Кодексом – по очереди

Упразднит ли новый ЖК льготы на жилье?

В канун Нового года Президент России Владимир Путин подписал новые редакции Жилищного
и Градостроительного кодексов. Наиболее радикальным изменениям подвергся первый документ. Не случайно его обсуждение продолжалось около года, а первоначальный проект был дополнен сотнями поправок.

Подавляющая часть граждан страны вряд ли обрадуется грядущим переменам. Новый ЖК существенно ограничивает возможность получения жилья на льготных условиях. Проще говоря, привычной очереди, состоящей из лиц, «нуждающихся в улучшении жилищных условий», больше не будет. В очередь теперь могут попасть только малоимущие. И тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, неясно, какой смысл предоставлять гражданину квартиру, если он не сможет регулярно ее оплачивать. Во-вторых, учитывая почти повсеместное распространение «двойной бухгалтерии» при выдаче зарплаты, у большинства вполне обеспеченных людей не будет проблем с получением необходимых справок, подтверждающих их «бедственное» положение. А наиболее пострадают люди, действительно нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не имеющие возможностей получить статус «малоимущих». Понятно, что ни о какой социальной справедливости применительно к этому нововведению говорить не приходится. Да и его «экономическая эффективность» весьма сомнительна.
Правда, для некоторых категорий сделано исключение. Правом на внеочередное получение жилплощади могут воспользоваться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также семьи, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций или проживающие в ветхом и аварийном жилье, подлежащем расселению. К «внеочередникам» отнесут и людей, страдающих рядом «общественно опасных» заболеваний (вроде туберкулеза и нервно-психических расстройств).
Но наибольшее беспокойство граждан вызывает отмена бесплатной приватизации. В соответствии с принятым и подписанным документом, она прекращается с 1 января 2007 года. Те же, кто получит муниципальное жилье после 1 марта 2005 года, то есть в момент вступления ЖК в законную силу, приватизировать бесплатно его уже не смогут.
Также двухлетним сроком ограничена деприватизация жилья. Малоимущие граждане в перспективе могут оказаться не в состоянии платить за квартиру, находящуюся в их собственности (особенно после предполагаемого резкого увеличения налога на недвижимость). Теперь им придется оперативно передавать свое жилье государству, дабы не оказаться перед угрозой выселения.

Кстати, о выселении. В окончательной редакции ЖК сохранен принцип выселения неплательщика только в судебном порядке и только на условиях предоставления другой благоустроенной жилплощади. Так что на улицу никого выкидывать не будут. Правда, под «благоустроенным» жильем подразумевается маневренный фонд, которого попросту может оказаться недостаточным для приема большого потока неплательщиков.
Смягчено положение, касающееся судьбы жилплощади в случае развода проживающих на ней супругов. Первоначально предполагалось оставлять все права за собственником, а бывшим членам семьи дать год на поиск другой жилплощади. В конечном итоге депутаты остановились на «промежуточном варианте»: вопрос о том, сколько времени бывшие члены семьи могут оставаться на жилплощади собственника, в каждом конкретном случае будет решать суд. Серьезные проблемы возникнут и у обитателей общежитий, прежде всего ведомственных. ЖК предусматривает их выселение в случае расторжения трудового договора между ними и предприятием, на чьем балансе находится общежитие. Также оно может произойти и при передаче общежития другому собственнику.
Подобных нововведений в новом ЖК – масса. Перечислить их все в рамках одной статьи невозможно. Также как невозможно предусмотреть социальных последствий реализации положений этого документа. По данным социологических опросов, более 90 процентов наcеления страны (независимо от их имущественного положения) крайне отрицательно восприняли принятие нового варианта ЖК. Свое недовольство высказал и целый ряд депутатов Государственной думы. Так Оксана Дмитриева считает, что несмотря на обилие принятых поправок Жилищный кодекс оставил без решения целый ряд вопросов, а ряд других решает в «неприемлемом» ключе. «В ЖК не продумана в достаточной степени процедура выселения граждан-неплательщиков и норма о выселении граждан, не расплатившихся по ипотечным кредитам. Предполагается, что их выселят во временный маневренный фонд. А что с ними будет потом?» – говорит депутат. Она также указывает на положение, в соответствие с которым людей можно выселять с занимаемой ими жилплощади, если участок, на котором она находится, потребовался «для федеральных государственных нужд». При этом, «выселенцам» предполагается выплачивать рыночную стоимость квартиры без учета количества проживающих в ней граждан. В целом же Оксана Дмитриева характеризует новый Жилищный кодекс как «плохо продуманный с юридической точки зрения документ, в котором не прописаны процедуры осуществления целого ряда новых положений».

КСТАТИ

Реформа в тумане

На фоне дискуссий вокруг ряда принципиально новых положений Жилищного кодекса в тени оказался другой немаловажный аспект,
который он призван регулировать. А именно реформа системы ЖКХ.

В то же время новый кодекс предусматривает весьма серьезные изменения в этой сфере. Ведь теперь рынок услуг ЖКХ наконец-то становится открытым для предприятий любых форм собственности. Конкуренция между обслуживающими население организациями становится реальностью.
Правда, ожидать, что теперь на рынок ЖКХ ринется масса частников, не следует. Во-первых, предстоит урегулировать большое число нормативных вопросов. Во-вторых, серьезным вопросом остается и то, кто собственно, будет заключать договоры с обслуживающими организациями. Председатель Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Олег Вихтюк не видит здесь особых проблем. «Базой для реформы станут ТСЖ. Гражданам надо активно принять участие в этом процессе, создавая товарищества собственников жилья», — считает он. В самом деле, около 20 процентов жилого фонда управляются сегодня объединениями собственников жилья. Другой вопрос, а захотят ли обитатели домов, относящихся к остающимся 80 процентам, проявлять инициативу. Не секрет, что большинство граждан не верят, что смена обслуживающей организации реально изменит качество самого обслуживания. При этом люди боятся, что это скажется на уровне оплаты, а также того, что если частная организация окажется несостоятельной, им не с кого будет за это спросить.
Есть здесь и другой немаловажный аспект. В настоящее время идет процесс реформирования ГУЖА. Его суть заключается в том, что ряд производственных подразделений жилищных агентств будут выведены из их структуры, а на их базе образуются АО со стопроцентным государственным капиталом. При этом они будут выполнять функции подрядчика. А в роли заказчика будет выступать не население, а РЖА. Понятно, что в этих условиях за новоиспеченными АО сохранятся гигантские территории обслуживания, что перекрывает доступ на те самые 80 процентов муниципального жилфонда частным компаниям. Причем этим структурам предоставляется право самостоятельно устанавливать расценки на свои услуги. Если подобными методами власти пытаются заставить петербуржцев активно включиться в реформу ЖКХ (вынудив искать спасение в создании ТСЖ), то это выглядит, мягко говоря, не совсем прилично.
Таким образом, несмотря на законодательную «отмашку», открывающую рынок ЖКХ для частной инициативы, перспективы жилищной реформы в Петербурге пока весьма туманны.


Автор: Игорь Черевко
рубрика: Коридоры власти
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.