Преобразования в стесненных условиях

Градостроительное развитие исторического центра города – комплексная и сложная проблема. Здесь в один «узел» завязаны интересы государственных ведомств, строительных компаний, руководителей промышленных предприятий и, конечно, жителей.

Можно сказать, что для территории центральных районов присущи все проблемы, характерные для города в целом. Только с тремя добавлениями: очень много памятников истории и архитектуры, очень много коммунальных квартир и все преобразования происходят в очень стесненных условиях.

Что уплотняем?
По мнению заместителя председателя КГА Бориса Николащенко, общепринятый термин «уплотнительная застройка» содержит в себе как минимум две разных смысловых нагрузки. Уплотнительная застройка имеет место в окраинных районах, когда в построенный и просчитанный по всем нормам жилой квартал «сажают» еще один дом, ранее не предусмотренный детальной планировкой. Другое дело в центре: здесь, по мнению г-на Николащенко, речь идет не об уплотнении, а о заполнении пустующих «пятен», возникших на месте разрушенных зданий. Эти образовавшиеся по разным причинам «дыры» именуются лакунами и сегодня их количество, а также границы и параметры определены совместными усилиями КГИОП и КГА.
Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре считает, что в центре города нужно решить три стратегические проблемы. Во-первых, это создание транспортной инфраструктуры, поскольку имеющаяся не выдерживает нагрузки, и строительство парковочных зон. Во-вторых, обеспечение электроэнергией. Если снабжение водой, теплом и газом, как правило, легко разрешимая задача, то электроснабжение в центре города обязательно связано с реконструкцией или строительством новых подстанций. И последняя проблема – осуществление контроля за высотными характеристиками нового строительства. Этот вопрос не стоял бы так остро, если бы давление строителей на профильные комитеты чуть-чуть ослабло. Еще 10 лет назад лицом города считался его промышленный комплекс, теперь это – архитектурные шедевры центральной его части, которые являются сегодня серьезным фактором для пополнения бюджета. Поэтому новые здания здесь могут быть построены в том случае, если они не нарушат силуэт центральной части города. Новостроя на Почтамтской улице, ставшего притчей во языцех, возведи его в Москве – никто бы не заметил. В Петербурге ситуация другая, и с ней строителям приходится считаться.
Существует сегодня и еще одна тенденция, которая волнует КГА – это снос зданий в центре города под видом реконструкции: «строители любой ценой ищут основания для сноса». Если нет противопоказаний со стороны КГИОП, теоретически это сделать можно, а практически из-за изменения силы давления на грунт (почти везде он насыщен водой) начинаются подвижки, приводящие к образованию трещин в стенах и фундаментах соседних домов. Поэтому КГА настоятельно рекомендует застройщикам, решившимся на снос дома, оставлять брандмауэрные стены, примыкающие к окружающей застройке. При сносе возникают проблемы и эстетического характера, поскольку новые здания, заполняя собой образовавшуюся лакуну, редко гармонируют с соседними зданиями, таким образом, меняется облик улицы.
Строительство мансард, если опять же на это есть разрешение КГИОП, Комитет по градостроительству и архитектуре только приветствует. Как правило, это приводит к оздоровлению микроклимата дома, устраняются протечки, приводится в порядок кровля.

Зоны развития
Строительства в зоне так называемого «золотого треугольника» больше не будет. Последними проектами на территории, ограниченной Невой, Фонтанкой и Невским проспектом было строительство домов рядом с Инженерным замком и Домом кино. По мнению вице-президента Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Льва Каплана, понятие «центр города» часто трактуют расширительно. Очень хорошо, что он у нас есть, но он не должен стать только музеем.
Активное развитие предстоит территории Москва-Товарная, это примерно 20 га. Здесь грядут большие преобразования, связанные с прокладкой автомобильных дорог для разгрузки Лиговского проспекта и Обводного канала. Небольшой участок для нового строительства образовался в районе Смольного. ГУП «Водоканал СПб» и город провели межевание этой территории, на ней может вырасти небольшой жилой квартал. Будет осваиваться Новая Голландия (проекты то возникают, то «умирают»). Район улиц Шкапина – Розенштейна станет новым жилым массивом. Как сообщила начальник управления перспективного развития Комитета по строительству Татьяна Шайдорова, планируется построить 75 тыс. кв. метров социального жилья за счет средств бюджета, часть из них пойдет на расселение жителей пятиэтажек в этом районе.
Васильевский остров будет развиваться в северо-западном направлении (морской пассажирский терминал с гаванью площадью квадратный километр). Петровский остров, который когда-то планировался как парковый, постепенно превратился в промышленный. Теперь здесь будет построен жилой массив с большими высотными характеристиками. Однако, по мнению Льва Каплана, он не стал бы, рекламируя жилой комплекс, говорить о том, что из окон домов будет виден Исаакиевский собор. Поскольку сам собой напрашивается вывод: если вы увидите собор, из собора увидят вас. А это уже нарушение силуэта города. Будет развиваться западная часть Крестовского острова, до сих пор не закончено обсуждение, что делать со стадионом имени Кирова. По мнению Бориса Николащенко, даже если будет принято решение о его сносе, а освободившуюся площадку отдадут под новое строительство, форму холма надо будет оставить.

Кого и куда выводят?
Судьба промышленных предприятий, расположенных в центре города, сегодня волнует многих, однако практические шаги в этой области делать очень сложно. По мнению председателя Совета директоров группы компаний «Бекар» Андрея Тетыша, вывод предприятий, которые в совокупности своих усилий «делают» 27 процентов городского бюджета, за черту города не может быть целью. А именно так это часто и трактуется: «давайте их выведем, куда-нибудь». Более разумным подходом является не вывод промышленности, а рациональное использование территорий этих предприятий. Для этого должны быть введены экономические санкции, в приказном порядке достичь искомого результата вряд ли получится. Андрей Тетыш считает, что за словами «вывод предприятия» скрывается или его ликвидация (через банкротство) или переезд на новое место, который, как правило, связан с переоснащением производственных мощностей и строительством новых цехов. То есть, по сути, от предприятия остаются коллектив и название, все остальное возводится заново.
Осложняет деятельность девелоперов то обстоятельство, что сегодня, взявшись за перепрофилирование территории, инвестор не застрахован о появления на ней новых производственных предприятий. Поэтому, по мнению г-на Тетыша, должен быть издан документ, закрепляющий статус территории. Промышленные зоны, куда чиновники хотят выводить предприятия, сегодня де-юро не существуют, что тоже не способствует развитию процесса изменения функционального назначения территорий. Не создан рынок земельных отношений. Все это может рано или поздно вынудить руководителей крепких предприятий вывести их за черту города, на территорию Ленинградской области со всеми вытекающими отсюда для бюджета города последствиями.

Автор: Ирина БАРЧУК
рубрика: Бизнес пространство
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.