Теплоизоляционная консолидация
Рынок теплоизоляционных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, достаточно просевший в период кризиса, показал заметный рост. Как утверждают эксперты, активное восстановление продолжится вплоть до 2012 года.
Теплоизоляция в цифрах
Рынок теплоизоляции, наряду с другими строительными материалами, испытал заметное снижение объемов в период экономической нестабильности. Так, по итогам 2009 года он сократился на 27% в сравнении с показателями 2008 года. «В 2010 году уровень производства в Санкт-Петербурге и области стабилизировался и составил 3,2 млн куб. м. Из них на долю пенополистирола (вспененного и экструдированного) приходилось 28%, минеральной ваты – 40%, стекловаты – 32%. При этом цены на продукцию в 2009 году упали на 15-20%, а в период с 2010 по середину 2011 прирост составил порядка 10-15%. За три квартала текущего года рынок Санкт-Петербурга и области вырос практически в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а к концу года его оборот достигнет 2,5-3 млрд рублей», – анализирует ситуацию Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ «SOLUM».
Что касается емкости российского рынка, то, по предварительным оценкам, в 2011 году она составит 25-26 млн куб. м теплоизоляции (включая все виды материалов: минеральную вату, пенопласт, xps), из которых 20-21 млн куб. м будут приходиться на рынок минеральной ваты. В 2010 году объем рынка теплоизоляции составлял 22-23 млн куб. м. «Российский рынок в этом году вырастет в среднем на 15% по сравнению с прошлым. На Северо-Западе прогнозируют менее активный рост – 5-10%, так как рынок в этом регионе более насыщен, чем в среднем по стране», – говорит Олег Макаров, коммерческий директор компании «Сен-Гобен Изовер».
Участники рынка
Рынок теплоизоляции достаточно консолидирован. 70% делят между собой такие компании, как Knauf, Isover, Ursa и Rockwool. Остальные производители значительно уступают лидерам, работают в более низкой ценовой категории и вряд ли в ближайшие годы смогут приблизиться к мастодонтам рынка. Дмитрий Орлов, директор по снабжению генподрядной компании STEP, утверждает, что свою нишу также заняли «Технониколь», «Пеноплэкс», PAROC и «Техно». Состав участников теплоизоляционного рынка не будет меняться еще многие годы, возможны лишь незначительные корректировки в долевом распределении.
«Можно прогнозировать дальнейшую консолидацию рынка, укрупнение игроков. Преимущество здесь имеют компании с собственными научными центрами, которые способны самостоятельно разрабатывать и выводить на рынок инновационные материалы и обладающие федеральным охватом. В целом российский рынок теплоизоляции можно охарактеризовать как высококонкурентный, с большим количеством международных и российских компаний. Число игроков на рынке превышает аналогичные показатели в других странах. В Ленобласть и Петербург теплоизоляцию поставляют как местные производители, так и компании, имеющие заводы в других российских регионах», – объясняет Елена Мочалова, замдиректора по продажам ROCKWOOL Russia.
Сделано в России
Доля импорта рынка теплоизоляционных материалов невелика и составляет 10-15%, большую часть продукции привозят из других регионов, в частности Центрального округа. «В Петербурге и Ленинградской области основными игроками рынка являются ООО «Строительные материалы», которое производит теплоизоляционные материалы под маркой «ИЗОТЕК», ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб», занимающее лидирующие позиции по производству экструдированного пенополистирола, и завод ООО «Роквул-Север». 50% рынка изделий из минеральной ваты приходится на Rockwool, 54% производства экструдированного пенополистирола – на «ПЕНОПЛЭКС», рынок стекловаты в равных долях делят URSA и «Изовер», – отмечает Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ «SOLUM».
«Доля импорта крайне мала. Другое дело, что на территории региона действуют производства международных компаний, работающие на импортном оборудовании и сырье. Наше предприятие открыто без привлечения иностранного капитала, однако производственную линию закупали в Италии, а сырье используем немецкое», – комментирует Влад Каплунов, коммерческий директор ООО «Полипром».
Потребности рынка
Потребительский рынок теплоизоляционных материалов состоит из двух основных сегментов: профессионалов (строительные и проектные организации) и частных застройщиков (которые могут привлекать бригады на подряд).
Если в 2010 году наблюдался большой спрос в сегменте частного домостроения, то в этом году устойчивое и ровное увеличение демонстрируют практически все направления: как частное домостроение и строительство многоквартирных домов, так и строительство административных, хозяйственных и промышленных объектов. Доля рынка жилищного строительства составляет около 80%. Кроме нового строительства развитию рынка теплоизоляционных материалов способствует активная реконструкция зданий.
Эксперты прогнозируют, что рынок теплоизоляционных материалов будет расти быстрыми темпами еще долгое время, а структура спроса останется неизменной.
Большие надежды аналитики связывают и с ростом рынка загородной недвижимости.
«На рост рынка теплоизоляции влияет и повышение качества строительства загородных домов. Если еще пять лет назад строители соблюдали не все технологии, то теперь они стали более ответственно относиться к соблюдению всех стандартов», – объясняет Сергей Кондрашов, коммерческий директор ООО «Народный Дом». С ним согласен и Денис Вястрик, руководитель компании «Тареал», инвестор жилого района «Ванино». «Собственники начинают все чаще использовать энергосберегающие материалы, так как продать дом, отапливаемый электричеством, площадью 350 кв. м и без изоляции трудно, а дом, оплата коммунальных услуг в котором такая же, как в городской трехкомнатной квартире, очень будет продан быстро», – рассуждает господин Вястрик.
По данным аналитиков, в ближайшей перспективе цены на теплоизоляционные материалы, особенно стекловату и минеральную вату, пойдут вверх, в том числе и из-за энерготарифов, так как эти производства обладают большой энергоемкостью.
«Цены на энергию повышаются с каждым годом, следовательно, растет и необходимость применения энергосберегающих технологий. Грамотная теплоизоляция на основе каменной ваты доказала свою эффективность в вопросе экономии энергии. К примеру, в комплексе с установкой энергоэффективных окон, системы вентиляции с рекуперацией тепла, применение в конструкции материалов Rockwool позволяет снизить энергопотребление на 90%. На сегодняшний день ни один объект строительства или реконструкции не обходится без утепления, поэтому можно прогнозировать, что в ближайшие годы рынок теплоизоляции будет демонстрировать положительную динамику», – отмечает Елена Мочалова, замдиректора по продажам Rockwool Russia.
Теплоизоляция в цифрах
Рынок теплоизоляции, наряду с другими строительными материалами, испытал заметное снижение объемов в период экономической нестабильности. Так, по итогам 2009 года он сократился на 27% в сравнении с показателями 2008 года. «В 2010 году уровень производства в Санкт-Петербурге и области стабилизировался и составил 3,2 млн куб. м. Из них на долю пенополистирола (вспененного и экструдированного) приходилось 28%, минеральной ваты – 40%, стекловаты – 32%. При этом цены на продукцию в 2009 году упали на 15-20%, а в период с 2010 по середину 2011 прирост составил порядка 10-15%. За три квартала текущего года рынок Санкт-Петербурга и области вырос практически в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а к концу года его оборот достигнет 2,5-3 млрд рублей», – анализирует ситуацию Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ «SOLUM».
Что касается емкости российского рынка, то, по предварительным оценкам, в 2011 году она составит 25-26 млн куб. м теплоизоляции (включая все виды материалов: минеральную вату, пенопласт, xps), из которых 20-21 млн куб. м будут приходиться на рынок минеральной ваты. В 2010 году объем рынка теплоизоляции составлял 22-23 млн куб. м. «Российский рынок в этом году вырастет в среднем на 15% по сравнению с прошлым. На Северо-Западе прогнозируют менее активный рост – 5-10%, так как рынок в этом регионе более насыщен, чем в среднем по стране», – говорит Олег Макаров, коммерческий директор компании «Сен-Гобен Изовер».
Участники рынка
Рынок теплоизоляции достаточно консолидирован. 70% делят между собой такие компании, как Knauf, Isover, Ursa и Rockwool. Остальные производители значительно уступают лидерам, работают в более низкой ценовой категории и вряд ли в ближайшие годы смогут приблизиться к мастодонтам рынка. Дмитрий Орлов, директор по снабжению генподрядной компании STEP, утверждает, что свою нишу также заняли «Технониколь», «Пеноплэкс», PAROC и «Техно». Состав участников теплоизоляционного рынка не будет меняться еще многие годы, возможны лишь незначительные корректировки в долевом распределении.
«Можно прогнозировать дальнейшую консолидацию рынка, укрупнение игроков. Преимущество здесь имеют компании с собственными научными центрами, которые способны самостоятельно разрабатывать и выводить на рынок инновационные материалы и обладающие федеральным охватом. В целом российский рынок теплоизоляции можно охарактеризовать как высококонкурентный, с большим количеством международных и российских компаний. Число игроков на рынке превышает аналогичные показатели в других странах. В Ленобласть и Петербург теплоизоляцию поставляют как местные производители, так и компании, имеющие заводы в других российских регионах», – объясняет Елена Мочалова, замдиректора по продажам ROCKWOOL Russia.
Сделано в России
Доля импорта рынка теплоизоляционных материалов невелика и составляет 10-15%, большую часть продукции привозят из других регионов, в частности Центрального округа. «В Петербурге и Ленинградской области основными игроками рынка являются ООО «Строительные материалы», которое производит теплоизоляционные материалы под маркой «ИЗОТЕК», ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб», занимающее лидирующие позиции по производству экструдированного пенополистирола, и завод ООО «Роквул-Север». 50% рынка изделий из минеральной ваты приходится на Rockwool, 54% производства экструдированного пенополистирола – на «ПЕНОПЛЭКС», рынок стекловаты в равных долях делят URSA и «Изовер», – отмечает Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ «SOLUM».
«Доля импорта крайне мала. Другое дело, что на территории региона действуют производства международных компаний, работающие на импортном оборудовании и сырье. Наше предприятие открыто без привлечения иностранного капитала, однако производственную линию закупали в Италии, а сырье используем немецкое», – комментирует Влад Каплунов, коммерческий директор ООО «Полипром».
Потребности рынка
Потребительский рынок теплоизоляционных материалов состоит из двух основных сегментов: профессионалов (строительные и проектные организации) и частных застройщиков (которые могут привлекать бригады на подряд).
Если в 2010 году наблюдался большой спрос в сегменте частного домостроения, то в этом году устойчивое и ровное увеличение демонстрируют практически все направления: как частное домостроение и строительство многоквартирных домов, так и строительство административных, хозяйственных и промышленных объектов. Доля рынка жилищного строительства составляет около 80%. Кроме нового строительства развитию рынка теплоизоляционных материалов способствует активная реконструкция зданий.
Эксперты прогнозируют, что рынок теплоизоляционных материалов будет расти быстрыми темпами еще долгое время, а структура спроса останется неизменной.
Большие надежды аналитики связывают и с ростом рынка загородной недвижимости.
«На рост рынка теплоизоляции влияет и повышение качества строительства загородных домов. Если еще пять лет назад строители соблюдали не все технологии, то теперь они стали более ответственно относиться к соблюдению всех стандартов», – объясняет Сергей Кондрашов, коммерческий директор ООО «Народный Дом». С ним согласен и Денис Вястрик, руководитель компании «Тареал», инвестор жилого района «Ванино». «Собственники начинают все чаще использовать энергосберегающие материалы, так как продать дом, отапливаемый электричеством, площадью 350 кв. м и без изоляции трудно, а дом, оплата коммунальных услуг в котором такая же, как в городской трехкомнатной квартире, очень будет продан быстро», – рассуждает господин Вястрик.
По данным аналитиков, в ближайшей перспективе цены на теплоизоляционные материалы, особенно стекловату и минеральную вату, пойдут вверх, в том числе и из-за энерготарифов, так как эти производства обладают большой энергоемкостью.
«Цены на энергию повышаются с каждым годом, следовательно, растет и необходимость применения энергосберегающих технологий. Грамотная теплоизоляция на основе каменной ваты доказала свою эффективность в вопросе экономии энергии. К примеру, в комплексе с установкой энергоэффективных окон, системы вентиляции с рекуперацией тепла, применение в конструкции материалов Rockwool позволяет снизить энергопотребление на 90%. На сегодняшний день ни один объект строительства или реконструкции не обходится без утепления, поэтому можно прогнозировать, что в ближайшие годы рынок теплоизоляции будет демонстрировать положительную динамику», – отмечает Елена Мочалова, замдиректора по продажам Rockwool Russia.
рубрика:
Обзор
автор:
Ярослава Задорина