Стратегия как механизм выживания

Стоимость активов исторического центра Санкт-Петербурга без учета особо ценных объектов культурного наследия сегодня составляет 420 млрд рублей. При этом реставрационная потребность оценивается в сумму около 60 млрд рублей, а финансирование в 2004 году по всем источникам составило 2,4 млрд рублей, то есть всего 4 процента от необходимого. «Петербургская стратегия сохранения наследия» содержит положения, реализация которых, по мнению разработчиков, может выправить сложившуюся ситуацию.

Стратегия содержит важные идеологические положения, например: культурное наследие провозглашается духовным, культурным, экономическим и социальным капиталом невозместимой ценности; устанавливается приоритет консервации над реставрацией в практике охраны памятников; указывается, что образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда (панорамы и виды, открытые пространства, соотношение фоновой застройки с системой доминант, композиционные оси); декларируется новый подход к охране памятников: не «охрана от», а «охрана для» и т. д. При этом даются конкретные предложения по радикальному изменению федерального законодательства в сфере охраны культурного наследия.

Правовые меры
Федеральный закон делит объекты культурного наследия на три категории – федерального, регионального и местного значения в зависимости от их историко-культурной ценности. По мнению председателя КГИОП Веры Дементьевой, такое разделение не имеет научно обоснованных критериев, он него не зависит система мер государственного сохранения. «Категорийность», как считают разработчики Стратегии, влечет за собой проблемы, связанные с разграничением государственной собственности на объекты культурного наследия и их финансирования за счет средств бюджета разных уровней.
Кроме этого необходимо, во-первых, предусмотреть в отношении Санкт-Петербурга как города федерального значения специальные нормы, устанавливающие объединенные зоны охраны в случаях сосредоточенного расположения памятников. Во-вторых, предусмотреть возможность выделения собственнику бюджетных субсидий на финансирование расходов по сохранению объекта культурного наследия в случае, если режим хозяйственной деятельности не позволяет обеспечивать его рентабельное использование. В-третьих, предусмотреть обязательное страхование рисков утраты и повреждения объектов культурного наследия при проведении ремонтно-строительных работ, а также в случае стихийного бедствия. В-четвертых, включить в перечень объектов культурного наследия, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, объекты, закрепленные за государственными музеями, библиотеками, театрально-концертными учреждениями, учебными заведениями.
Также предлагается разработать и утвердить на федеральном уровне реставрационные нормы и правила по подготовке, согласованию и утверждению проектной и сметной документации, на выполнение каждого вида ремонтно-реставрационных работ, внести дополнения в Налоговый кодекс РФ и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Авторы Стратегии также считают, что необходимо дополнить Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ» региональным законом Санкт-Петербурга.

Организационные и административные меры
После утверждения Стратегии на заседании Правительства Санкт-Петербурга решения, которые принимают органы власти в сферах городского хозяйства, строительства и благоустройства, должны будут приниматься с учетом необходимости сохранения наследия. Планируется привести в соответствие с международными соглашениями и законодательством РФ систему управления наследием.
Предлагается сохранить за КГИОП полномочия федерального органа государственной охраны, создать в его структуре специальную службу для ведения постоянного мониторинга наследия.

Финансово-экономиЧеское обеспечение
Программа экономического стимулирования сохранения наследия предусматривает поощрение реставрации и реконструкции «с учетом преимуществ, которые они представляют в условиях современной конъюнктуры». Активный поиск новых видов использования старых зданий должен стать частью жилищной политики и благоустройства.
Рассматривается возможность ведения ремонтно-реставрационных работ за счет низкопроцентных ссуд, грантов, налоговых льгот и оборотных средств. Предлагаются два вида субсидий: безвозвратные для нерентабельных работ – реставрации и возвратные – для работ, которые дают зданию существенную дополнительную стоимость (восстановление и реконструкция).
Планируется разработка гибких механизмов для поддержания частных инициатив, спонсорства частных лиц и коммерческих организаций, производящих и реализующих нефть, алкогольные напитки, занятых в сфере игрового бизнеса и др. А также создание благотворительных фондов, некоммерческих оборотных фондов, контролируемых Правительством Санкт-Петербурга, которым предоставляется право выкупа исторических зданий с целью восстановления, последующей перепродажи и реинвестиции полученных прибылей в реставрацию.
Отчуждению из государственной собственности не подлежат особо ценные объекты культурного наследия, памятники и ансамбли, включенные в Список Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, археологические объекты. При этом государство налагает сервитуты на право собственности – это бремя содержания, сохранения, реставрации и общественной доступности памятника как объекта показа.
Налоговые послабления должны зависеть от природы реставрируемого объекта. Для этого предлагается разделить их на три категории:
1) памятники, обладающие малым потенциалом для прибыли и используемые в культурных целях; 2) памятники, используемые в культурных целях, но обладающие потенциалом для извлечения прибыли; 3) памятники, чье использование в основном экономическое и реставрация может оказаться выгодной операцией.
Авторы Стратегии и городское правительство заинтересованы в широком общественном обсуждении положений Стратегии, поскольку она должна стать документом общественного согласия.

СПРАВКА

Сегодня основой для сохранения наследия являются федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», сохранившие свое действие постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», приказы Министерства культуры СССР «Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» и «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».

Автор: Ирина Барчук
рубрика: Среда обитания
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.