожиточного минимума, то есть меньше 3 тыс. рублей) и на празднование 60-летия Великой Победы.
Из чего состоит бюджет?
Доходы, прежде всего, из налогов. В городе остаются только налог на прибыль, который сокращается на 1,5 процента и составит 17,5 процентов (в этом году налог на прибыль составляет 19 процентов), подоходный налог, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Налог на прибыль должен принести в городскую казну 23,1 млрд рублей. Подоходный – 35,2 млрд. Остальные дадут такой мизер, что о них даже не упоминалось.
Вторая статья – неналоговые доходы. По прогнозам они должны принести 17,3 млрд рублей, в том числе за счет роста платных услуг – 11,3 млрд. К неналоговым доходам относятся и доходы от продажи государственного имущества и акций, а также арендные платежи. Предполагается, что они вырастут в следующем году более чем наполовину. Примерно на 40 процентов увеличатся доходы от инвесторов.
Следующая статья – расходы. Они составят 120,8 млрд рублей. Значительно увеличатся расходы на капитальное строительство (20 млрд 306 млн рублей) и капитальный ремонт (8 млрд 882 млн рублей). На жилищное строительство предполагается израсходовать 2 млрд 522 млн, на капитальный ремонт уличной дорожной сети – 3 мрд 575 млн рублей, на строительство метро – 2 млрд 958 млн рублей, головных источников – 1 млрд 453 млн рублей, на водоснабжение – 1 млрд 155 млн рублей, на инженерную подготовку территорий 759 млн рублей, подготовку территорий под новое строительство – 482 млн, газификацию – 665 млн. Более половины бюджета уйдет на «социалку»: повышение зарплат (38 процентов), монетизацию льгот и празднование 60-летия Победы.
Кто распоряжается средствами?
Впервые средства на благоустройство внутридворовых территорий, ремонт и содержание жилого фонда будут переданы непосредственно в распоряжение районных администраций. Валентина Матвиенко обязала руководителей районного звена обеспечить подготовку адресных программ и проектно-сметной документации для этих работ. Причем, четко было заявлено, что все документы должны быть готовы уже в этом году, а все тендеры проведены не позднее 1 апреля следующего года. Если же кто-то из глав с задачей не справится, то средства будут отданы более расторопным. Кроме глав районных администраций, средствами будут распоряжаться отраслевые комитеты в соответствии с принятыми программами. До 1 октября проект городского бюджета будет передан на утверждение в Законодательное собрание.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентина Матвиенко,
губернатор Санкт-Петербурга:
– Бюджет 2005 года вырос на 30 млрд рублей (36 процентов) по сравнению с предыдущим годом. Ни один субъект Российской Федерации еще не принимал подобного документа. Безусловно, это очень тяжелые обязательства для Правительства Санкт-Петербурга, но они взвешенные, реалистичные. Мы внимательно проанализировали экономические возможности города и взяли на себя очень напряженное задание, потому что с тем скудным бюджетом, который был, мы только затыкали дыры. Принятие бюджета развития на 2005 год позволяет нам приступить к решению (а в ряде случаев и решить) самые наболевшие проблемы города, которые накапливались десятилетиями.
Прежде всего, это увеличение строительства жилья за бюджетные деньги. Это позволит нам более быстрыми темпами расселять ветхие и аварийные дома. Мы серьезно увеличиваем средства на ремонт и развитие инженерной инфраструктуры, на строительство головных источников тепла и электроэнергии. По итогам года мы должны выйти на плановые объемы ремонта тепловых и инженерных сетей. Это позволит нам поддерживать инженерное хозяйство города в надлежащем состоянии.
Мы увеличили расходы на дорожное строительство. Будем форсировать работы на проспекте Энгельса, а также сооружать транспортные развязки при подключении к Кольцевой автодороге. Обсуждаем необходимость ремонта моста Лейтенанта Шмидта и других важных городских объектов. Все это позволит улучшить общую транспортную ситуацию в городе. Значительные средства выделяются на подготовку новых территорий под жилищное и промышленное строительство. Мы хотим уйти от уплотнительной застройки, а сделать это без подготовки новых территорий невозможно. К концу 2005 года уже будут готовы территории для застройки нескольких новых кварталов жилищного и промышленного строительства. Тем самым, мы создаем условия для дальнейшего развития экономики и социальной сферы города.
Правительство рассчитывает на свои силы, на возможности города и на тот запас прочности, который есть в бюджете. То увеличение, которое мы предложили – реально. Мы и будем работать над выполнением бюджета, если никакие форс-мажорные обстоятельства не изменят нашу программу.
Михаил Осеевский,
вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– Мы остаемся в параметрах увеличения долга. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы иметь возможность использовать доходы от реализации городского имущества. Бюджетный кодекс не предлагает нам никаких других возможностей, кроме как покрытие дефицита. Поэтому все 5 млрд рублей, которые мы запланировали в будущем от продажи недвижимости, поступят именно на покрытие дефицита бюджета. Сегодня мы вносим в правительство закон с доходами 112 млрд рублей, то есть это увеличение на 30 млрд рублей или 36 процентов. На мой взгляд, это достаточно серьезный рост. Мы действительно поставили для себя очень жесткие цели и считаем, что для этого есть все основания. В первую очередь такой оптимизм нам внушает развитие городской экономики. Это основа нашей стабильности. Индекс промышленного производства составил за восемь месяцев 115 процентов. Хорошо развиваются и другие отрасли: транспорт, связь, торговля. Поэтому мы считаем, что те параметры, которые заложены в бюджет по доходам, вполне выполнимы.
Автор: Лилиана Глазова
В минувший вторник на заседании городского правительства в течение трех часов обсуждался и единогласно был принят проект бюджета Санкт-Петербурга, в соответствии с которым нам предстоит жить следующий год. Бюджет верстался при активном участии депутатов Законодательного собрания, и поэтому губернатор и все члены правительства уверены, что обсуждение в городском парламенте он пройдет без особых изменений.
Чем же он отличается от всех подобных документов прошлых лет? Прежде всего, наконец, уходит из обихода пресловутая коллективная депутатская поправка. Все, что хотели депутаты внести в бюджет, они могли сделать летом во время его формирования. Те же, кто, по словам Валентины Матвиенко, «отдыхал на Багамах, останутся «в пролете». Сильно скорректировать бюджет во время прохождения через Законодательное собрание им никто не даст.
Вторая особенность главного финансового документа города в том, что, несмотря на свою социальную направленность, это бюджет развития. Впервые за годы реформ в него заложены средства на развитие инженерной инфраструктуры, подготовку новых земельных участков, предназначенных для строительства жилья и новых промышленных зон, а также на расселения ветхого и аварийного фондов.
Наконец, это программно-целевой бюджет. В его основе – программы по строительству головных источников и тепломагистралей, очистных сооружений и коллекторов, газопроводов и газораспределительных станций, современных ТЭЦ и линий электропередач, капитальному ремонту жилья и выводу промышленных предприятий на окраины города, которые были приняты в первой половине этого года.
Бюджетные параметры
В следующем году планируется получить доходы в размере 112,8 млрд рублей, а израсходовать 120,8 млрд рублей. По сравнению с 2004 годом бюджет увеличивается на 36 процентов. «Это очень серьезные обязательства, – отметила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. – Нам удалось сохранить социальную направленность бюджета и в то же время запланировать его как бюджет развития».
Значительно увеличены планируемые расходы на капитальное строительство и капитальный ремонт. Опять-таки впервые выделяется определенная сумма на подготовку проектно-сметной документации. По словам губернатора, в предыдущие годы строительство и капитальный ремонт сильно затягивались именно из-за отсутствия этих документов.
Социальная составляющая бюджета в том, что обеспечивается дополнительная поддержка льготных категорий граждан в связи с изменением федерального законодательства. Предусмотрены дополнительные расходы на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы (ни один работник не будет получать зарплату ниже прожиточного минимума, то есть меньше 3 тыс. рублей) и на празднование 60-летия Великой Победы.
Из чего состоит бюджет?
Доходы, прежде всего, из налогов. В городе остаются только налог на прибыль, который сокращается на 1,5 процента и составит 17,5 процентов (в этом году налог на прибыль составляет 19 процентов), подоходный налог, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Налог на прибыль должен принести в городскую казну 23,1 млрд рублей. Подоходный – 35,2 млрд. Остальные дадут такой мизер, что о них даже не упоминалось.
Вторая статья – неналоговые доходы. По прогнозам они должны принести 17,3 млрд рублей, в том числе за счет роста платных услуг – 11,3 млрд. К неналоговым доходам относятся и доходы от продажи государственного имущества и акций, а также арендные платежи. Предполагается, что они вырастут в следующем году более чем наполовину. Примерно на 40 процентов увеличатся доходы от инвесторов.
Следующая статья – расходы. Они составят 120,8 млрд рублей. Значительно увеличатся расходы на капитальное строительство (20 млрд 306 млн рублей) и капитальный ремонт (8 млрд 882 млн рублей). На жилищное строительство предполагается израсходовать 2 млрд 522 млн, на капитальный ремонт уличной дорожной сети – 3 мрд 575 млн рублей, на строительство метро – 2 млрд 958 млн рублей, головных источников – 1 млрд 453 млн рублей, на водоснабжение – 1 млрд 155 млн рублей, на инженерную подготовку территорий 759 млн рублей, подготовку территорий под новое строительство – 482 млн, газификацию – 665 млн. Более половины бюджета уйдет на «социалку»: повышение зарплат (38 процентов), монетизацию льгот и празднование 60-летия Победы.
Кто распоряжается средствами?
Впервые средства на благоустройство внутридворовых территорий, ремонт и содержание жилого фонда будут переданы непосредственно в распоряжение районных администраций. Валентина Матвиенко обязала руководителей районного звена обеспечить подготовку адресных программ и проектно-сметной документации для этих работ. Причем, четко было заявлено, что все документы должны быть готовы уже в этом году, а все тендеры проведены не позднее 1 апреля следующего года. Если же кто-то из глав с задачей не справится, то средства будут отданы более расторопным. Кроме глав районных администраций, средствами будут распоряжаться отраслевые комитеты в соответствии с принятыми программами. До 1 октября проект городского бюджета будет передан на утверждение в Законодательное собрание.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентина Матвиенко,
губернатор Санкт-Петербурга:
– Бюджет 2005 года вырос на 30 млрд рублей (36 процентов) по сравнению с предыдущим годом. Ни один субъект Российской Федерации еще не принимал подобного документа. Безусловно, это очень тяжелые обязательства для Правительства Санкт-Петербурга, но они взвешенные, реалистичные. Мы внимательно проанализировали экономические возможности города и взяли на себя очень напряженное задание, потому что с тем скудным бюджетом, который был, мы только затыкали дыры. Принятие бюджета развития на 2005 год позволяет нам приступить к решению (а в ряде случаев и решить) самые наболевшие проблемы города, которые накапливались десятилетиями.
Прежде всего, это увеличение строительства жилья за бюджетные деньги. Это позволит нам более быстрыми темпами расселять ветхие и аварийные дома. Мы серьезно увеличиваем средства на ремонт и развитие инженерной инфраструктуры, на строительство головных источников тепла и электроэнергии. По итогам года мы должны выйти на плановые объемы ремонта тепловых и инженерных сетей. Это позволит нам поддерживать инженерное хозяйство города в надлежащем состоянии.
Мы увеличили расходы на дорожное строительство. Будем форсировать работы на проспекте Энгельса, а также сооружать транспортные развязки при подключении к Кольцевой автодороге. Обсуждаем необходимость ремонта моста Лейтенанта Шмидта и других важных городских объектов. Все это позволит улучшить общую транспортную ситуацию в городе. Значительные средства выделяются на подготовку новых территорий под жилищное и промышленное строительство. Мы хотим уйти от уплотнительной застройки, а сделать это без подготовки новых территорий невозможно. К концу 2005 года уже будут готовы территории для застройки нескольких новых кварталов жилищного и промышленного строительства. Тем самым, мы создаем условия для дальнейшего развития экономики и социальной сферы города.
Правительство рассчитывает на свои силы, на возможности города и на тот запас прочности, который есть в бюджете. То увеличение, которое мы предложили – реально. Мы и будем работать над выполнением бюджета, если никакие форс-мажорные обстоятельства не изменят нашу программу.
Михаил Осеевский,
вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– Мы остаемся в параметрах увеличения долга. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы иметь возможность использовать доходы от реализации городского имущества. Бюджетный кодекс не предлагает нам никаких других возможностей, кроме как покрытие дефицита. Поэтому все 5 млрд рублей, которые мы запланировали в будущем от продажи недвижимости, поступят именно на покрытие дефицита бюджета. Сегодня мы вносим в правительство закон с доходами 112 млрд рублей, то есть это увеличение на 30 млрд рублей или 36 процентов. На мой взгляд, это достаточно серьезный рост. Мы действительно поставили для себя очень жесткие цели и считаем, что для этого есть все основания. В первую очередь такой оптимизм нам внушает развитие городской экономики. Это основа нашей стабильности. Индекс промышленного производства составил за восемь месяцев 115 процентов. Хорошо развиваются и другие отрасли: транспорт, связь, торговля. Поэтому мы считаем, что те параметры, которые заложены в бюджет по доходам, вполне выполнимы.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти
