Вопросы применения техрегламента

Современное законодательство о пожарной безопасности в строительстве и практика его применения все чаще становятся предметом обсуждения в обществе. Особенно после вступления в силу технического регламента о требованиях пожарной безопасности. О порядке применения некоторых положений технического регламента рассказывает технический директор компании «Петро-Лайн», к.т.н. Александр Иванович Пастухов.

Именно технический регламент о требованиях пожарной безопасности стал первым из принятых и вступивших в силу технических регламентов, законодательно регулирующих вопросы проектирования и строительства. В строительной отрасли применение технического регламента обязательно как при проектировании, так и при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Его соблюдение при строительстве является составляющей предмета государственного строительного надзора (ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Нормы и даты

Наибольшее число вопросов вызывает порядок применения положений технического регламента к объектам, находящимся на различных стадиях проектирования и строительства. Ведь однозначный ответ в самом законе дан лишь в отношении существующих зданий, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, в отношении которых технический регламент не действует.
В соответствии с разъяснениями главы МЧС России Сергея Шойгу, к объектам, проектирование которых началось до 1 мая 2009 года, применяются действовавшие на момент начала проектирования или строительства нормы, на соответствие которым и должна осуществляться государственная экспертиза.
По мнению Минрегиона России, государственная экспертиза проектной документации на строительство объектов, проектирование которых началось до 1 мая 2009 года, должна проводиться на соответствие нормам, которые действовали в период начала ее разработки (содержащимся в документах, перечисленных в техническом задании на проектирование), в части, не противоречащей Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, то есть положения закона на них не распространяются (письмо от 16.09.2009 № 30286-ИП/08).
Мнение Департамента надзорной деятельности МЧС России изложено в письме от 24.03.2011 № 19-2-4-1001, в соответствии с которым внесение корректировок в проектную документацию, согласованную в установленном порядке до вступления в силу технического регламента, не требуется.
В соответствии с разъяснением Минрегиона России от 23.08.2009 № 27235-СК/08 положительное заключение государственной экспертизы является подтверждением того, что все необходимые требования, предъявляемые к объекту защиты, в проекте выполнены. Вместе с тем в проекты по желанию инвесторов и заказчиков зачастую вносятся корректировки уже в период строительства, и актуальным на сегодняшний день является вопрос порядка внесения изменений в проектную документацию и подтверждения их соответствия требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градкодекса РФ строительство необходимо осуществлять в соответствии с проектной документацией, при этом ч. 7 указанной статьи предусматривает возможность отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства. Данные отклонения допускаются только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в установленном порядке и в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2009.
Вместе с тем предметом государственного строительного надзора (ст. 54 Градкодекса РФ) является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов требованиям технических регламентов (кроме тех, проектирование которых началось до 1 мая 2009 года) и проектной документации.
При внесении изменений в проектную документацию в период строительства в установленном ст. 52 Градкодекса РФ порядке возникают вопросы оценки и подтверждения соответствия внесенных изменений требованиям технических регламентов (может быть оспорено органом строительного надзора, так как входит в предмет его надзора), а также определения наличия либо отсутствия необходимости в прохождении повторной государственной экспертизы проектов. В случае направления измененных проектных решений на согласование в орган государственной экспертизы рассмотрению подлежит вся проектная документация в полном объеме, то есть необходимо переработать и представить все разделы проекта в объеме, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в противном случае последует отказ в принятии проектной документации (ч. 8 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, п. 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145).

Повторная экспертиза

В соответствии с п. 44, 45 положения повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения первичной государственной экспертизы. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза.
В случае если после проведения первичной государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.
То есть при принятии к рассмотрению откорректированной проектной документации органом государственной экспертизы осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, включая Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Причем данный порядок согласования откорректированных проектов действует и в отношении объектов, проекты которых разработаны и ранее согласованы экспертизой до вступления в силу технического регламента (письмо Минрегиона России от 16.09.2009 № 30286ИП/08). Заметим, что такой порядок противоречит ст. 54 Конституции Российской Федерации в части того, что закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет.
Вместе с тем корректировки подлежат государственной экспертизе при внесении изменений в проектную документацию в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
Если изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта, то государственная экспертиза не проводится.
Законодательство в области пожарной безопасности предусматривает различные способы подтверждения соответствия, однако в случае с объектами капитального строительства следует в первую очередь руководствоваться градостроительным законодательством. Хотя технический регламент о требованиях пожарной безопасности, также как и Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривает подтверждение соответствия в формах и государственного пожарного надзора, и экспертизы.
Объективной характеристикой влияния корректировок проекта на пожарную безопасность объекта является вызванное ими изменение величины пожарного риска, определение которого не требуется в случае выполнения положений нормативных документов. Таким образом, изменения проекта не подлежат государственной экспертизе в части пожарной безопасности, если они не ухудшают показатели пожарного риска или измененные проектные решения соответствуют нормативным документам.
Выводы о соблюдении данных условий могут быть выполнены в рамках декларирования пожарной безопасности в процессе внесения изменений в проектную документацию. Также Градкодексом РФ предусмотрен механизм оценки проектной документации путем осуществления экспертизы (как государственной, так и негосударственной). В соответствии с разъяснениями Минрегиона России решение о влиянии вносимых изменений на характеристики надежности и безопасности принимает застройщик (заказчик) по согласованию с лицом, осуществляющим внесение изменений в проектную документацию. Однако решение застройщика не предусмотрено законодательством в качестве подтверждения соответствия, в связи с чем существует также практика применения механизма негосударственной экспертизы.

Функции НЭП

Осуществление негосударственной экспертизы проектной документации (далее – НЭП) предусмотрено ст. 50 Градостроительного кодекса РФ в порядке, установленном постановлением Правительства от 29.12.2008 № 1070, утверждающим Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
НЭП может проводиться в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), в том числе объекта капитального строительства, проектная документация которого подлежит обязательной государственной экспертизе.
Вопрос о том, что и в каком объеме направляется на негосударственную экспертизу и на предмет соответствия каким требованиям будет проведена проверка, определяется в договоре. И в отличие от государственной экспертизы НЭП может проводиться в отношении конкретных изменений разделов проектной документации, отдельных проектных решений и на соответствие только интересующим заказчика требованиям.
В случае корректировок проектной документации уже имеющей положительное заключение государственной экспертизы декларация пожарной безопасности или заключение НЭП могут являться подтверждением отсутствия влияния внесенных изменений на пожарную (или другую) безопасность, а значит, и отсутствие необходимости в прохождении повторной государственной экспертизы, если данные изменения не приводят к превышению предельных параметров разрешенного строительства.
Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами.
рубрика: Безопасность
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.