Реформа виртуальных профессий
Система начальной и средней профессиональной подготовки Петербурга стоит на пороге реформ. Как мы уже сообщали (см. «Строительный Еженедельник» №35 за 2004 год), Комитет экономического развития, промышленной политике и торговли (КЭРППиТ) завершил проведение исследования по определению наиболее дефицитных специальностей в ведущих отраслях городской экономики, включая и строительство.
На основании исследования составлен список из 85 профессий. По словам председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, список ляжет в основу формирования городского заказа. Соответственно, будет реорганизована вся система профессионального образования. Те, кто захочет обучаться по указанным в списке специальностям, получат образование бесплатно. Все остальные должны будут за обучение платить. Таким образом, создан прецедент, при котором вопрос о платном и бесплатном обучении определяется не Министерством образования, а экономическими выкладками властей региона. Владимир Бланк уверен, что только так можно решить одну из острейших проблем городской экономики – кадровый дефицит.
Большому кораблю...
О кадровой проблеме мы писали в последнее время неоднократно, и, очевидно, повторяться не стоит. Вопрос этот хорошо известен специалистам. Наиболее остро он стоит для строительной отрасли, где дефицит ощущается по целому ряду специальностей – от простых рабочих до менеджеров среднего звена. Высшие учебные заведения не могут закрыть эту брешь, а система профподготовки в нынешних ПТУ и техникумах не отвечает современным требованиям. Впрочем, городские власти, очевидно, считают, что в строительстве с кадрами не все так плохо. Значительно хуже, по их мнению, дела обстоят в судостроении. Во всяком случае, на прошлой неделе, городское правительство приняло Программу подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Петербурга на 2004–2008 годы.
Странные приоритеты
Правда, комментируя это решение, председатель КЭРППиТ сообщил, что «судостроительная» программа станет своего рода пилотным проектом, в рамках которого будут обкатаны различные схемы для реформы системы профтехобразования и для других отраслей. Что это за схемы? Так, будет создан некий координационный центр для подготовки и переподготовки кадров для судостроительных предприятий в форме некоммерческого партнерства. Центр будет вести разработку новых профессиональных стандартов и координировать взаимодействие между предприятиями и учебными заведениями. При этом Владимир Бланк считает, что программа будет «рентабельной» для городского бюджета. Средства в размере 695,6 млн рублей (из них 131 млн выделяется из городской казны, 40 млн – из небюджетных фондов, остальное – из федерального бюджета) окупятся за каких-нибудь три года. Этого предполагается достичь за счет взимания подоходного налога с молодых специалистов.
Вообще же, как только появилась информация о планируемой реформе системы профобразования, речь шла о том, что затраты на профподготовку специалистов будут поделены поровну между городом и предприятиями. Впрочем, возможно это то, чего власти хотят добиться в идеале.
Неясным остается вопрос, чем руководствовались городские власти, сделав «судостроительную» программу приоритетной для города. Тот же г-н Бланк признает, что из всех отраслей городской экономики наиболее скверно обстоят в последнее время дела именно в строительстве. Темпы ввода жилья сократились, а объем инвестиций в отрасль снизился. Совершенно очевидно, что в первую очередь надо бросать все силы в наиболее «проблемные» отрасли. И коль скоро строительный комплекс портит показатели чиновным экономистам, логично именно этой сфере отдать приоритеты при разработке соответствующих программ.
Мигранты forever
Интересно, что и сам Владимир Бланк признает, что планируемая реформа профобразования, скорее всего не сможет покрыть кадровый дефицит. «Без привлечения мигрантов нам все равно не обойтись», – считает он. И это вполне объяснимо. Ведь с середины этого десятилетия город войдет в полосу острейшего демографического кризиса. И учить по «новым стандартам» будет попросту некого. Так что принятие «обоймы» кадровых программ для основных отраслей городской экономики станет своего рода «страховочным вариантом», при том крайне дорогостоящим.
Обращает на себя внимание тот факт, что львиная доля финансирования «судостроительной» программы ложится на федеральный бюджет. Но если федеральный центр имеет свой интерес в стимулировании судостроения, то с какой стати он станет оплачивать подготовку кадров для петербургских строителей? В общем, пока ясно только то, что ничего неясно. Остается ждать первых результатов реализации принятой программы, а также того, что еще придумают власти для профессиональной подготовки строительных кадров. Однако опыт взаимодействия между чиновниками и строителями отнюдь не вселяет оптимизм в сердца последних.
Автор: Игорь Черевко
На основании исследования составлен список из 85 профессий. По словам председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, список ляжет в основу формирования городского заказа. Соответственно, будет реорганизована вся система профессионального образования. Те, кто захочет обучаться по указанным в списке специальностям, получат образование бесплатно. Все остальные должны будут за обучение платить. Таким образом, создан прецедент, при котором вопрос о платном и бесплатном обучении определяется не Министерством образования, а экономическими выкладками властей региона. Владимир Бланк уверен, что только так можно решить одну из острейших проблем городской экономики – кадровый дефицит.
Большому кораблю...
О кадровой проблеме мы писали в последнее время неоднократно, и, очевидно, повторяться не стоит. Вопрос этот хорошо известен специалистам. Наиболее остро он стоит для строительной отрасли, где дефицит ощущается по целому ряду специальностей – от простых рабочих до менеджеров среднего звена. Высшие учебные заведения не могут закрыть эту брешь, а система профподготовки в нынешних ПТУ и техникумах не отвечает современным требованиям. Впрочем, городские власти, очевидно, считают, что в строительстве с кадрами не все так плохо. Значительно хуже, по их мнению, дела обстоят в судостроении. Во всяком случае, на прошлой неделе, городское правительство приняло Программу подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Петербурга на 2004–2008 годы.
Странные приоритеты
Правда, комментируя это решение, председатель КЭРППиТ сообщил, что «судостроительная» программа станет своего рода пилотным проектом, в рамках которого будут обкатаны различные схемы для реформы системы профтехобразования и для других отраслей. Что это за схемы? Так, будет создан некий координационный центр для подготовки и переподготовки кадров для судостроительных предприятий в форме некоммерческого партнерства. Центр будет вести разработку новых профессиональных стандартов и координировать взаимодействие между предприятиями и учебными заведениями. При этом Владимир Бланк считает, что программа будет «рентабельной» для городского бюджета. Средства в размере 695,6 млн рублей (из них 131 млн выделяется из городской казны, 40 млн – из небюджетных фондов, остальное – из федерального бюджета) окупятся за каких-нибудь три года. Этого предполагается достичь за счет взимания подоходного налога с молодых специалистов.
Вообще же, как только появилась информация о планируемой реформе системы профобразования, речь шла о том, что затраты на профподготовку специалистов будут поделены поровну между городом и предприятиями. Впрочем, возможно это то, чего власти хотят добиться в идеале.
Неясным остается вопрос, чем руководствовались городские власти, сделав «судостроительную» программу приоритетной для города. Тот же г-н Бланк признает, что из всех отраслей городской экономики наиболее скверно обстоят в последнее время дела именно в строительстве. Темпы ввода жилья сократились, а объем инвестиций в отрасль снизился. Совершенно очевидно, что в первую очередь надо бросать все силы в наиболее «проблемные» отрасли. И коль скоро строительный комплекс портит показатели чиновным экономистам, логично именно этой сфере отдать приоритеты при разработке соответствующих программ.
Мигранты forever
Интересно, что и сам Владимир Бланк признает, что планируемая реформа профобразования, скорее всего не сможет покрыть кадровый дефицит. «Без привлечения мигрантов нам все равно не обойтись», – считает он. И это вполне объяснимо. Ведь с середины этого десятилетия город войдет в полосу острейшего демографического кризиса. И учить по «новым стандартам» будет попросту некого. Так что принятие «обоймы» кадровых программ для основных отраслей городской экономики станет своего рода «страховочным вариантом», при том крайне дорогостоящим.
Обращает на себя внимание тот факт, что львиная доля финансирования «судостроительной» программы ложится на федеральный бюджет. Но если федеральный центр имеет свой интерес в стимулировании судостроения, то с какой стати он станет оплачивать подготовку кадров для петербургских строителей? В общем, пока ясно только то, что ничего неясно. Остается ждать первых результатов реализации принятой программы, а также того, что еще придумают власти для профессиональной подготовки строительных кадров. Однако опыт взаимодействия между чиновниками и строителями отнюдь не вселяет оптимизм в сердца последних.
Автор: Игорь Черевко
рубрика:
Тенденции и перспективы
