Мегапроблемы мегакомплекса
К 2025 году по новому Генплану Красносельский район должен стать самым густонаселенным в городе. После ввода в эксплуатацию Юго-Западных очистных сооружений на этой территории должен начаться беспрецедентный «строительный бум». Однако не все инициативы правительства города сегодня получают поддержку у населения.
Скандалом обернулось общественное слушание Концепции Генерального плана развития города, которое проходило в администрации Красносельского района. Большой зал не смог вместить в себя всех пришедших на обсуждение. На всякий случай в вестибюле здания находился усиленный наряд милиции. Камнем преткновения стал так называемый «Шанхайский проект».
Инициатива Китая
В апреле 2004 года в Шанхае был подписан меморандум о взаимопонимании между комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга и Шанхайской индустриально-инвестиционной компанией по проекту застройки четырех кварталов в Красносельском районе. Планируется, что под строительство многофункционального комплекса жилых домов, деловых, развлекательных и туристических объектов будет выделена территория площадью более 180 га в непосредственной близости от береговой линии Финского залива. Китайскими инвесторами уже разработана концепция застройки кварталов 31, 32, 38 и 39. Для реализации проекта была собрана группа инвесторов, в которую вошли подконтрольные государству крупные китайские компании: упоминавшаяся уже Шанхайская индустриально-инвестиционная компания (занимается инвестициями в строительство); Шанхайская промышленно-инвестиционная корпорация (инвестиции и управление недвижимостью); Шанхайская корпорация «Байлянь» (рознично-торговая сеть); Международная корпорация «Цзинь цзянь» (сеть гостиниц) и Шанхайская корпорация «Люйди» (девелопмент, ландшафтный дизайн).
В конце июля 2004 года вышло постановление Правительства Санкт-Петербурга «О размещении в Приморской Юго-Западной части Санкт-Петербурга многофункционального мегакомплекса», которым было разрешено китайской стороне начать проектно-изыскательские работы с целью определения инженерных, технических, экономических параметров инвестиционного проекта. Всего в четырех кварталах должно быть построено от 1,5 до 3 млн кв. метров жилья, несколько гостиниц, бизнес-центров и торговых комплексов. Планируется развернуть на этой территории как малоэтажное, так и высотное строительство. В результате здесь смогут проживать до 45 тыс. человек. Территория кварталов будет благоустроена, в буферной зоне разбит парк, построена пристань для маломерных судов на берегу залива.
Примерный объем инвестиций в проект составляет $1,25 млрд. Это самый крупный по иностранным «вливаниям» готовящийся проект на территории Санкт-Петербурга.
Ксенофобия...
Заинтересованность городских чиновников в реализации проекта понятна – размеры инвестиций говорят сами за себя. Есть договоренность о том, что строительные работы будут вести петербургские компании, что тоже неплохо для экономики города. По мнению районной администрации, опасения, что построят «чайна-таун», негативно влияющий на жизнь района и города, безосновательны. Разговоры о том, что во вновь построенные дома вселятся не петербуржцы, а китайцы, тоже не имеют (во всяком случае, пока) под собой никакой почвы. Как сообщил сотрудник КГА и один из разработчиков Концепции Генплана развития города Александр Березкин, город и по старому Генплану должен был развиваться в Юго-Западном направлении. Масштабные работы по застройке этой территории жилыми кварталами были приостановлены из-за прекращения финансирования строительства Юго-Западных очистных сооружений. Город на протяжении десятилетий вкладывал немалые средства в намыв территории. Теперь есть реальная возможность продолжить прерванный процесс. А, следовательно, с помощью китайцев или без них эти кварталы обречены на застройку.
...или экономика?
Для функционирования большого жилого массива должна быть создана транспортная инфраструктура, поэтому в Концепции Генплана содержится положение о проектировании мостов через каналы, выходящие в Финский залив. А это, в свою очередь, по мнению членов яхт-клуба «Балтиец», означает, что город «закрывает» акваторию Невской губы для яхт. Иными словами, исходя из экономических соображений, город уничтожает одну за другой рекреационные зоны, связанные с выходом в Финский залив. Клуб «Балтиец», занимающий участок на береговой линии, сегодня, по сути, остался последней «базой» маломерных судов и яхт Морской столицы. При этом очевидно, что с каждым годом потребность выхода горожан к воде увеличивается, по прогнозам лет через десять парк моторных судов и яхт в городе может насчитывать около 40 тыс. единиц. Жилье, находящееся вблизи благоустроенной береговой линии с выходом к воде, имеет более высокую стоимость, а, следовательно, сохранение и развитие рекреационных зон на воде является делом более выгодным с экономической точки зрения. В то время как все страны используют малейшую возможность устройства рекреации у воды, в частности в том же Китае раскапывают русла обмелевших рек, наш город уничтожает то, что дано природой и благоустроено руками горожан. Работы энтузиастов по углублению Матисова канала, укреплению берега и строительству дорог начались в 1975 году. Сегодня единственное, что может предложить район, это подыскать клубу другое место дислокации. Однако такое решение не устраивает «Балтиец», поскольку предлагается площадка меньшей площади, которая не приспособлена для устройства причалов и выхода судов в залив.
Члены яхт-клуба выдвигали и геополитические гипотезы. Например, о том, что китайцам (издревле хорошим стратегам и дипломатам), в полной мере владеющим искусством восточного торга (так что, в конце концов, европеец готов им отдать все бесплатно, лишь бы прекратить этот процесс), мегакомплекс нужен лишь как «прикрытие» или законное обоснование для получения береговой линии Финского залива.
Как сообщил глава Красносельского района Вячеслав Фролов, пока еще окончательного решения о запуске проекта не принято, КГА в рамках обсуждения Концепции Генплана готов принять все пожелания и предложения граждан. Будут проведены отдельные общественные слушания, посвященные этому проекту. Тем временем в рядах местных жителей и членов клуба «Балтиец» зреет решимость добиваться референдума о том, быть или не быть на территории Красносельского района «Шанхайскому проекту».
СПРАВКА
Красносельский район образован в 1973 году за счет части территории Кировского района Ленинграда и Ломоносовского района Ленинградской области. Сегодня район занимает территорию в 114 кв. километров. В его состав входят микрорайоны: Урицк, Сосновая Поляна, Красное Село, Юго-Запад, Горелово, Можайский, Торики, Старо-Паново и Володарский. На территории района, являющегося «спальным», сегодня работают 25 промышленных, 2 строительных и 3 транспортных предприятия. В ближайшие годы будут развиваться две промышленные зоны, находящиеся в районе Юго-Западных очистных сооружений и в западной части Красного Села. Сейчас, по данным КГА, в районе эксплуатируется 5 млн. кв. метров жилой площади, к 2015 году эта цифра должна достигнуть 9 млн. кв. метров, а к 2025 году – 12 млн. кв. метров. Таким образом, Красносельский район должен занять лидирующее место среди районов города по численности населения (около 417 тыс. человек).
Автор: Ирина БАРЧУК
Скандалом обернулось общественное слушание Концепции Генерального плана развития города, которое проходило в администрации Красносельского района. Большой зал не смог вместить в себя всех пришедших на обсуждение. На всякий случай в вестибюле здания находился усиленный наряд милиции. Камнем преткновения стал так называемый «Шанхайский проект».
Инициатива Китая
В апреле 2004 года в Шанхае был подписан меморандум о взаимопонимании между комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга и Шанхайской индустриально-инвестиционной компанией по проекту застройки четырех кварталов в Красносельском районе. Планируется, что под строительство многофункционального комплекса жилых домов, деловых, развлекательных и туристических объектов будет выделена территория площадью более 180 га в непосредственной близости от береговой линии Финского залива. Китайскими инвесторами уже разработана концепция застройки кварталов 31, 32, 38 и 39. Для реализации проекта была собрана группа инвесторов, в которую вошли подконтрольные государству крупные китайские компании: упоминавшаяся уже Шанхайская индустриально-инвестиционная компания (занимается инвестициями в строительство); Шанхайская промышленно-инвестиционная корпорация (инвестиции и управление недвижимостью); Шанхайская корпорация «Байлянь» (рознично-торговая сеть); Международная корпорация «Цзинь цзянь» (сеть гостиниц) и Шанхайская корпорация «Люйди» (девелопмент, ландшафтный дизайн).
В конце июля 2004 года вышло постановление Правительства Санкт-Петербурга «О размещении в Приморской Юго-Западной части Санкт-Петербурга многофункционального мегакомплекса», которым было разрешено китайской стороне начать проектно-изыскательские работы с целью определения инженерных, технических, экономических параметров инвестиционного проекта. Всего в четырех кварталах должно быть построено от 1,5 до 3 млн кв. метров жилья, несколько гостиниц, бизнес-центров и торговых комплексов. Планируется развернуть на этой территории как малоэтажное, так и высотное строительство. В результате здесь смогут проживать до 45 тыс. человек. Территория кварталов будет благоустроена, в буферной зоне разбит парк, построена пристань для маломерных судов на берегу залива.
Примерный объем инвестиций в проект составляет $1,25 млрд. Это самый крупный по иностранным «вливаниям» готовящийся проект на территории Санкт-Петербурга.
Ксенофобия...
Заинтересованность городских чиновников в реализации проекта понятна – размеры инвестиций говорят сами за себя. Есть договоренность о том, что строительные работы будут вести петербургские компании, что тоже неплохо для экономики города. По мнению районной администрации, опасения, что построят «чайна-таун», негативно влияющий на жизнь района и города, безосновательны. Разговоры о том, что во вновь построенные дома вселятся не петербуржцы, а китайцы, тоже не имеют (во всяком случае, пока) под собой никакой почвы. Как сообщил сотрудник КГА и один из разработчиков Концепции Генплана развития города Александр Березкин, город и по старому Генплану должен был развиваться в Юго-Западном направлении. Масштабные работы по застройке этой территории жилыми кварталами были приостановлены из-за прекращения финансирования строительства Юго-Западных очистных сооружений. Город на протяжении десятилетий вкладывал немалые средства в намыв территории. Теперь есть реальная возможность продолжить прерванный процесс. А, следовательно, с помощью китайцев или без них эти кварталы обречены на застройку.
...или экономика?
Для функционирования большого жилого массива должна быть создана транспортная инфраструктура, поэтому в Концепции Генплана содержится положение о проектировании мостов через каналы, выходящие в Финский залив. А это, в свою очередь, по мнению членов яхт-клуба «Балтиец», означает, что город «закрывает» акваторию Невской губы для яхт. Иными словами, исходя из экономических соображений, город уничтожает одну за другой рекреационные зоны, связанные с выходом в Финский залив. Клуб «Балтиец», занимающий участок на береговой линии, сегодня, по сути, остался последней «базой» маломерных судов и яхт Морской столицы. При этом очевидно, что с каждым годом потребность выхода горожан к воде увеличивается, по прогнозам лет через десять парк моторных судов и яхт в городе может насчитывать около 40 тыс. единиц. Жилье, находящееся вблизи благоустроенной береговой линии с выходом к воде, имеет более высокую стоимость, а, следовательно, сохранение и развитие рекреационных зон на воде является делом более выгодным с экономической точки зрения. В то время как все страны используют малейшую возможность устройства рекреации у воды, в частности в том же Китае раскапывают русла обмелевших рек, наш город уничтожает то, что дано природой и благоустроено руками горожан. Работы энтузиастов по углублению Матисова канала, укреплению берега и строительству дорог начались в 1975 году. Сегодня единственное, что может предложить район, это подыскать клубу другое место дислокации. Однако такое решение не устраивает «Балтиец», поскольку предлагается площадка меньшей площади, которая не приспособлена для устройства причалов и выхода судов в залив.
Члены яхт-клуба выдвигали и геополитические гипотезы. Например, о том, что китайцам (издревле хорошим стратегам и дипломатам), в полной мере владеющим искусством восточного торга (так что, в конце концов, европеец готов им отдать все бесплатно, лишь бы прекратить этот процесс), мегакомплекс нужен лишь как «прикрытие» или законное обоснование для получения береговой линии Финского залива.
Как сообщил глава Красносельского района Вячеслав Фролов, пока еще окончательного решения о запуске проекта не принято, КГА в рамках обсуждения Концепции Генплана готов принять все пожелания и предложения граждан. Будут проведены отдельные общественные слушания, посвященные этому проекту. Тем временем в рядах местных жителей и членов клуба «Балтиец» зреет решимость добиваться референдума о том, быть или не быть на территории Красносельского района «Шанхайскому проекту».
СПРАВКА
Красносельский район образован в 1973 году за счет части территории Кировского района Ленинграда и Ломоносовского района Ленинградской области. Сегодня район занимает территорию в 114 кв. километров. В его состав входят микрорайоны: Урицк, Сосновая Поляна, Красное Село, Юго-Запад, Горелово, Можайский, Торики, Старо-Паново и Володарский. На территории района, являющегося «спальным», сегодня работают 25 промышленных, 2 строительных и 3 транспортных предприятия. В ближайшие годы будут развиваться две промышленные зоны, находящиеся в районе Юго-Западных очистных сооружений и в западной части Красного Села. Сейчас, по данным КГА, в районе эксплуатируется 5 млн. кв. метров жилой площади, к 2015 году эта цифра должна достигнуть 9 млн. кв. метров, а к 2025 году – 12 млн. кв. метров. Таким образом, Красносельский район должен занять лидирующее место среди районов города по численности населения (около 417 тыс. человек).
Автор: Ирина БАРЧУК
рубрика:
Тенденции и перспективы
