Сергей Петров: «Проведение конкурсов позволит учитывать наряду с ценой контракта квалификацию и опыт участников размещения заказов»

О внедрении института негосударственной экспертизы проектной документации, об особенностях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в связи с внесением поправок в ФЗ-94 рассказал депутат ГД РФ Сергей Петров.

Госзаказ поправили

Внесены и приняты в первом чтении поправки в ст. 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Инициатором поправок был Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям. Законопроект направлен на установление возможности размещения заказов на выполнение строительных работ как путем проведения открытого аукциона в электронной форме, так и конкурса.
Риски контракта очень высоки именно в сфере строительства, так как оценить результаты и качество строительных работ в большинстве случаев возможно только после сдачи объекта в эксплуатацию.
В связи с этим очень важно выбрать надежного подрядчика, способного исполнить государственный заказ качественно и в определенные контрактом сроки.
В процессе проведения электронного аукциона единственным критерием выбора победителя является цена. Представляется, что при размещении технически сложных заказов в сфере строительства, когда фактор качества играет ключевую роль, такой подход недопустим.
На практике государственные и муниципальные заказчики все чаще сталкиваются с недобросовестными подрядчиками.
Сегодня такие подрядчики могут крутить заказчиком как угодно, объясняя, почему они не выполняют контракт. Достаточно выиграть аукцион на любых условиях, а дальше, поскольку договор разорвать практически невозможно, получается, что уже не подрядчик зависит от заказчика, а наоборот.
В соответствии с принятым законопроектом проводится конкурс, и его проведение позволит учитывать наряду с ценой контракта квалификацию и опыт участников размещения заказов.

Новые полномочия негосударственной экспертизы

В трех чтениях принят законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Среди важнейших новелл закона следует отметить введение института негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий как полноправной альтернативы государственной экспертизе соответствующих видов. Вместе с тем установлены случаи, когда допускается проведение только государственной экспертизы.
Кроме того, сокращается срок проведения государственной экспертизы. Теперь срок ее проведения не должен превышать 60 дней.
Законом предусмотрено проведение аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий. Устанавливаются требования к физическим лицам для прохождения такой аттестации. Кроме того, законопроектом предусмотрена обязанность Министерства регионального развития Российской Федерации вести реестр лиц, аттестованных на право проведения соответствующих экспертиз.
Для проведения негосударственных экспертиз устанавливается необходимость аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также требования, предъявляемые к юридическим лицам для получения такой аккредитации. Такие нововведения являются логическим продолжением введения института негосударственной экспертизы как альтернативы государственной экспертизе.
В Градостроительный кодекс Российской Федерации вводится новая глава, посвященная вопросам эксплуатации зданий и сооружений. Предусматривается институт лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, устанавливаются его обязанности. В частности, такое лицо должно обеспечить надлежащее техническое состояние зданий, сооружений, а также должно извещать соответствующие органы о каждом случае возникновения аварийных ситуаций в здании, сооружении.
Серьезные изменения претерпевает институт ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Закон предусматривает ответственность за вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушение требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.
Одной из ключевых новелл является положение закона, согласно которому имущественная ответственность за указанный вред возлагается только на собственников зданий, сооружений (в ряде случаев на концессионеров в период исполнения ими концессионных соглашений, застройщиков или технических заказчиков). Устанавливается выплата компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения объектов капитального строительства, нарушения требований безопасности при их строительстве и эксплуатации.
Такая компенсация выплачивается родственникам потерпевшего, супругу в случае смерти потерпевшего, причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего, причинения средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Урегулированы вопросы ответственности при наличии нескольких собственников здания, сооружения.
Вводится солидарная ответственность лиц, имеющих непосредственное отношение к выполнению работ, вследствие которых был причинен такой вред (к лицу, выполнившему соответствующие работы, саморегулируемой организации, членом которой является лицо, выполнившее соответствующие работы, организации, которая выполнила соответствующую экспертизу), перед собственником здания, сооружения, застройщиком, техническим заказчиком, концессионером, которые возместили вред и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда.
Кроме того, перечень лиц, которым должна быть выплачена соответствующая компенсация сверх возмещения вреда, включает в первую очередь кредиторов при признании лица банкротом или в случае ликвидации юридического лица.
Вносятся изменения в ряд федеральных законов, непосредственно связанных с введением негосударственной экспертизы как альтернативы государственной экспертизе, а также с введением ответственности собственников зданий, сооружений.
Уточняются сроки вступления закона в силу. Так, положения о негосударственной экспертизе вводятся с 1 апреля 2012 года, об эксплуатации зданий и сооружений – с 1 января 2013 года, об имущественной ответственности собственников – с 1 июля 2013 года.
Кроме того, законом определены сроки принятия органами государственной власти необходимых подзаконных актов.

Контракт жизненного цикла

В первом чтении также принят закон о концессиях. В соответствии с ним введено понятие контракта жизненного цикла – проектирование, строительство и последующая эксплуатация объекта. Это нововведение в первую очередь коснется компаний, специализирующихся на дорожном строительстве.
рубрика: Итоги
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.