Пора браться за УМ

В 2004 году в Санкт-Петербурге произошло три аварии, связанных с падением башенных кранов. Эти происшествия наглядно показали нынешнее состояние городского парка кранов и явились тревожным сигналом для его срочного обновления. Между тем рынок башенных кранов в последние годы значительно вырос, краностроительные заводы реконструируют и модернизируют производственные базы. Управления механизации тоже идут по пути обновления, используя схемы расчетов, которые предлагают им сегодня лизинговые компании. Таким образом, все предпосылки для того, чтобы краны поднимались все выше и выше вместе с растущими амбициями строителей, уже созданы. Осталось только, чтобы созданные механизмы заработали в полную силу.

Краны относятся к разряду самой сложной и ответственной строительной техники. И самой аварийной, как показывает строительная практика. В этом году ситуация с падением башенных кранов резко обострилась. Как результат – люди стали бояться этих высотных агрегатов и воспринимать их присутствие рядом с собственным домом как стихийное бедствие. Как рассказал Леонид Рыбников, начальник отдела по надзору за подъемными сооружениями Управления Северо-Западного округа по экологическому, технологическому и атомному надзору, горожане стали чаще звонить в данную организацию и жаловаться на «неадекватное поведение» кранов или работающих на них строителей. «Нередко нам приходиться приезжать по ложным вызовам, – уточнил Леонид Рыбников, – но даже в таких случаях мы обнаруживаем множество других нарушений».

Пенсионерам на стройке не место!
Самое главное нарушение, связанное с эксплуатацией башенных кранов в процессе строительства, – это, конечно, использование устаревших машин. До недавнего времени городской парк кранов можно было смело сравнивать с заповедником ветеранов советской строительной техники, которые в своем преклонном возрасте все еще служат родному строительству. Новых единиц техники этот парк вообще не видел целое десятилетие – с 1990 по 2000 год. А ведь по оценкам специалистов, краном, достигшим «пенсионного возраста», не подлежащим дальнейшей эксплуатации, считается машина, проработавшая на стройплощадках 20–25 лет. По данным Госгортехнадзора, количество таких кранов в городе составляет 160 единиц, и с каждым годом износ этих машин только увеличивается, а вместе с этим увеличивается и количество проблем строителей, использующих такую технику.

Кран – друг человека
Однако винить во всех неприятностях на производстве только технику нельзя. Человеческий фактор является определяющим даже при наличии определенных технических проблем. В большинстве случаев аварии становятся результатом невыполнения элементарных правил эксплуатации и технического обслуживания кранов. У Госгортехнадзора имеются претензии и к управлениям механизации, и к строительным организациям. Строителям ставится в вину отсутствие жесткой строительной дисциплины. Нарушения выявляются самые грубейшие, и это говорит о том, что производственный контроль в некоторых строительных организациях не поставлен на должный уровень. Это нарушения технологии производства работ, отсутствие технологических карт и производственной дисциплины в целом. Что касается управлений механизации, то от них контролирующие органы ждут более тщательного технического обслуживания и контроля. Как выразился Леонид Рыбников, и с новой техникой могут случаться аварии, если варварски ее эксплуатировать. Ведь в конце концов кран, не испытывающий на себе бережного отношения специалистов, может и «отомстить».

Обновление ударными темпами
В сложившейся ситуации замена парка башенных кранов, в котором находится большое количество потенциально опасной техники, должна проводиться ударными темпами. Вероятно по этой причине, за последние два-три года произошел всплеск активности управлений механизаций по обновлению своих машин. В этом году в Петербурге новых кранов стало больше на 68 единиц. Управление Госгортехнадзора по Северо-Западному региону ведет учет новых кранов, приобретенных петербургскими организациями. Так, УМ-1 приобрела в 2004 году 32 единицы новой техники, УМ-260 – 19 единиц, на счету УМ-3 семь новых кранов, УМ-2 – шесть.
Такие успехи на пути обновления парка башенных кранов были бы похвальными, если бы старая техника сразу же списывалась и переставала использоваться в строительстве. Но многие управления механизации не спешат выводить из эксплуатации старые краны. По статистике, при покупке нескольких единиц новой техники 15 единиц старых кранов все равно остаются на стройках. Это происходит по той причине, что новых машин не достаточно, чтобы выполнить все заявки строителей, а менять краны часто и большими партиями не может позволить себе даже крупное управление механизации.
«За последние два года мы пополнили наш парк 10 башенными кранами, списали 20 кранов, – объяснил Владимир Егоров, заместитель директора Управления механизации №2. – Пока есть возможность, на покупку новой техники мы вкладываем собственные средства, но делать такие приобретения часто мы не можем. В связи с этим мы стали использовать лизинговую схему расчетов с заводами».

Лизинг и краны
Проблема приобретения башенных кранов является главным камнем преткновения в деле обновления парка башенных кранов. По признанию руководителя управления механизации «Северная высота» Елены Журавлевой, лизинговые программы, которые действуют сегодня на рынке требуют еще дополнительной проработки: «В России мало «длинных» денег, они достаточно «дорогие», а при использовании в лизинговых схемах, рубли становятся еще «дороже». По этой причине, не всегда лизинговые компании идут на сотрудничество с нами».
С этим фактом согласился Кирилл Царев, генеральный директор компании «Интер-Лизинг», который объяснил позицию лизинговых компаний так: «Для того чтобы эта схема заработала, лизинговый платеж должен быть меньше арендной платы за кран. Из-за отсутствия в России «длинных» денег и государственных гарантий, для российских компаний устанавливаются жесткие условия по лизингу: мы даем рассрочку на три года для покупки российских кранов и пять–семь лет на приобретение кранов зарубежных производителей, с которыми нам легче работать».

Экспансия импорта
Действительно, башенные краны зарубежных производителей (Liebherr, Potenta и др.) сумели завоевать на рынке определенную нишу. Получается парадокс: петербургским управлениям механизации зачастую легче приобретать импортную технику из-за границы, чем покупать краны российских производителей. «Почему мы сделали ставку на немецкие краны? Потому что российские заводы-изготовители чаще всего признают рассрочки только при заказе крупной партии кранов, немецкий производитель дает рассрочку на единичные партии, – пояснила Елена Журавлева. – И потом, если бы эта техника не пользовалась спросом, мы бы ее не покупали».
О хорошем спросе на крановый импорт можно судить по тому, насколько часто зарубежные краны появляются на петербургских стройках. Таких примеров сегодня достаточно много. «Мы сейчас стали приобретать модульные краны зарубежных производителей. Их легче монтировать, они менее энергоемкие, следовательно их использование дает строителям дополнительное время и сокращает трудозатраты», – так мотивировал свое решение Никодим Кравчук, директор Управления механизации №3.

Краны всякие нужны
Но, несмотря на некоторые преимущества зарубежной техники, говорить о засилье зарубежной крановой продукции пока преждевременно. Присутствие на рынке зарубежных компаний-производителей нужно расценивать как свидетельство формирования конкурентной среды. Как справедливо заметил г-н Плоткин, руководитель компании «Монолит-Строй», хорошо, что у строителей сегодня есть выбор. «Ведь в городе в настоящее время строятся разные дома, значит и краны должны быть разными».
В то время как петербургские дома становятся все выше, растут требования и к башенным кранам. Сейчас большой популярностью у строителей стали пользоваться краны, способные работать на строительстве домов выше 100 метров. К примеру, Управление механизации №3 приобрело недавно восемь единиц кранов для домов высотой 220 метров. Вслед за меняющимися требованиями рынка стремятся идти и отечественные производители башенных кранов. В частности, Ржевский краностроительный завод приступил к выпуску высотных кранов КБ-474. Новая машина уже нашла своего петербургского покупателя – им стала компания «Воин».

Возрождение русского крана
Приближение производителя к потребителю – то, к чему стремятся сегодня российские краностроительные предприятия. Для того, чтобы такое сближение стало возможным, потребовалось десятилетие возрождения отечественной краностроительной отрасли.
До перестройки в Советском Союзе действовало 28 краностроительных заводов, которые выпускали 2,5 тыс. единиц техники в год. После перестройки выжить удалось лишь нескольким предприятиям. Сейчас идет реконструкция краностроительной отрасли, но объемы производства в ней сократились так же, как уменьшились объемы строительства. Но это только подталкивает заводы к поиску новых путей развития.
«Новые «правила игры» на строительном рынке заставляют нас двигаться в новых направлениях. Мы разрабатываем новые типы башенных кранов, потому что этого требует рынок. Мы стали использовать дополнительные сервисные услуги, новые схемы расчетов, в том числе лизинг, потому что понимаем трудности наших клиентов, – объяснил положение дел в отрасли генеральный директор Ржевского краностроительного завода Владимир Мурга. – И время показывает, что такие шаги оправданы. Парк строительных кранов постепенно обновляется. Новых машин сегодня – уже десятки. А это дает надежду, что медленно, но верно мы возродим не только краностроительную, но и строительную отрасль в целом, и вернемся к прежним объемам, успехам, достижениям».

Автор: Александра Тен
рубрика: Круглый стол
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.