Инвестиционный Санкт-Петербург: в зеркале проблем
Выставка «Инвестиции в Санкт-Петербурге» проходила в закрытом режиме. В ней принимали участие только специалисты-консультанты и руководство города. Понятно, что при таком раскладе достичь цели – представить Петербург городом, открытым для инвестиций – было довольно сложно. Но вот обсудить проблемы и попытаться найти пути их решения в кругу заинтересованных лиц – вполне реально.
Поэтому основной интерес участников вызвали круглые столы, а не, собственно, выставка. Первый круглый стол – «Организация и развитие промышленных территорий» – собрал промышленников и тех, кто за промышленность в городе отвечает. В его работе приняли участие: председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Дмитрий Гордо, заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук, заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Антон Сорочинский, председатель совета директоров Группы компаний «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Вахтанг Ковешников и другие.
Условия созданы
Открыв заседание, Владимир Бланк в очередной раз акцентировал внимание на том, что город должен отвечать за инженерную подготовку территорий, налоговую политику, кадры, транспортную инфраструктуру и энергетику, благоприятный предпринимательский климат. Сегодня главным достижением является то, что правительство предпринимает все необходимые шаги по созданию инженерной инфраструктуры, необходимой для создания индустриальных зон и развития промышленных территорий, а также по созданию благоприятных инвестиционных условий (изменение в сфере налогообложения, подготовки кадров, тарифной политики). В настоящее время уже приняты законы Санкт-Петербурга «О внесении дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», вводящий льготы по налогу на прибыль и имущество организаций, и «Об установлении цены земли в Санкт- Петербурге» (снижение выкупной стоимости земли). Изменена методика определения арендной платы за земельные участки, в дальнейшем позволяющая создать экономические условия для эффективного использования земли в Санкт-Петербурге, а также стимулировать предприятия к выкупу земельных участков в собственность. Подготовлен комплекс мер по снижению кадастровой стоимости земли. По мнению Владимира Бланка, градостроительная ценность промышленных зон должна быть минимальной для развития промышленных предприятий на данных территориях (не более $250 тыс. за 1 га). В дальнейшем планируется рассмотреть возможность предоставления рассрочек при выкупе земельных участков. Принято постановление Правительства Санкт-Петербурга «О совершенствовании тарифной политики Санкт-Петербурга».
Земля стоит, сколько стоит
Владимир Бланк подчеркнул, что в случае принятия мер по снижению кадастровой стоимости земли для промышленных зон и промышленных территорий потери бюджета составят порядка 320 млн рублей в год. Однако правительство города считает возможным пойти на обоснованное снижение, так как это в свою очередь создаст «нормальный» рынок земли в городе, а также станет стимулом для выкупа земли в частную собственность. На сегодняшний день основным собственником является государство (городская, федеральная собственность) – порядка 87 процентов, и только 13 процентов территорий в черте Санкт-Петербурга находится в частной собственности.
Сегодня ставка земельного налога дифференцируется по 19 зонам градостроительной ценности территории (ЗГЦТ), цена земли, в зависимости от ставки земельного налога, установленной для каждой ЗГЦТ, составляет от 66,3 до 2 147,4 рублей за кв. метр (19 зона – 66,3 и 1 зона – 2 147,4 рублей). В существующих промышленных зонах, находящихся за пределами центра планируется установить ЗГЦТ на уровне 19 зоны, для промышленных предприятий граничащих с центральной частью города на уровне 14-15 ЗГЦТ. С июля 2005 года арендная плата будет на 20 процентов выше, чем стоимость земли (сегодня она существенно ниже).
Главное – инфраструктура
Еще одна больная проблема города – в отсутствии инженерно-подготовленных территорий для инвесторов. Поэтому, в соответствии с перспективно-финансовым планом на 2005–2007 годы, доминантой являются вложения в инфраструктуру. Увеличение фонда развития инфраструктуры запланировано с 5,168 млрд рублей в 2004 году до 15 млрд к концу рассматриваемого периода (2007 году). Для сравнения: в 2001 и 2002 годах расходов на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга не осуществлялось вообще, в 2003 году – сумма составила всего 1,4 млрд рублей. На период работы нынешнего правительства (до осени 2007 года) все капиталовложения города составят порядка 150 млрд рублей.
Так, в 2004 году на инженерную подготовку индустриальной зоны «Нойдорф» (поселок Стрельна) было выделено из городского бюджета порядка 112 млн рублей, в Ломоносове – 50 млн рублей. В 2005 году планируется выделить 300 млн рублей на развитие промышленных территорий: Шушары, Металлострой, «Конная Лахта», «Предпортовая-3». На данные средства будет проведена инженерная подготовка территорий: энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение, дороги и т.д. Только в этом году правительством было принято 15 программ, направленных на развитие инженерной инфраструктуры, предусматривающих конкретные мероприятия по развитию энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, дорожной сети, транспортной сферы, освещения, вывоза мусора и так далее, финансирование которых будет производиться из бюджета города.
Собственники выберут окраины
По мнению Виктора Полищука, многие городские территории используются очень неэффективно. Кроме того, более 20 тыс. га сельскохозяйственных угодий могут быть урбанизированы. Сегодня объем промышленной недвижимости составляет порядка 31 млн кв. метров. Согласно Генплану к 2025 году он будет увеличен на 11 млн. Большая часть предприятий должна уйти на окраины.
Городские руководители в один голос утверждали, что не ставят перед собой задачи вывода промышленности за черту города. Они просто будут создавать условия для того, чтобы собственникам выгоднее было перенести производство, одновременно его реконструировав и оснастив современным оборудованием. А освобождающиеся территории центра города планируется использовать под строительство жилья, офисов и развлекательных центров.
Город инвестирует в инженерию
Об участии Санкт-Петербурга в инвестиционных процессах рассказал председатель Комитета финансов Александр Никонов в рамках круглого стола «Опыт и возможности инвестирования в городские проекты». Он отметил, что город инвестирует исключительно в инфраструктуру через адресные программы капитальных вложений (АПКВ) и фонд развития инфраструктуры (ФРИ). Расходы на эти цели в бюджете следующего года составят около 40 млрд рублей – одна треть. Средства АПКВ направляются на социально значимые объекты, не приносящие доходов, а из ФРИ – на коммерческие объекты: источники водо-, тепло-, газо-, электроснабжения. Проекты для финансирования из бюджета отбираются на основе эффективности, значимости и возможности концентрации финансовых потоков. Первый проект, в котором участвовали как частные, так и государственные средства – Юго-Западные очистные соооружения. Финансировали проект ЕБРР, Северный инвестиционный банк (впервые на территории России), Министерство экологии Финляндии, Евросоюз, АДСПСМ СПб и ЛО.
Депутат настроен критически
Благодушное настроение чиновников, уверенных в инвестиционной привлекательности нашего города, нарушил депутат Законодательного собрания Игорь Михайлов. «О какой инвестиционной привлекательности можно говорить, если Санкт-Петербург занимает место в шестой десятке? Даже Ханты-Мансийский округ стоит выше по привлекательности!» – восклицает депутат. А все от того, считает Игорь Михайлов, что не принят в городе Инвестиционный кодекс, в котором оговаривались бы все правила игры. Налоговые льготы – это замечательно, но когда согласовывать любой проект приходится по полтора-два года, ни один инвестор не выдержит. Депутат предложил бизнесменам принять самое активное участие в разработке поправок (кодекс прошел первое чтение) ко второму чтению, которое состоится в марте 2005 года. Если равнодушие бизнеса к законодательству Игорь Михайлов в состоянии понять – «российское законодательство состоит из двух статей: 1) завтра будем жить хорошо; 2) как мы будем жить, зависит от исполнительной власти», то есть абсолютно бессмысленно, то нежелание исполнительной власти принимать работающие законы он считает первым признаком непрофессионализма. «Мы пытаемся наполнить тело законов элементами процедуры, которая бы ограничивала самодеятельность чиновников, а власть именно их и убирает. Поэтому законы не работают», – считает Игорь Михайлов.
Нужна стратегия!
С критикой существующей инвестиционной политики города выступила и Елена Белякова, начальник Управления по межотраслевому взаимодействию и информационному обеспечению внешнеэкономических связей Комитета по внешним связям и туризму. Она считает, что у города отсутствует стратегия привлечения инвестиций. «Все сводится к инвестициям в недвижимость и продаже земельных участков. Но инвестиции инвестициям рознь. Городская экономика развивается, в основном, за счет промышленности. И Япония, и Китай сделали рывок именно из-за привлечения инвестиций в промышленность. Стратегия должна быть направлена на выявление возможностей мирового рынка, поиск компаний-доноров, развитие конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга. Вот идут сейчас переговоры с «Тойотой» по открытию здесь сборочного производства. А надо бы строить совместный завод по производству комплектующих или по производству дорожной техники, а не просто выделить землю под чужое предприятие. Сегодня в город приходят инвестиции по объективным условиям, а не благодаря усилиям администрации», – главный вывод чиновника.
Изменится форма договоров
О новом в инвестиционных договорах рассказал заместитель председателя КУГИ Александр Чичканов. «В настоящее время дорабатываются и в январе будут изданы новые формы инвестиционных договоров, в которых будет заложена возможность залога прав без авансирования и специального разрешения КУГИ. Будет разработан перечень документов, который должен представить застройщик для обеспечения гарантий по залогу, и форма протокола об исполнении инвестиционных обязательств. Самое существенное – сокращение объема обязанностей инвестора по качеству строительства. Вводится оплата за увеличение возводимых улучшений: либо по новой рыночной оценке, либо по старой с применением ставки рефинансирования. Исключаются санкции за грязь на стройплощадке и отсутствие ограждения. Штрафоваться строители будут только за срыв срока строительства и несвоевременную оплату взносов».
Бурные дебаты за столом перемежались мирным чаепитием. Полезной информации было много, вот только участников настолько мало, что возникает вопрос: достигла ли выставка поставленных целей? Перед кем высказывались чиновники – друг перед другом? И стоило ли для этого арендовать столь шикарное помещение – Шуваловский дворец?
Дмитрий Гордо, председатель КЗРиЗ, отметил, что со следующего года
все промышленные зоны будут подразделены на три группы:
– подлежащие преобразованию (Выборгская или Синопская набережные и др.);
– те, которые ближайшие 25 лет не изменят своей функции – «Парнас», «Конная Лахта» и др.;
– окраинные территории, которые будут преобразованы в промзоны.
Меняется также сущность налога на землю. С 1 января он будет зависеть не только от кадастровой стоимости земли, но и станет дифференцированным в зависимости от вида хозяйственной деятельности.
Автор: Лилиана Глазова
Поэтому основной интерес участников вызвали круглые столы, а не, собственно, выставка. Первый круглый стол – «Организация и развитие промышленных территорий» – собрал промышленников и тех, кто за промышленность в городе отвечает. В его работе приняли участие: председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Дмитрий Гордо, заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук, заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Антон Сорочинский, председатель совета директоров Группы компаний «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Вахтанг Ковешников и другие.
Условия созданы
Открыв заседание, Владимир Бланк в очередной раз акцентировал внимание на том, что город должен отвечать за инженерную подготовку территорий, налоговую политику, кадры, транспортную инфраструктуру и энергетику, благоприятный предпринимательский климат. Сегодня главным достижением является то, что правительство предпринимает все необходимые шаги по созданию инженерной инфраструктуры, необходимой для создания индустриальных зон и развития промышленных территорий, а также по созданию благоприятных инвестиционных условий (изменение в сфере налогообложения, подготовки кадров, тарифной политики). В настоящее время уже приняты законы Санкт-Петербурга «О внесении дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», вводящий льготы по налогу на прибыль и имущество организаций, и «Об установлении цены земли в Санкт- Петербурге» (снижение выкупной стоимости земли). Изменена методика определения арендной платы за земельные участки, в дальнейшем позволяющая создать экономические условия для эффективного использования земли в Санкт-Петербурге, а также стимулировать предприятия к выкупу земельных участков в собственность. Подготовлен комплекс мер по снижению кадастровой стоимости земли. По мнению Владимира Бланка, градостроительная ценность промышленных зон должна быть минимальной для развития промышленных предприятий на данных территориях (не более $250 тыс. за 1 га). В дальнейшем планируется рассмотреть возможность предоставления рассрочек при выкупе земельных участков. Принято постановление Правительства Санкт-Петербурга «О совершенствовании тарифной политики Санкт-Петербурга».
Земля стоит, сколько стоит
Владимир Бланк подчеркнул, что в случае принятия мер по снижению кадастровой стоимости земли для промышленных зон и промышленных территорий потери бюджета составят порядка 320 млн рублей в год. Однако правительство города считает возможным пойти на обоснованное снижение, так как это в свою очередь создаст «нормальный» рынок земли в городе, а также станет стимулом для выкупа земли в частную собственность. На сегодняшний день основным собственником является государство (городская, федеральная собственность) – порядка 87 процентов, и только 13 процентов территорий в черте Санкт-Петербурга находится в частной собственности.
Сегодня ставка земельного налога дифференцируется по 19 зонам градостроительной ценности территории (ЗГЦТ), цена земли, в зависимости от ставки земельного налога, установленной для каждой ЗГЦТ, составляет от 66,3 до 2 147,4 рублей за кв. метр (19 зона – 66,3 и 1 зона – 2 147,4 рублей). В существующих промышленных зонах, находящихся за пределами центра планируется установить ЗГЦТ на уровне 19 зоны, для промышленных предприятий граничащих с центральной частью города на уровне 14-15 ЗГЦТ. С июля 2005 года арендная плата будет на 20 процентов выше, чем стоимость земли (сегодня она существенно ниже).
Главное – инфраструктура
Еще одна больная проблема города – в отсутствии инженерно-подготовленных территорий для инвесторов. Поэтому, в соответствии с перспективно-финансовым планом на 2005–2007 годы, доминантой являются вложения в инфраструктуру. Увеличение фонда развития инфраструктуры запланировано с 5,168 млрд рублей в 2004 году до 15 млрд к концу рассматриваемого периода (2007 году). Для сравнения: в 2001 и 2002 годах расходов на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга не осуществлялось вообще, в 2003 году – сумма составила всего 1,4 млрд рублей. На период работы нынешнего правительства (до осени 2007 года) все капиталовложения города составят порядка 150 млрд рублей.
Так, в 2004 году на инженерную подготовку индустриальной зоны «Нойдорф» (поселок Стрельна) было выделено из городского бюджета порядка 112 млн рублей, в Ломоносове – 50 млн рублей. В 2005 году планируется выделить 300 млн рублей на развитие промышленных территорий: Шушары, Металлострой, «Конная Лахта», «Предпортовая-3». На данные средства будет проведена инженерная подготовка территорий: энерго-, тепло-, газо- и водоснабжение, дороги и т.д. Только в этом году правительством было принято 15 программ, направленных на развитие инженерной инфраструктуры, предусматривающих конкретные мероприятия по развитию энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, дорожной сети, транспортной сферы, освещения, вывоза мусора и так далее, финансирование которых будет производиться из бюджета города.
Собственники выберут окраины
По мнению Виктора Полищука, многие городские территории используются очень неэффективно. Кроме того, более 20 тыс. га сельскохозяйственных угодий могут быть урбанизированы. Сегодня объем промышленной недвижимости составляет порядка 31 млн кв. метров. Согласно Генплану к 2025 году он будет увеличен на 11 млн. Большая часть предприятий должна уйти на окраины.
Городские руководители в один голос утверждали, что не ставят перед собой задачи вывода промышленности за черту города. Они просто будут создавать условия для того, чтобы собственникам выгоднее было перенести производство, одновременно его реконструировав и оснастив современным оборудованием. А освобождающиеся территории центра города планируется использовать под строительство жилья, офисов и развлекательных центров.
Город инвестирует в инженерию
Об участии Санкт-Петербурга в инвестиционных процессах рассказал председатель Комитета финансов Александр Никонов в рамках круглого стола «Опыт и возможности инвестирования в городские проекты». Он отметил, что город инвестирует исключительно в инфраструктуру через адресные программы капитальных вложений (АПКВ) и фонд развития инфраструктуры (ФРИ). Расходы на эти цели в бюджете следующего года составят около 40 млрд рублей – одна треть. Средства АПКВ направляются на социально значимые объекты, не приносящие доходов, а из ФРИ – на коммерческие объекты: источники водо-, тепло-, газо-, электроснабжения. Проекты для финансирования из бюджета отбираются на основе эффективности, значимости и возможности концентрации финансовых потоков. Первый проект, в котором участвовали как частные, так и государственные средства – Юго-Западные очистные соооружения. Финансировали проект ЕБРР, Северный инвестиционный банк (впервые на территории России), Министерство экологии Финляндии, Евросоюз, АДСПСМ СПб и ЛО.
Депутат настроен критически
Благодушное настроение чиновников, уверенных в инвестиционной привлекательности нашего города, нарушил депутат Законодательного собрания Игорь Михайлов. «О какой инвестиционной привлекательности можно говорить, если Санкт-Петербург занимает место в шестой десятке? Даже Ханты-Мансийский округ стоит выше по привлекательности!» – восклицает депутат. А все от того, считает Игорь Михайлов, что не принят в городе Инвестиционный кодекс, в котором оговаривались бы все правила игры. Налоговые льготы – это замечательно, но когда согласовывать любой проект приходится по полтора-два года, ни один инвестор не выдержит. Депутат предложил бизнесменам принять самое активное участие в разработке поправок (кодекс прошел первое чтение) ко второму чтению, которое состоится в марте 2005 года. Если равнодушие бизнеса к законодательству Игорь Михайлов в состоянии понять – «российское законодательство состоит из двух статей: 1) завтра будем жить хорошо; 2) как мы будем жить, зависит от исполнительной власти», то есть абсолютно бессмысленно, то нежелание исполнительной власти принимать работающие законы он считает первым признаком непрофессионализма. «Мы пытаемся наполнить тело законов элементами процедуры, которая бы ограничивала самодеятельность чиновников, а власть именно их и убирает. Поэтому законы не работают», – считает Игорь Михайлов.
Нужна стратегия!
С критикой существующей инвестиционной политики города выступила и Елена Белякова, начальник Управления по межотраслевому взаимодействию и информационному обеспечению внешнеэкономических связей Комитета по внешним связям и туризму. Она считает, что у города отсутствует стратегия привлечения инвестиций. «Все сводится к инвестициям в недвижимость и продаже земельных участков. Но инвестиции инвестициям рознь. Городская экономика развивается, в основном, за счет промышленности. И Япония, и Китай сделали рывок именно из-за привлечения инвестиций в промышленность. Стратегия должна быть направлена на выявление возможностей мирового рынка, поиск компаний-доноров, развитие конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга. Вот идут сейчас переговоры с «Тойотой» по открытию здесь сборочного производства. А надо бы строить совместный завод по производству комплектующих или по производству дорожной техники, а не просто выделить землю под чужое предприятие. Сегодня в город приходят инвестиции по объективным условиям, а не благодаря усилиям администрации», – главный вывод чиновника.
Изменится форма договоров
О новом в инвестиционных договорах рассказал заместитель председателя КУГИ Александр Чичканов. «В настоящее время дорабатываются и в январе будут изданы новые формы инвестиционных договоров, в которых будет заложена возможность залога прав без авансирования и специального разрешения КУГИ. Будет разработан перечень документов, который должен представить застройщик для обеспечения гарантий по залогу, и форма протокола об исполнении инвестиционных обязательств. Самое существенное – сокращение объема обязанностей инвестора по качеству строительства. Вводится оплата за увеличение возводимых улучшений: либо по новой рыночной оценке, либо по старой с применением ставки рефинансирования. Исключаются санкции за грязь на стройплощадке и отсутствие ограждения. Штрафоваться строители будут только за срыв срока строительства и несвоевременную оплату взносов».
Бурные дебаты за столом перемежались мирным чаепитием. Полезной информации было много, вот только участников настолько мало, что возникает вопрос: достигла ли выставка поставленных целей? Перед кем высказывались чиновники – друг перед другом? И стоило ли для этого арендовать столь шикарное помещение – Шуваловский дворец?
Дмитрий Гордо, председатель КЗРиЗ, отметил, что со следующего года
все промышленные зоны будут подразделены на три группы:
– подлежащие преобразованию (Выборгская или Синопская набережные и др.);
– те, которые ближайшие 25 лет не изменят своей функции – «Парнас», «Конная Лахта» и др.;
– окраинные территории, которые будут преобразованы в промзоны.
Меняется также сущность налога на землю. С 1 января он будет зависеть не только от кадастровой стоимости земли, но и станет дифференцированным в зависимости от вида хозяйственной деятельности.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Новогодний выпуск
