Не в свои сани не садись

Юристы Смольного
и Мариинского, призванные готовить заключения по разработанным законопроектам, обмениваются «ударами».

Сначала на проект документа о внесении изменений в закон о целевом бюджетном фонде развития инфраструктуры, разработанный депутатами, юристы при городском правительстве дали отрицательное заключение. Теперь на проект «О государственных природных заказниках и памятниках природы регионального значения в Санкт-Петербурге», внесенный в ЗС губернатором, юридическое управление ЗС выдало многочисленные замечания.

ПамЯтники природы
Важный законопроект о природных заказниках и памятниках природы разрабатывался как минимум два года. Но больше медлить нельзя, так как он необходим вкупе с городским законом о Генеральном плане. Разработанный законопроект «О государственных природных заказниках и памятниках природы в Санкт-Петербурге» дает право городскому правительству на определение порядка использования заказников и примыкающих к ним территорий. Уточняется, что на этих землях будет запрещено строительство, кроме тех видов застройки, которые связаны с развитием самих заказников и памятников природы.
В настоящее время на территории Санкт-Петербурга государственными комплексными памятниками природы городского значения признаны Комаровский берег, Дудергофские высоты, парк «Сергиевка» и Стрельнинский берег, а также два заказника регионального значения – Юнтоловский и Гладышевский. В целом они занимают 2 000 га и являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
В основе разработанного в Смольном документа – федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» аж 1995 года, но юристы городского парламента, опираясь именно на этот документ, критикуют законопроект. Они сообщают, что региональные госзаказники должны быть образованы исполнительной властью совместно с органами местного самоуправления. Другое уточнение юридического управления состоит в том, что передача памятников природы и их территорий под охрану, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов должны осуществляться федеральными органами охраны окружающей среды. При этом режим особой охраны территорий памятников природы и их границы органы федеральной власти и субъекта Федерации определяют по подведомственности территорий. Власти Петербурга смогут также принимать решения о резервировании земельных участков (которые в будущем предполагается объявить особо охраняемыми территориями) и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Юристы настаивают
Юристы настаивают на том, что необходимо уточнить, как будет приниматься это решение – на основании схем развития и размещения охраняемых мест или на территориальных схемах охраны природы. Юристы ЗС также считают, что необходимо уточнить, какие именно государственные органы будут осуществлять охрану территорий заказников и памятников природы. Для управления особо охраняемыми территориями будут создаваться специальные госучреждения – администрации. По мнению юристов, сама охрана территорий должна строиться не на основе правовых актов городского правительства, а на основе закона, принятого ЗС. Переводы земель особо охраняемых территорий или земельных участков в другую категорию должны осуществляться только при наличии государственной экологической экспертизы, если их использование по назначению невозможно. Юристы высказывают опасение в том, что могут возникать трудности в правоприменительной практике в отношении определения положения земельных участков, на которых расположены соответствующие памятники природы. Существенные замечания они делают и по пункту о закреплении за госучреждениями земель особо охраняемых территорий на праве оперативного управления, что, по их мнению, противоречит Гражданскому и Земельному кодексам РФ.

Претензии
В целом можно сказать, что основные претензии юристов сводятся к тому, что Петербург как субъект Федерации «заступает» за границу своих полномочий. Короче – не в свои сани не садись.
Данный законопроект, внесенный губернатором, еще не обсуждался ни на комиссиях городского парламента, ни на пленарном заседании. Но в истории прохождения документов в ЗС известны случаи, когда законопроекты, получившие отрицательные заключения, принимались не только за основу, но и в целом.
На прошлой неделе в ЗС поступил еще один законопроект из Смольного – «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет».
Минимальные размеры участков таковы: для индивидуального жилищного строительства – 300 кв. метров; для ведения дачного хозяйства – 600 кв. метров; для садоводства – 400 кв. метров; огородничества – 200 кв. метров; индивидуальных гаражей – 18 кв. метров и объектов мелкорозничной торговли – 20 кв. метров. Комментариев юристов к этому документу пока нет.

Автор: Елена Кузнецова
рубрика: Коридоры власти
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.