Выступление губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко на Втором съезде строителей Санкт-Петербурга 25 ноября 2004 года (публик

Дорогие строители!

Я рада приветствовать всех вас, собравшихся на Съезде строителей Санкт-Петербурга.
Прошло чуть более года работы нового городского правительства и год со дня проведения последнего Съезда строителей. Сегодня, на мой взгляд, самое время подвести предварительные итоги нашей совместной работы, рассмотреть вопросы деятельности инвестиционно-строительного комплекса, обозначить проблемные вопросы и наметить пути их решения.
В предшествующие годы многое было сделано для развития строительной отрасли в Петербурге, и в этом есть большая ваша заслуга, уважаемые руководители строительных предприятий, компаний и фирм. На мой взгляд, наше главное достижение не только в том, что инвестиционно-строительный комплекс признан лучшим в России по итогам прошлого года, я имею в виду строительный комплекс Санкт-Петербурга, но и в том, что сегодня в отрасли создана конкурентная среда. А ведь именно конкурентная среда является основой рыночной экономики.
Поэтому, с этой точки зрения прежде всего следует оценивать деятельность Правительства Петербурга. Я убеждена, что залог нашего с вами успеха – использование преимуществ конкурентной среды. Есть единственно верный и возможный путь достижения поставленных целей – это соревнование, конкуренция. И поэтому одним из первых важнейших шагов, предпринятых нами, стало изменение процедуры городского заказа, что уже сегодня привело к снижению затрат. Экономия за девять месяцев составила более 1 млрд 637 млн рублей. В структуре размещения государственного заказа за 2004 год почти 25 процентов пришлось на конкурсные процедуры. Всего за девять месяцев 2004 года было заключено 50 тыс. 893 государственных контракта на общую сумму почти 44,5 млрд рублей. Среди них 9 тыс. контрактов – через открытые конкурсные процедуры, почти 27 тыс. – через запросы котировок. Эту процедуру мы будем обязательно продолжать и совершенствовать. Потому что она – важнейший элемент использования конкурентной среды на строительном рынке.
Вторым важнейшим шагом стала политика по вопросу распределения земельных участков под строительство. В ее основе также лежит конкуренция. Основным способом распределения участков стали торги. И уже сегодня можно говорить о неплохих результатах: по итогам 10 месяцев 2004 года отчисления в городской бюджет на инфраструктуру составили более 4 млрд рублей.
Однако только этими двумя шагами не достичь нужного результата.
Что, на мой взгляд, нужно еще сделать?
Во-первых, город отстал в градостроительном планировании. Некоторое время назад планирование было лишь нарицательным словом. Но сегодня у нас есть понимание того, что рыночная экономика, имея в своей основе конкурентную среду, зиждется также на четком планировании и прогнозировании. Мы практически приостановили уплотнительную застройку в плохом понимании этого слова, которая была вынужденной мерой.
Существует понятие «плотность застройки». Это отношение общей площади построенных зданий к площади земли, на которой они расположены. В районах, где стоят «хрущевки», коэффициент плотности – 0,4. То есть на 10 тысячах квадратных метров земли построено 4 тыс. кв. метров зданий. В районах застройки 70-х годов плотность – 0,7. В современных кварталах – 1,1. В историческом центре – 1,5. Для сравнения: в Гонконге есть кварталы с коэффициентом 40. Хотя, конечно, Гонконг не Петербург. Городским правительством была поставлена задача выйти на значение коэффициента плотности 1.
Вторая задача: земля должна работать и приносить доход городу. И для уплотнения были и есть объективные предпосылки. В пределах исторического центра это места, где когда-то стояли дома. Некоторые из них были разрушены во время войны. Их не стали восстанавливать, и там стихийно образовались зеленые зоны. Но с точки зрения градостроительной политики они предназначены под застройку. Проспекты должны быть прямыми, и выбитых зубьев с брандмауэрными стенами быть не должно.
По сравнению с 1999 годом, объем строящегося жилья вырос на 75 процентов. Это великолепный показатель для любого европейского города. Важно также, что 90 процентов граждан, заселяющих новые дома – петербуржцы.
Однако, учитывая постоянные жалобы жителей города на «уплотнительную застройку» и строительство в зеленых зонах, в декабре 2003 года мы приняли мораторий на новое строительство в зеленых зонах, на детских площадках сроком на один год. Мораторий определен соответствующим распоряжением правительства, которое призвано решить три задачи:
1. Во-первых, как я уже сказала, наложить временный мораторий на строительство в зеленых зонах сроком на год.
2. Во-вторых, активизировать процессы создания товариществ собственников жилья и оформления земельных участков в собственность ТСЖ и жилищных кооперативов. Мы, кстати, приняли постановление об упрощении порядка оформления земельных участков в собственность ТСЖ и ЖСК.
3. И, в-третьих, решена задача инвентаризации всех зеленых зон на территории Петербурга. Выявлена 941 зеленая зона общей площадью около 200 га. По результатам инвентаризации разработана программа комплексного благоустройства дворовых и внутриквартальных территорий Петербурга с расчетом завершения полного благоустройства всех городских территорий к 2008 году. В этих целях будут использоваться средства городского бюджета, средства муниципальных образований, ТСЖ и ЖСК. Мы будем требовать от застройщиков предусматривать в проектах благоустройство территорий. Особенно при строительстве в районах сложившейся городской застройки – с учетом соседних домов.
Еще один важный шаг – принятие Закона о регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, который определяет:
– принципы регулирования градостроительной деятельности;
– полномочия органов государственной власти;
– основные положения об участии граждан и общественных объединений в принятии решений;
– виды градостроительной документации;
– виды правовых актов.
Этот закон является важнейшим элементом формирования Генерального плана города.
Правительством принята Концепция Генерального плана, которая призвана стать основой четкого планирования градостроительного развития города. 17 ноября она была одобрена Законодательным собранием.
Концепция разработана исходя из принципов достижения нашей основной цели – среднеевропейских показателей уровня жизни города. В частности, мы подняли планку обеспечения жильем до 30 кв. метров на человека. Также существует целый ряд других показателей, которые приближают нас к европейским стандартам. Это и норма обеспеченности школами, поликлиниками, больницами, уровень автомобилизации, количества торговых площадей на тысячу жителей и другие показатели. Всего при разработке Концепции было использовано более 200 показателей.
Санкт-Петербург должен по праву называться европейской столицей. Реализации этой амбициозной, но вполне достижимой цели и должен, в первую очередь, способствовать новый Генеральный план нашего города.
Мы выбрали смешанный вариант вовлечения в оборот новых земель. В первую очередь – это использование сельскохозяйственных земель за счет изменения их функционального назначения. Второе направление – регенерация городских территорий, использование которых не отвечает нуждам города. Это не только вывод промышленных предприятий за черту центра города, но и коренная реконструкция территорий жилищной застройки старого фонда. И вы все знаете такие примеры: улицы Шкапина-Розенштейна, Петроградская сторона, улица Ленина в Колпино и ряд других.
Одобренная правительством Концепция Генерального плана дает толчок к разработке четких правил функционального и правового регулирования, а впоследствии – правил застройки города. Все эти документы в дополнение к Концепции Генплана должны быть разработаны и завершены до 1 июня 2005 года. Я призываю всех вас принять активное участие в их разработке.
Однако, не дожидаясь этого, правительство приняло ряд мер, уже сегодня ставших важными элементами правового и функционального регулирования. Прежде всего, принят высотный регламент, который касается застройки исторического центра. Утвержден и согласован с федеральными министерствами и ведомствами перечень лакун (участков исключений) из объединенной охранной зоны.
Пройти этот путь было чрезвычайно сложно, но это позволит упорядочить процессы реконструкции и нового строительства в центре города, которые сегодня иногда носят хаотичный характер. В перечне насчитывается более 300 участков, потенциально пригодных для реконструкции и нового строительства (их общая площадь – более 1 млн кв. метров). И каждый из этих участков прошел тщательную экспертизу. Ни один из них не представляет угрозы для охраняемого наследия, зеленых насаждений. И что особенно важно, принятый документ позволит закрыть тему незаконной уплотнительной застройки.
Историческая часть города – наше великое наследие, и мы должны очень бережно к нему относиться. Но в то же время город не может себя законсервировать, остановиться в своем развитии. Этот процесс должен быть поставлен в строгие, четко очерченные законом рамки. Впредь любое строительство в центре города будет вестись в соответствии с утвержденным перечнем участков и под строгим государственным контролем.
Основными территориями под жилищную застройку в ближайшие годы станут:
– Красногвардейский район, квартал 50 микрорайона Ржевка-Пороховые, где общая площадь перспективной жилой застройки составляет 150 тыс. кв. метров;
– Невский район, кварталы 9, 9А, 19А и 23 севернее улицы Новоселов. Здесь будет построено 1 млн 200 тыс. кв. метров;
– Выборгский район, кварталы 9 и 25А в Шувалово-Озерках – 500 тыс. кв. метров жилья;
– в Северо-Приморской части города можно построить свыше 2 млн 500 тыс. кв. метров на территориях кварталов 55, 56А, Б, 58, 59А, Б;
– в Красносельском районе, а также в Сосновой Поляне общая площадь перспективной жилой застройки составляет 2 млн 300 тыс. кв. метров. Я имею в виду кварталы 15–39 в Красносельском районе, а также квартал 3-Б в Сосновой Поляне.
Благодаря развитию этих территорий мы сможем достичь к 2008 году показателя ввода жилья 3 млн кв. метров в год. Хотя нам всем еще предстоит поразмышлять, сколько надо строить. Нами приняты также программы дорожного строительства, развития промышленности и ряд других.
Но наряду с этим существует самая главная, болезненная проблема – отсутствие инженерно подготовленных территорий. Инженерные мощности, сети и головные источники исчерпаны или изношены и находятся в плохом состоянии.
Правительством Санкт-Петербурга разработаны и уже внедряются долгосрочные программы их развития на 2004–2010 годы. Среди них:
– реконструкция и развитие головных сооружений и магистральных сетей ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга»;
– реконструкция и развитие головных сооружений и магистральных сетей, предназначенных для газоснабжения Санкт-Петербурга;
– реконструкция и развитие головных сооружений и магистральных сетей, предназначенных для водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга;
– реконструкция и развитие головных источников инженерного обеспечения и магистральных сетей в зоне энергоснабжения ОАО «Ленэнерго»;
– газификация объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2004–2010 годы.
В 2005–2007 годах намечено увеличить капитальные вложения
в модернизацию и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, в строительство новых головных источников в среднем в три раза. Это будет нашим важнейшим приоритетом на ближайшие годы. При этом правительство четко выполняет свои обещания: на нашей с вами встрече год назад мною было дано четкое обещание направлять 70 процентов средств, собранных с застройщиков, на инженерную подготовку. Такая схема работает весь этот год, и надо сказать, это значительные средства. На примере бюджета 2005 года планируемый объем средств с застройщиков составит
6,6 млрд рублей.
Во многом упорядочены отношения с монополистами – принят ряд нормативных документов. Правительство города приняло решение о вводе платы за присоединение к инженерным сетям, регулировать которую будет региональная энергетическая комиссия. Уже принята методика определения платы за присоединение к электрическим сетям Ленэнерго и до конца этого года мы планируем утвердить методики определения платы за подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Эти меры гарантируют выполнение работ монополистами и обеспечат «прозрачность» расходования финансовых средств, а также позволят установить сбор на присоединение к инженерным сетям. Таким образом решение этого вопроса будет переведено в правовое поле. Никакого волюнтаризма здесь быть не должно.
В то же время надо понимать, что реализация этих программ зиждется не только на городском бюджете и собственных средствах предприятий. Для успешного развития городского хозяйства необходимо создать привлекательные условия для представителей крупного, среднего и малого бизнеса в этой сфере.
Мы взяли курс на привлечение частного капитала в инженерную подготовку городских территорий в частности и в жилищно-коммунальное хозяйство в целом. В первую очередь я имею в виду привлечение бизнеса к строительству головных сооружений. С этой целью правительством подписаны и уже реализуются Соглашения с Газпромом, с РАО ЕЭС, Внешторгбанком и другими структурами. Эти соглашения должны обеспечить надежное газо- и теплоснабжение города. Предусматривается также выделение дополнительных объемов. Но не менее важно обеспечить широкое, я бы сказала тотальное внедрение ресурсосберегающих технологий. Потребление воды, газа, тепла в нашем городе почти в два раза выше среднеевропейских показателей.
Есть пример сооружения теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ за счет частных инвесторов, в том числе за счет банковских кредитов. Есть пример строительства Юго-Западных очистных сооружений также за счет кредитов и грантов. В 2004 году началась реализация крупных инвестиционных проектов по газификации Курортного района Санкт-Петербурга, модернизации и реконструкции системы теплоснабжения Петроградского административного района. К 2006 году планируется завершить инвестиционный проект по обеспечению теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга. Ведутся работы и в рамках Соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» по реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга. По соглашению с «Российскими коммунальными системами» будет построена котельная в микрорайоне Ржевка-Пороховые.
Приоритетной задачей мы считаем модернизацию и развитие инженерных сетей и головных источников, внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, обеспечение учета потребления. И я призываю крупные строительные компании города принять участие в строительстве головных сооружений с последующей эксплуатацией. Большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы, это уже подтвердили примеры, являются коммерчески выгодными. Финансовое оздоровление отраслей городского хозяйства требует развития отношений частно-государственного партнерства, город тоже к этому готов, и активного привлечения инвестиций, что могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Для снижения бюджетных издержек и повышения качества управления сетевыми активами энерго- и ресурсоснабжающих организаций Санкт-Петербурга будут созданы общегородские тепло- и электросетевые компании, единая городская энергосбытовая компания.
В целом планомерная совместная работа в этом направлении позволит в ближайшее время решить вопрос инженерного обеспечения города. Это позволит активизировать жилищное строительство на новых территориях. Мы сможем решить еще одну большую проблему – расселение ветхого и аварийного фонда. В нашем городе значительное количество ветхих и аварийных зданий, коммунальных квартир - не вам говорить об этом. В этом направлении также необходимо проводить планомерную работу. В этом году мы, с вашим участием, безусловно, уже многое сделали. Полностью расселены здания на Крестовском острове, мы приступили к расселению большой территории по улицам Шкапина-Розенштейна.
Однако решение этой проблемы невозможно без активного бюджетного строительства. Мне кажется, одна из ошибок, совершенных в прошлые годы, – снижение объемов бюджетного жилищного строительства. В последние годы бюджетное строительство проходило на уровне 50–60 тыс. кв. метров в год. А начиная с 2005 года мы поднимем эту планку до 100 тыс. кв. метров. В 2006 году планируем построить за счет городского бюджета 150 тыс. кв. метров.
По всем прогнозам бюджетное строительство должно устойчиво занимать нишу на рынке жилищного строительства в пределах 10 процентов. Это позволит не только расселять ветхий и аварийный фонд, но и обеспечивать жильем граждан, забота о которых лежит на государстве. Приоритетной задачей в жилищном строительстве является развитие ипотечного кредитования. Мы подписали, впервые в российской практике, соглашение с 32 банками, и, несмотря на сложную ситуацию на рынке жилья, в этом году уже выдано более 600 ипотечных кредитов. Создано Санкт-Петербургское ипотечное агентство, которое призвано реализовывать политику в сфере ипотечного жилищного кредитования. Агентство заключило соглашения о сотрудничестве по программе рублевого ипотечного кредитования с 19 коммерческими банками города. На сегодняшний день после выработки внутрибанковских регламентов работы банками начата работа по рассмотрению заявлений граждан на предоставление ипотечных кредитов.
Условия, по нашему настоянию, стали более гибкими, приемлемыми для граждан со средним достатком. Кроме того, в бюджете 2005 года предусмотрены субсидии для работников бюджетной сферы, а также граждан, стоящих в городской очереди. В случае, если эти семьи будут использовать систему ипотечного кредитования, субсидии облегчат им доступ на рынок ипотечного жилья.
Таким образом, используя конкурентную среду, планомерно занимаясь вопросами развития инженерных сетей в городе, четкого градостроительного планирования, жилищного строительства и расселения ветхого и аварийного фонда, мы создадим условия для привлечения инвестиций.
Неслучайно в новом законе «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции», который мы уже приняли, создано понятие «стратегический инвестор» или «стратегический партнер». В рамках соглашения с РАО «Газпром» эта компания только в 2005 году вложит в газификацию Санкт-Петербурга более 1 млрд рублей.
Стратегический инвестор важен для города как показатель хорошего инвестиционного климата. Вслед за такими крупными инвесторами как Газпром, РАО ЕЭС, учитывая их пример, могут прийти и другие фирмы, предприятия, основывающие производство в нашем городе. И такие примеры уже есть: это и «Элкотек» (производство электроники), это переговоры с фирмой «Тойота», компанией «Мерседес» и другие крупные проекты. При решении этого вопроса мы видим свет в конце туннеля.
Уже сегодня начинает проектироваться Западный скоростной диаметр и параллельно идет проектирование нового Морского пассажирского вокзала Петербурга. Речь идет о большом проекте, связанном с намывом территории за гостиницей «Прибалтийская». В общей сложности город получит территорию в 300 га, на которых наряду с Морским вокзалом сможет разместиться, например, крупный жилой комплекс. Можно сказать, что продолжается формирование Морского фасада города.
И еще один крупный инвестиционный проект будет реализован в нашем городе: мы приняли решение о строительстве нового стадиона на 50 тысяч мест. Рассматривается целый ряд других крупных проектов.
Привлечение инвестиций путем переговоров, личных контактов с руководителями крупных фирм не даст полного эффекта без снижения административных барьеров. И это очередной вопрос, требующий скорейшего решения.
Мы считаем, что переход от системы целевого выделения участков к системе торгов является единственным путем уничтожения имеющихся сегодня административных барьеров. Я убеждена, что с принятием Закона Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» мы решили задачу обеспечения равной доступности строительных компаний к земельным участкам. Этот закон установил полномочия и порядок работы Правительства Санкт-Петербурга по предоставлению земельных участков и объектов недвижимости для строительства. По нему только Правительство Санкт-Петербурга может принимать решения о предоставлении объектов для строительства и реконструкции. Преимущественной формой предоставления объектов недвижимости становятся торги. Критерии выявления победителей также устанавливаются правительством. Торги являются абсолютно открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса архитектурно-градостроительных, социальных и культурных проектов.
Знаю, что у строителей много нареканий в связи с проведением торгов и по короткому, и по полному пакетам. Многие из вас обеспокоены приходом в наш город инвесторов из других регионов, в частности московских.
Но я еще раз хочу повторить: торги не только обеспечивают равную доступность для всех желающих работать на строительном рынке, но и устраняют административные барьеры. Полностью – в случае продажи по полному пакету, и в значительной мере – при продаже по короткому пакету. Поэтому мы будем продолжать работу именно по этой схеме.
Торги будут проходить в четырех формах:
1. Торги по расселенным зданиям. Они уже идут, продано несколько объектов.
2. Торги по полному пакету. Документацию к торгам будет готовить Комитет по строительству. И бизнес сюда привлечем. Организовывать и проводить их будет также «Фонд имущества Санкт-Петербурга». Минимальное количество торгов, которые должны пройти в 2005 году – 100 объектов.
3. Торги по короткому пакету. Первый аукцион земельных участков состоялся 9 июня, и с этого момента всего на торгах было продано 20 участков. Из них на 17 можно построить свыше 452 тыс. кв. метров жилья, на остальных – два объекта торгового назначения и один административного. До конца года для проведения торгов планируется подготовить 47 земельных участков, из которых на 28 участках можно построить жилье площадью более 1 млн 200 тыс. кв. метров.
Прошедшие аукционы показали, что торги под жилищное строительство состоялись с первого раза с увеличением цены продажи 1 кв. метра возводимых улучшений по отношению к начальной цене в среднем на 21 процент.
4. Торги в собственность.
Конечно, основным видом торгов являются торги по полному пакету. Я думаю, что уже в 2005 году торги по короткому пакету будут прекращены. Все они будут проводиться по полному пакету. Кроме этого, мы внедрим процедуру торгов на право приобретения земельных участков в собственность, а также будем проводить конкурсы с фиксированной ценой, где победителем будет являться та компания, которая предложит лучшую концепцию развития территории.
Процесс подготовки полного пакета длителен. Поэтому мы приняли постановление Правительства о привлечении бизнес-структур к подготовке документации за вознаграждение, размер которого может составлять до 5 процентов от продажной цены объекта. Это, по моему мнению, может стать основным инструментом активизации торгов.
Принятый курс на торги повлечет за собой следующие последствия:
– будет закрыт доступ посредникам, фирмам-однодневкам: они не смогут участвовать в торгах с большим задатком, и при этом не будут ограничены возможности малого бизнеса по получению небольших земельных участков под объекты жилищного строительства, автосервиса, торговые павильоны, в том числе находящиеся в краткосрочной аренде;
– будет обеспечен легкий доступ на рынок крупного инвестора;
– массовые торги будут способствовать вовлечению в коммерческий оборот земель промышленных предприятий в центральных частях города, а также земель сельскохозяйственного назначения.
В этом году проводятся только торги в форме аукциона. Вместе с тем сохраняется и процедура целевого предоставления. В Законе четко прописаны случаи, в которых правительство города может принять решение о целевом выделении объектов недвижимости.
Я хочу подчеркнуть, что инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу нового Закона, сохранят свое действие до окончания срока. Своеобразной «отсечкой» является Постановление Правительства Санкт-Петербурга о проведении изыскательских работ. По Постановлениям Правительства Санкт-Петербурга о проведении изыскательских работ, принятым до принятия нового Закона, сохранится возможность заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях (т.е. целевое предоставление).
Отработана процедура подготовки документов. Согласование всех проектов Постановлений Правительства Санкт-Петербурга проводится на еженедельном рабочем совещании под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга А.И. Вахмистрова, с участием представителей профильных комитетов, визирующих проекты Постановлений. Этот механизм избавит инвесторов от необходимости самостоятельно согласовывать проекты Постановлений правительства во всех отраслевых комитетах. После рассмотрения рабочим совещанием проекты Постановлений выносятся на утверждение Правительства Санкт-Петербурга.
Принятие закона об установлении порядка рассмотрения документов и проведение торгов – это все элементы открытой политики и снижения административных барьеров...
Вы все знаете, что существуют многочисленные поборы – так называемые ускоренные согласования, которые необходимо ликвидировать. И борьба с этими издержками будет продолжаться. В городе есть власть, и власть способна вас защитить.
Мы понимаем, что нужно уделять внимание работе по развитию территорий. Эту работу призваны осуществлять агентства по развитию территорий. Однако, к сожалению, по прошествии этого года мы не увидели в полной мере реальных успехов, реальных достижений в этом направлении.
Тем не менее, мы будем продолжать комплексное развитие территорий Митрофаньевского шоссе, продолжится работа по комплексному преобразованию территории Московская-Товарная под общественно-деловую и жилищную застройку.
Также нужна планомерная работа по использованию земель, занятых Министерством обороны. Точнее, не самим министерством, а многочисленными воинскими частями: в составе некоторых из них, кажется, остались только одни командиры. Вовлечение этих земель в оборот позволит активизировать жилищное строительство на этих территориях. Согласно Концепции Генерального плана, эти земли являются мощным земельным ресурсом для развития жилищного и коммерческого строительства. Также мы не должны забывать про вывод предприятий из центра города.
Уже проделана большая работа в этом направлении: проведена инвентаризация существующих промышленных зон, выявлены резервы. Недавно было создано ГУ «Агентство промышленных инвестиций» и мы надеемся, что частный бизнес будет вовлечен в процесс вывода предприятий из центра и, в некоторых случаях, в закрытие и ликвидацию большого количества так называемых «лежачих на боку» предприятий.
До сих пор не урегулирован до конца вопрос отчислений в бюджет при строительстве на территории с изменением ее функционального назначения. Как у каждой медали, в этой проблеме существует две стороны. Мы могли бы вовлекать такие земли в оборот путем освобождения от платы. Однако тем самым мы снизим доход в бюджет от предоставления больших городских территорий. Поэтому мне кажется, что политика в этом вопросе должна быть следующая. Необходимо переходить в этом секторе к частной собственности, к цивилизованному рынку. У вас возникает вопрос: будет ли правительство в таком случае брать деньги? Однозначным ответом на этот вопрос будет: нет, если земля находится в частной собственности.
Таким образом, выкуп земли в частную собственность на ранней стадии – гарантия отсутствия дополнительных отчислений в бюджет, так как при выкупе в бюджет уже перечисляются средства. Но самое главное – появляется возможность получения под залог земли банковского кредита на реализацию инвестиционного проекта. Правительство приняло решение по снижению платы при выкупе земли в собственность. Сегодня для всех она составляет девять ставок земельного налога. Это позволит активизировать процесс выкупа земли в собственность.
Все эти меры – снижение административных барьеров, привлечение инвестиций – не позволят активно развивать Санкт-Петербург без реализации крупных проектов федерального значения за счет федерального бюджета. Этим стройкам правительство города уделяет большое внимание.
Городом разработан и осуществляется проект строительства Восточного полукольца, которое будет завершено в 2005 году. Но уже сегодня можно проехать от станции Горская до проспекта Просвещения. В ближайшее время будет открыт новый вантовый мост через Неву.
Президент России В.В. Путин дал поручение Правительству Российской Федерации выпустить постановление Правительства РФ об ускорении строительства Западного полукольца. Завершение этой большой и важной стройки позволит закончить строительство Кольцевой автомобильной дороги, что повлечет за собой приток значительных инвестиций. Уже сегодня КАД вызывает огромный интерес по размещению в первую очередь предприятий логистики, а также переработки и сборочной промышленности. В ближайшие дни Правительство Санкт-Петербурга и Правительство Ленинградской области проведут совместное заседание, в том числе по вопросу использования территорий в районе Кольцевой дороги.
Неотъемлемой частью КАДа является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, строительство которого должно быть завершено в намеченные сроки – к 2008 году.
Я хотела бы уделить внимание еще одному важному вопросу, решение которого зависит прежде всего от вас. Я говорю о соблюдении норм и правил при проведении строительных работ. Проблемы качества строительства вызывают серьезную обеспокоенность. Низкая организация труда на стройплощадках, отсутствие должного контроля за соблюдением строительных норм и правил привели к росту количества аварийных ситуаций (в частности, за последний год участились случаи падения башенных кранов). Возрастающий поток жалоб населения свидетельствует о низкой эффективности мер, принимаемых к строительным компаниям-нарушителям. Уже становится практически нормой для некоторых фирм начинать и вести строительство без получения разрешения на производство работ. Несмотря на то, что спрос превышает предложение, сроки строительства часто нарушаются.
Именно поэтому правительством принято решение о создании отраслевого исполнительного органа – Службы по надзору в сфере проектирования и строительства. Вновь создаваемая единая служба будет сформирована за счет слияния ряда структур:
– Управления сопровождения инвестиционных проектов Комитета по строительству;
– Управления государственного архитектурно-строительного надзора и других.
На наш взгляд, работа этой службы позволит не только улучшить состояние строек, но и привести в единое русло все вопросы контроля от стадии проектирования объекта до его ввода в эксплуатацию. В том числе мы надеемся, что контроль на стадии проектирования позволит более жестко подходить к вопросу себестоимости строительства, особенно бюджетного. Таким образом, частично решится вопрос снижения себестоимости строительства и как следствие – стоимости жилья на рынке.
Очевидно, что снижение себестоимости строительства – один из важнейших факторов развития города, которого невозможно добиться одними призывами и лозунгами. Поэтому серьезное внимание должно уделяться развитию предприятий стройиндустрии, внедрению новых технологий. Мы внимательно следим за наметившимися тенденциями монополизации рынка промышленных строительных материалов. И мною даны конкретные поручения управлению антимонопольной политики очень внимательно оценить эту ситуацию. Также, на мой взгляд, целесообразно было бы подготовить и подписать пакеты ценовых соглашений с основными производителями стройматериалов.
Понятно, что снижение себестоимости в строительстве позволит активировать спрос на рынке, что важно с точки зрения не только экономики, но и социальной политики, проводимой правительством.
Еще один важный вопрос, на котором я хотела бы остановиться – подготовка и закрепление кадров в области строительства. Совсем недавно под эгидой Союза строительных объединений и организаций проходила конференция, посвященная проблемам привлечения кадров в строительную отрасль. Ее проведение выявило действительно важную проблему, которая требует скорейшего решения. И я призываю руководителей крупных предприятий, да и не только крупных, подумать о том, чтобы взять - может быть, корпоративно, под эгидой ассоциаций – на обеспечение профессиональные училища, которые могли бы впоследствии обеспечивать ваши компании квалифицированными специалистами. В свою очередь правительство готово рассмотреть вопросы о передаче ПТУ в частную собственность, естественно при условии сохранения профиля училища.
Вот некоторые из вопросов, на которых я хотела остановиться. Убеждена, что все они могут быть решены только при активном взаимодействии органов исполнительной власти, Законодательного собрания и бизнес-сообщества. При диалоге с бизнесом, наряду с непосредственными контактами, совещаниями и переговорами с представителями крупных строительных организаций, по-прежнему высока роль общественных объединений. Сегодня в инвестиционно-строительном комплексе существует несколько профильных объединений. Прежде всего, это Союз строительных компаний «Союзпетрострой», которому в следующем году исполняется 10 лет. Активно работает и Ассоциация домостроителей, а также целый ряд других профильных организаций. Однако я считаю важным, что именно в нашем городе впервые создан Союз строительных объединений и организаций. На сегодняшний день наш Союз является самым крупным территориальным объединением в России. Среди членов Союза 500 прямых и более 1800 ассоциированных участников.
Безусловно, деятельность Союза, объединившего практически все строительные компании нашего города, плодотворно сказывается на общем состоянии и внешней инвестиционной привлекательности строительного комплекса как в глазах инвесторов, так и горожан. Взаимодействие с населением, формирование положительного имиджа строителей – это актуальная задача сегодняшнего дня. Да и общественная жизнь внутри строительного сообщества также немаловажна. Меня порадовала информация о проводимых Союзом спортивных соревнованиях, а также участии Союза в проведении профессиональных конкурсов, специализированных выставок, конгрессов и форумов. Все это – важнейшие элементы общественной жизни. Правительство города всегда будет поддерживать проведение подобных мероприятий.
Очень важна, на мой взгляд, работа Союза по содействию в подготовке документации на награждение строителей. Ведь строитель Северной столицы – это не только интересная, нужная, но и очень почетная профессия. А теперь это еще и звание: Союз строительных объединений и организаций инициировал создание нагрудного знака «Строителю Санкт-Петербурга». Этот знак будет вручаться работникам предприятий за многолетние заслуги и разработку современных проектов в области строительства.
Сегодняшние строители продолжают дело великих мастеров, которые создали наш город таким, какой он есть сегодня – одним из величественных и прекраснейших городов мира. Петербург – гордость всей России. И одно из подтверждений того, что работу наших строителей видя
рубрика: Актуальная тема
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.