Снести, чтобы построить

Как считают в администрации Невского района Санкт-Петербурга, развитие этой территории пока идет несколько однобоко. Большая часть инвесторов предпочитает строить жилье и не готова вкладываться в возведение объектов коммерческой инфраструктуры. Для устранения дисбаланса власти готовы всячески бороться с рынками и ларьками.
Их снос, по оценкам заместителя главы администрации Германа Елянюшкина, расчистит место для более цивилизованных форм торговли.
Другие методы поощрения, например финансовые льготы, вне компетенции районных властей.

Невский район относится к категории «спальных». Как в советское время, так и в последнее десятилетие здесь строили жилье, жилье и снова жилье. Потребности жителей в торговой инфраструктуре удовлетворялись за счет ларечной торговли и создания рынков. Сейчас власти района считают, что экономическая ситуация, наконец, позволяет добиться создания капитальной и цивилизованной торгово-развлекательной инфраструктуры. Их оптимизм основан на том, что в городе накопилась критическая масса инвесторов, которые готовы вкладываться в современные гипермаркеты, универсальные торгово-развлекательные центры. Пока проекты, которыми занимаются эти крупные инвесторы, сосредоточены рядом с Дальневосточным проспектом и в районе станций метро. Работы на крупной магистрали в ближайшее время планируют начать такие торговые сети, как «Лента», «Макромир» и Агроторг (магазины «Пятерочка»). Сейчас они ведут проектирование и вот-вот начнут собственно строительство. В процессе подготовки и реконструкция зон вокруг станций метро «Ломоносовская», «Проспект Большевиков», «Рыбацкое» и «Пролетарская». Около станции метро «Ломоносовская» планирует строиться компания «Макромир». Здесь предполагается возвести крупный центр, похожий на те, что уже действуют в других районах города. В «Макромире» готовы начать строить хоть завтра, но пока вынуждены заниматься получением согласований, в частности с руководством метрополитена.

Фото: Герман Елянюшкин, заместитель главы администрации Невского района, готов помочь инвесторам чем угодно, кроме финансовых льгот.

Около станции метро «Проспект Большевиков» собираются работать компания «Торговый Двор» и ООО «Светогор», представляющее интересы Ледового дворца, которому, в свою очередь, передано право долгосрочной аренды участка. Уже решено, что на месте устаревших строений будут возведены более современные помещения. Правда, пока участники не могут договориться, какие именно. «Светогор» предлагает строить современные, но временные сооружения. «Торговый двор» настаивает на капитальной застройке.
Для территории около станции метро «Рыбацкое» инвестором собирается стать Октябрьская железная дорога. Она готова возвести вокруг железнодорожной станции современный торгово-развлекательный вокзальный комплекс. Площадку вокруг ст. метро «Пролетарская» будет облагораживать администрация метрополитена.

РыноЧнаЯ технологиЯ с вытеснением
Что же касается внутриквартальной торговой застройки, то она нуждается в активной поддержке. Как говорит Герман Елянюшкин, заместитель главы администрации Невского района, «у нас практически нет формата магазина около дома. Такие предприятия не выдерживают конкуренцию с «помойными» торговыми точками, которые работают в обход налогового законодательства, не следят за санитарным состоянием окружающей территории». Низкая конкурентоспособность цивилизованных торговых точек, в свою очередь, приводит к тому, что застройщикам невыгодно создавать в жилых домах встроенно-пристроенные помещения. В результате единственный способ стимулирования, который остался у властей – вытеснение мелкой розницы. В результате, те мелкие инвесторы, которые занимаются торговлей в районе, просто вынуждены будут заняться более цивилизованным бизнесом. Например, им предложат вложиться в установку остановочных павильонов с торговым модулем.
В принципе у администрации есть и менее рыночные методы воздействия на бизнес: административный ресурс или готовящийся механизм выкупа встроенных помещений по себестоимости. Но применять их районные власти не хотят. Практика выкупа будет задействована, но не сейчас, и только в отношении социальных объектов. «Нужна в квартале булочная или нет, будет определять только рынок», – говорит Герман Елянюшкин.

«ПЯтна» с подготовкой за свой сЧет
Инвестиционная ситуация в районе осложняется тем, что здесь не осталось «пятен», на которых можно вести строительство без серьезных вложений в инженерную подготовку. Свободна, например, территория бывшего золоотвала вдоль Дальневосточного проспекта, или огромный участок территории, занятый гаражами. Свои проблемы у «пятен», что на пересечении улицы Латышских стрелков с Российским проспектом и улицей Кржижановского, в Усть-Славянке. Все эти территории пригодны для строительства жилья, но большая часть расходов по их инженерной подготовке будет ложиться на плечи инвестора. «Мы не сможем выселять гаражные кооперативы и уже потом продавать территорию. Максимум того, что готов сделать район – найти площадку для переноса временных строений автолюбителей», – утверждает Герман Елянюшкин.
К недостаткам относится и практическая невозможность переноса существующих промышленных предприятий. Имеющиеся производства: мукомольное предприятие «Невская Мельница» или Комбинат им. Кирова располагают настолько капитальными строениями, что их перенос нерентабелен при любой поддержке города.
Инвестиционный климат в районе может несколько улучшиться после ввода в строй Кольцевой автодороги. Однако в кварталах, прилегающих к ней, нет свободных территорий. И выгоду получат разве что промзоны «Нева», «Рыбацкое» и Обухово», для которых улучшится транспортная доступность.
Большую же часть новых инвесторов, которые ориентируются на КАД, «перехватит» Всеволожский район Ленинградской области. Там и земля дешевле, и выплаты в бюджет ниже.

СПРАВКА

В Невском районе на 01.01.2002 постоянно проживало 451,3 тыс. человек. Общая площадь его территории составляет 6179 га. Площадь зеленых насаждений — 4279 га. Жилой фонд включает в себя 1627 зданий (161 653 квартиры). Водопровод и центральное отопление есть в 99,9 процентах этих квартир. А вот горячая вода — лишь в 91,4 процента квартир. 26 669 семей (70 422 человека), проживающих в районе, состоят на очереди по улучшению жилищных условий.
На территории района расположены семь станций метрополитена, 60 школ, 743 магазина, 337 кафе и ресторанов, четыре гостиницы. Из 60 промышленных предприятий 13 — государственные. Крупнейшие из предприятий: ЗАО «Ломоносовский фарфоровый завод», ОАО «Фирма «Бумага», ОАО «Пролетарский завод», «Обуховский завод». Промышленность района дает рабочие места 28,1 тыс. человек. Всего в экономике района работают 112,5 тыс. человек.

Автор: Григорий Песков
рубрика: Среда обитания
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.