Город развивается стабильно
Экономические показатели свидетельствуют: мы живем все лучше и лучше. Так ли это на самом деле?
Статистика – наука хитрая. Взять,
к примеру, итоговые цифры развития городской экономики
в прошлом году. Они исчисляются
в номинальных и сопоставимых ценах.
Средняя заработная плата выросла за год на 17 процентов в номинальных ценах и на 6 процентов в сопоставимых. При этом доходы в номинальных цифрах увеличились аж на 40 процентов, а в сопоставимых – только на 15 процентов. Если же исходить из реальных цифр, то на одного работающего, в среднем, в прошлом году пришлось 8625 рублей в месяц, а год назад эта цифра составляла 7388 рублей. Доходы же на душу населения с 7323 рублей подросли до 10281 рубля. Получается, что зарабатывали петербуржцы порядка 22 млрд рублей в месяц, а доходов при этом имели 47 млрд, то есть в два с лишним раза больше. Понятно, что наши доходы состоят не только из заработной платы, но когда такая разница, то поневоле задумаешься – откуда денежки?
Индекс промышленного производства составил 114,1 процента. И это неплохой показатель, если сравнить с общероссийским (106,1 процента) и соседним регионом: в Ленинградской области – 110,3 процента. Однако в первом полугодии он был на 2 процента выше. Конечно, невелика цифра, но сам факт снижения о чем-то говорит. А если тенденция сохранится?
Вообще из всех показателей, на мой взгляд, единственный обнадеживающий – это рост частных инвестиций как иностранных, так и российских. Общий объем инвестиций в городскую экономику превысил объемы 2003 года, когда город готовился к юбилею, более чем на 3 млрд рублей и составил 79,3 млрд рублей. При этом доля частных инвестиций выросла на 7 процентов. Что из этого следует? Прежде всего, рост частных инвестиций говорит о стабилизации политической и экономической ситуации в городе, о выработке единых правил и норм, доступных и понятных предпринимателям, о доверии городскому руководству.
В планах – поддержка промышленности
Председатель КЭРППиТ Владимир Бланк считает, что выбрана правильная позиция Правительства Санкт-Петербурга в отношении бизнеса. Руководство города только создает условия: выделяет земельные участки, снабженные необходимой инфраструктурой, снижает фискальную нагрузку, лоббирует интересы местных производителей на российском и внешнем рынках. Оно не занимается бизнесом, не пытается им управлять.
Главный акцент сделан на поддержке крупной промышленности, так как в ней занято более трети трудоспособного населения города, и треть доходов бюджет получает именно за счет работы крупных предприятий. Вместе с тем поддержка малого бизнеса – это также один из приоритетов деятельности правительства города. В прошлом году был введен единый налог на вмененный доход, размер которого составил около 10 тыс. рублей в квартал. Его платят порядка 30 тыс. малых предпринимателей. Фиксированная ставка позволяет наращивать производство, расширять мощности, одним словом, развиваться.
В этом году правительство по согласованию с банками начинает программу кредитования малого бизнеса. На эти цели в бюджете зарезервировано 25 млн рублей, что позволит бизнесменам, по мнению руководителя КЭРППиТ, получить кредиты в банке на сумму 2,5-3 млрд рублей. Раньше малый бизнес кредитовался непосредственно из бюджета, и эта система оказалась неэффективной: средств было слишком мало. Отныне кредитовать бизнес будут банки, а страховать риски – город. Правда, страховать город будет только сумму кредита, не превышающую $50 тыс. и взятую под инвестиционную деятельность.
Кроме этого нововведения, малый бизнес в этом году ждут серьезные структурные изменения. Правительство намерено продолжить развитие крупных торговых сетей, оно планирует довести их долю на рынке до 60 процентов (сейчас – 40 процентов). То есть мелкая розничная торговля (сейчас ее доля 60 процентов) должна поменяться местами с крупными торговыми сетями. Владимир Бланк прямо с трибуны правительственного заседания призвал предпринимателей переориентироваться на рынок услуг и производства, особенно строительных материалов и продукции наукоемких отраслей. Правда, не очень понятно, как человек, держащий магазинчик или пару ларьков, станет что-то производить. Ведь для этого нужно какое-никакое, а специальное образование. Но, видимо, руководство города полагает, что индивидуальные предприниматели на все руки мастера. Может, оно и право. Ведь многие владельцы рынков и магазинчиков некогда работали в престижных оборонных НИИ.
Жить стало луЧше?
Поддержка промышленности, принятие новых нормативных актов, упрощающих взаимодействие бизнеса и власти, регулирование тарифов, инженерная подготовка и ввод в оборот новых земельных территорий, строительство заводов и развитие инновационных технологий позволит и в дальнейшем наращивать экономические показатели и постепенно повышать уровень и качество жизни горожан, считают в правительстве.
Вместе с тем, «монетизационные» митинги последнего месяца показывают, что статистические данные об экономическом росте не согласуются с действительностью. Цены на основные продукты питания за год выросли в полтора-два раза, квартплата – в полтора раза, услуги транспорта – на 35–40 процентов. При этом зарплата только на 17 процентов. За январь около 40 процентов горожан в среднем по городу смогли внести плату за квартиру и коммунальные услуги. Если же к этому добавить многократный рост платы за детские дошкольные учреждения, за образовательные и медицинские услуги, то о каком повышении уровня жизни вообще может идти речь?
Владимир Бланк полагает и, наверное, правильно, что разрыв между заработной платой и доходами связан с тем, что 35–40 процентов последних пока еще остаются в тени. И задача правительства их легализовать. Понятно, что легализация теневых доходов позволит наполнить бюджет. Но повысит ли это уровень жизни горожан? Не приведет ли к очередному витку инфляции? На мой взгляд, при всех достижениях нашей экономики жить мы стали хуже, во всяком случае – основная масса горожан. И это несмотря на все благие намерения.
Автор: Лилиана Глазова
Статистика – наука хитрая. Взять,
к примеру, итоговые цифры развития городской экономики
в прошлом году. Они исчисляются
в номинальных и сопоставимых ценах.
Средняя заработная плата выросла за год на 17 процентов в номинальных ценах и на 6 процентов в сопоставимых. При этом доходы в номинальных цифрах увеличились аж на 40 процентов, а в сопоставимых – только на 15 процентов. Если же исходить из реальных цифр, то на одного работающего, в среднем, в прошлом году пришлось 8625 рублей в месяц, а год назад эта цифра составляла 7388 рублей. Доходы же на душу населения с 7323 рублей подросли до 10281 рубля. Получается, что зарабатывали петербуржцы порядка 22 млрд рублей в месяц, а доходов при этом имели 47 млрд, то есть в два с лишним раза больше. Понятно, что наши доходы состоят не только из заработной платы, но когда такая разница, то поневоле задумаешься – откуда денежки?
Индекс промышленного производства составил 114,1 процента. И это неплохой показатель, если сравнить с общероссийским (106,1 процента) и соседним регионом: в Ленинградской области – 110,3 процента. Однако в первом полугодии он был на 2 процента выше. Конечно, невелика цифра, но сам факт снижения о чем-то говорит. А если тенденция сохранится?
Вообще из всех показателей, на мой взгляд, единственный обнадеживающий – это рост частных инвестиций как иностранных, так и российских. Общий объем инвестиций в городскую экономику превысил объемы 2003 года, когда город готовился к юбилею, более чем на 3 млрд рублей и составил 79,3 млрд рублей. При этом доля частных инвестиций выросла на 7 процентов. Что из этого следует? Прежде всего, рост частных инвестиций говорит о стабилизации политической и экономической ситуации в городе, о выработке единых правил и норм, доступных и понятных предпринимателям, о доверии городскому руководству.
В планах – поддержка промышленности
Председатель КЭРППиТ Владимир Бланк считает, что выбрана правильная позиция Правительства Санкт-Петербурга в отношении бизнеса. Руководство города только создает условия: выделяет земельные участки, снабженные необходимой инфраструктурой, снижает фискальную нагрузку, лоббирует интересы местных производителей на российском и внешнем рынках. Оно не занимается бизнесом, не пытается им управлять.
Главный акцент сделан на поддержке крупной промышленности, так как в ней занято более трети трудоспособного населения города, и треть доходов бюджет получает именно за счет работы крупных предприятий. Вместе с тем поддержка малого бизнеса – это также один из приоритетов деятельности правительства города. В прошлом году был введен единый налог на вмененный доход, размер которого составил около 10 тыс. рублей в квартал. Его платят порядка 30 тыс. малых предпринимателей. Фиксированная ставка позволяет наращивать производство, расширять мощности, одним словом, развиваться.
В этом году правительство по согласованию с банками начинает программу кредитования малого бизнеса. На эти цели в бюджете зарезервировано 25 млн рублей, что позволит бизнесменам, по мнению руководителя КЭРППиТ, получить кредиты в банке на сумму 2,5-3 млрд рублей. Раньше малый бизнес кредитовался непосредственно из бюджета, и эта система оказалась неэффективной: средств было слишком мало. Отныне кредитовать бизнес будут банки, а страховать риски – город. Правда, страховать город будет только сумму кредита, не превышающую $50 тыс. и взятую под инвестиционную деятельность.
Кроме этого нововведения, малый бизнес в этом году ждут серьезные структурные изменения. Правительство намерено продолжить развитие крупных торговых сетей, оно планирует довести их долю на рынке до 60 процентов (сейчас – 40 процентов). То есть мелкая розничная торговля (сейчас ее доля 60 процентов) должна поменяться местами с крупными торговыми сетями. Владимир Бланк прямо с трибуны правительственного заседания призвал предпринимателей переориентироваться на рынок услуг и производства, особенно строительных материалов и продукции наукоемких отраслей. Правда, не очень понятно, как человек, держащий магазинчик или пару ларьков, станет что-то производить. Ведь для этого нужно какое-никакое, а специальное образование. Но, видимо, руководство города полагает, что индивидуальные предприниматели на все руки мастера. Может, оно и право. Ведь многие владельцы рынков и магазинчиков некогда работали в престижных оборонных НИИ.
Жить стало луЧше?
Поддержка промышленности, принятие новых нормативных актов, упрощающих взаимодействие бизнеса и власти, регулирование тарифов, инженерная подготовка и ввод в оборот новых земельных территорий, строительство заводов и развитие инновационных технологий позволит и в дальнейшем наращивать экономические показатели и постепенно повышать уровень и качество жизни горожан, считают в правительстве.
Вместе с тем, «монетизационные» митинги последнего месяца показывают, что статистические данные об экономическом росте не согласуются с действительностью. Цены на основные продукты питания за год выросли в полтора-два раза, квартплата – в полтора раза, услуги транспорта – на 35–40 процентов. При этом зарплата только на 17 процентов. За январь около 40 процентов горожан в среднем по городу смогли внести плату за квартиру и коммунальные услуги. Если же к этому добавить многократный рост платы за детские дошкольные учреждения, за образовательные и медицинские услуги, то о каком повышении уровня жизни вообще может идти речь?
Владимир Бланк полагает и, наверное, правильно, что разрыв между заработной платой и доходами связан с тем, что 35–40 процентов последних пока еще остаются в тени. И задача правительства их легализовать. Понятно, что легализация теневых доходов позволит наполнить бюджет. Но повысит ли это уровень жизни горожан? Не приведет ли к очередному витку инфляции? На мой взгляд, при всех достижениях нашей экономики жить мы стали хуже, во всяком случае – основная масса горожан. И это несмотря на все благие намерения.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Тенденции и перспективы
