Виктор Петрашень: «В будущем году комитетом планируется принять все необходимые меры для обеспечения безопасности поднадзорных объектов»

О предварительных итогах деятельности Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в 2011 году рассказал нашей газете председатель комитета Виктор Михайлович Петрашень.

– Виктор Михайлович, с какими результатами Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области завершает год?
– В 2011 году Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области осуществлял надзор в отношении 554 объектов капитального строительства, в том числе 152 объектов жилищного назначения, 75 объектов культурно-бытового и социального назначения, 327 объектов производственного назначения. По сравнению с 2010 годом количество поднадзорных объектов производственного назначения возросло на 53% (для сравнения, в 2010 году – 213, в 2011 году – 327).
В ходе осуществления государственного строительного надзора в 2011 году комитетом проведено 560 проверок, по результатам которых выявлены нарушения и выдано 188 предписаний об устранении нарушений технических регламентов и проектной документации, вынесено 167 постановлений о назначении административных наказаний на значительную денежную сумму. По результатам итоговых проверок, проведенных на основании извещений застройщиков об окончании строительства, выдано 166 заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов, в 32 случаях отказано в выдаче заключений о соответствии.

– К сожалению, Ленинградскую область не обошла проблема обманутых дольщиков. Каковы результаты проверок соблюдения застройщиками требований законодательства об участии в долевом строительстве?

– В 2011 году на территории Ленинградской области велось строительство 160 многоквартирных жилых домов, 49 застройщиков привлекали денежные средства граждан для строительства 76 домов. Из них 45 застройщиков при строительстве 71 дома руководствуются требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». За прошедший год количество многоквартирных домов, строящихся в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, увеличилось на 25 домов.
В 2011 году органами местного самоуправления, исполняющими государственные полномочия Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства, переданные им Областным законом от 30 июля 2009 года № 68-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», было проведено 26 проверок соблюдения застройщиками требований законодательства об участии в долевом строительстве. По результатам проверок на лиц, не соблюдающих требования законодательства о долевом строительстве, комитетом наложены административные штрафы на общую сумму 435 тыс. рублей.

– Добросовестно ли соблюдают градостроительное законодательство органы местного самоуправления? Какие нарушения встречаются чаще всего?

– В соответствии со ст. 6 и 8 Градостроительного кодекса РФ комитет осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Полномочия по выдаче разрешений на строительство и выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства реализуют 100 муниципальных образований.
В рамках исполнения Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области указанных полномочий проверено 44 муниципальных образования, составлено 56 актов проверок, выдано 56 предписаний главам администраций муниципальных образований об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности. Выявлено 352 факта нарушения органами местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в том числе 61 нарушение установленных сроков выдачи разрешений, 25 фактов неправомерной выдачи разрешений. К нарушителям применены меры досудебного или судебного воздействия
При осуществлении контроля комитетом выявлены муниципальные образования, нарушившие ст. 51 Градостроительного кодекса РФ по направлению в орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, копий выданных разрешений на строительство.
Также выявлены нарушения, допущенные администрациями муниципальных образований при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. 25 выданных разрешений комитетом отменены.
Вышеуказанным нарушениям способствуют:
– отсутствие надлежащего внутреннего контроля в администрациях за соблюдением порядка и сроков, установленных ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ;
– отсутствие правовой регламентации процедуры выдачи разрешений на строительство на муниципальном уровне.
По результатам проведенных проверок сотрудниками комитета составлены несколько протоколов на глав администраций муниципальных образований Ленинградской области. Материалы проверок направлены на рассмотрение мировым судьям.

– Наблюдается ли в Ленинградской области, по данным комитета, рост инженерных изысканий и проектирования строительных объектов?

– Самим комитетом также реализуются полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. В течение 2011 года комитетом выдано 22 разрешения на строительство и 4 разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. В связи с отсутствием предусмотренных действующим законодательством документов отказано в выдаче 1 разрешения на строительство и 5 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
На территории Ленинградской области отделом надзора и экспертиз было зарегистрировано 1921 уведомление о начале выполнения инженерных изысканий для проектирования объектов капитального строительства и подготовки документов территориального планирования (в 2010 году – 1398). Прирост составил 23%.
Объем выполненных инженерно-геодезических изысканий (топографических съемок) составил 16 485 га (прирост составил 94% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Для линейных объектов: газопроводы, дороги, ЛЭП – выполнено 1251 км линейных изысканий (в 2010 году за 9 месяцев – 585 км). Рост составил 114%.
Инженерно-геологических изысканий выполнено в объеме буровых работ 95 472 п. м (2010 год за 9 месяцев – 117 193 п. м), снижение – 19%.
Общая сметная стоимость инженерных изысканий, выполненных на территории области, составила 607,1 млн рублей (2010 год, за 9 месяцев – 481,0 млн рублей), рост – 26%.
В 2011 году в Фонд материалов и данных инженерных изысканий Ленинградской области приняты материалы выполненных инженерных изысканий по 2106 объектам (в прошлом году – 1604). Прирост составил 31%.
В целях обеспечения подготовки проектной документации, соответствующей требованиям нормативных документов, подведомственным комитету ГАУ «Леноблгосэкспертиза» по рассмотренной проектной документации и результатам инженерных изысканий выданы 399 заключений государственной экспертизы, в том числе 231 положительное (в том числе по 3 школам, 3 детским садам, 3 спортивным сооружениям, 2 домам культуры, 4 автомобильным дорогам); проведена проверка достоверности определения сметной стоимости 163 объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств, выдано 125 заключений о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (положительное заключение).

– Одной из основных задач комитета является проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджета. Появились ли какие-нибудь изменения в порядке проведения таких проверок?
– Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлено, что сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета Ленинградской области, местных бюджетов муниципальных образований, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов.
При этом ч. 3 ст. 14 данного закона установлено, что такая проверка должна проводиться в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (при использовании средств федерального бюджета), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (в случаях использования средств региональных бюджетов), муниципальными правовыми актами (при строительстве за счет средств местных бюджетов).
Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, утверждено постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.
Порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета Ленинградской области, утвержден постановлением правительства Ленинградской области от 28.04.2011 № 117.
Проверку достоверности сметной стоимости объектов, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджета, осуществляет государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы Ленинградской области».
На основании указанного выше закона в каждом муниципальном образовании должен быть утвержден свой порядок проведения проверки сметной стоимости объектов, финансируемых за счет средств бюджета этого муниципального образования. Такой порядок может быть утвержден постановлением главы местной администрации, если иное не установлено уставом муниципального образования. Порядок проведения проверки должен предусматривать не только орган (организацию), уполномоченный на проведение проверки, но также и порядок предоставления документов, срок их рассмотрения, а также, что наиболее важно, перечень документации, предоставляемой для проверки, и сметные нормативы, подлежащие применению в ходе оценки проектно-сметной документации.
Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области не располагает информацией о наличии в каком-либо из муниципальных образований Ленинградской области утвержденного порядка проверки достоверности сметной стоимости.
Без утверждения органами местного самоуправления указанных правил проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, финансируемых исключительно за счет средств местных бюджетов, не представляется возможным, а в случае проведения такой проверки сметная стоимость указанных в ней работ и затрат является нелегитимной и не подлежит утверждению.
В связи с этим всем муниципальным образованиям необходимо в кратчайший срок утвердить свои порядки проведения проверки достоверности определения сметной стоимости.
В целях ускорения указанного процесса и обеспечения единого подхода к оценке сметной стоимости и проверки проектно-сметной документации, соблюдения общих принципов бюджетного финансирования всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органам местного самоуправления можно рекомендовать использовать в качестве примера вышеуказанное постановление правительства Ленинградской области от 28.04.2011 № 117.
Как вариант быстрого и простого способа утверждения порядка проверки достоверности определения сметной стоимости муниципальных объектов постановлением администрации муниципального образования может быть установлено, что такая проверка проводится в порядке, установленном данным постановлением правительства Ленинградской области (за исключением определения размера платы за проведение такой проверки, который в данном случае будет устанавливаться ГАУ «Леноблгосэкспертиза» в размере фактических расходов на предоставление данного вида услуги на основании Методики расчета платы за оказание государственных услуг, утвержденной приказом Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 01.08.2011 № 17).

– Каковы задачи комитета на будущий год?
– В 2012 году комитетом планируется принять все необходимые меры для обеспечения надежности и безопасности поднадзорных объектов. Обеспечить надлежащий контроль за выдачей разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства органами местного самоуправления, в сфере долевого строительства обеспечить приведение правоотношений с гражданами в соответствие с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве, при проведении государственной экспертизы проектной документации обеспечить соблюдение установленных законодательством сроков, повысить ее качество и прозрачность прохождения.
рубрика: Экспертиза и надзор
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.