В Ленинградской области создается дорожный фонд
Депутаты Законодательного собрания Ленобласти приняли в первом чтении проект закона «О дорожном фонде Ленинградской области». Согласно законопроекту в составе областного бюджета будет создан целевой дорожный фонд, средства которого будут тратиться исключительно на содержание, ремонт и реконструкцию дорог общего пользования, приобретение техники и материалов, другие нужды отрасли. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса процесс формирования фонда должен быть завершен до 1 января 2012 года.
Для нашей страны дорожные фонды – это не что-то новое, а относительно подзабытое старое. Именно внебюджетные дорожные фонды, целевым образом аккумулируя денежные средства налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автодорог, транспортного налога и налога на приобретение автотранспортных средств (кроме личных), позволили дорожной отрасли успешно развиваться даже в «эпоху реформ» 1990-х годов. Например, именно в этот период в Ленинградской области были построены автотранспортные обходы Тосно, Лодейного Поля и других городов.
В начале 2000-х годов федеральные и территориальные дорожные фонды были упразднены. Основной причиной их ликвидации стала отмена с 1 января 2003 года признанного «нерыночным» налога на пользователей автодорогами, который составлял основу формирования дорожных фондов. Определенную роль сыграли и многочисленные злоупотребления, связанные с нецелевым использованием денег территориальных дорожных фондов.
Финансирование автодорожного комплекса стало осуществляться из средств бюджетов на общих основаниях с другими отраслями. Однако, как и предсказывали специалисты-дорожники, это не замедлило сказаться на качестве автодорожной сети, которая попросту стала разваливаться.
Ведь в условиях нехватки денежных средств (тем более что денег, как говорится, много не бывает) любой глава региона стремился в первую очередь решать не менее затратные, но гораздо более «социально взрывоопасные» вопросы, связанные со здравоохранением, образованием, «коммуналкой». Дороги при этом отходили на второй, если не на третий план…
Через несколько лет, когда из-за скудной финансовой поддержки даже федеральные магистрали начали стремительно разрушаться, превращаясь «в направления», власти о дорогах все-таки вспомнили. Объемы финансирования на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автодорожной сети вновь начали стабильно возрастать на радость дорожникам и автомобилистам.
В 2011 году Правительство России решило вернуться к системе дорожных фондов, законодательно закрепив целевые источники финансирования отрасли. Для этого Федеральным законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ была внесена статья 179.4, определившая, что дорожный фонд – это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования.
Система вновь создаваемых в стране дорожных фондов несколько отличается от прежней. Прежде всего, вместо федерального и территориальных ДФ сформирован Федеральный дорожный фонд и сейчас идет формирование региональных (ДФ субъектов РФ) и муниципальных дорожных фондов. Конечно, изменились и источники наполнения фондов.
Бюджетный кодекс определил источниками финансирования Федерального дорожного фонда доходы от транспортного налога, акцизов на топливо и горюче-смазочные материалы (подлежащих зачислению в федеральный бюджет), сборов за проезд иностранных автомобилей, платы в счет возмещения вреда от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также проезда автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн, использования имущества, входящего в состав автодорог общего пользования федерального значения, и передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода федеральных дорог и некоторых других источников. Кроме того, фонд может аккумулировать бюджетные субсидии и безвозмездные добровольные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности.
Законодатель установил, что во всех регионах не позднее 1 января 2012 года должны быть приняты соответствующие законы о создании дорожного фонда субъекта РФ. В развитие этого требования Комитет по дорожному хозяйству Ленобласти разработал и внес в областной парламент проект закона «О дорожном фонде Ленинградской области».
Аналогично федеральному, региональной закон определяет дорожный фонд Ленобласти как часть средств областного бюджета, подлежащую использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. При этом объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Ленобласти утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год в размере не менее прогнозируемого объема доходов от:
– акцизов на топливо и горюче-смазочные материалы (автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных, инжекторных двигателей российского производства), подлежащих зачислению в региональный бюджет;
– транспортного налога в части, зачисляемой в бюджет области;
– использования имущества, входящего в состав автодорог, передачи в аренду участков в полосе отвода;
– платы за возмещение вреда и штрафов за нарушение правил при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
– поступлений в виде субсидий из бюджетной системы РФ и безвозмездных добровольных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности.
В областном законе «О дорожном фонде Ленинградской области» отдельной статьей также было прописано, что средства фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с дорожной деятельностью. При этом порядок использования ассигнований фонда, в том числе на предоставление трансфертов муниципальным образованиям, равно как и контроль за их целевым использованием, осуществляются в порядке, установленном областным правительством.
Готовя региональный законопроект, специалисты Дорожного комитета подсчитали, каким мог бы быть объем регионального дорожного фонда в текущем году. Основными источниками его наполнения стали бы сборы акцизов на топливо и ГСМ – более 2 млрд 930 млн рублей – и транспортный налог в пределах 1 млрд 270 млн рублей. Таким образом, размер дорожного фонда Ленобласти мог бы составить в 2011 году немногим более 4 млрд рублей.
Вместе с тем реальный объем финансирования автодорожной отрасли региона (с учетом неоднократно вносимых поправок в областной бюджет) составил почти 7 млрд рублей. На фоне этих цифр сама необходимость дорожного фонда не может не вызвать сомнения… Однако следует помнить, что в первоначальной редакции областной бюджет Ленинградской области на 2011 год предусматривал выделение на нужды дорожной отрасли не многим более 4 млрд рублей. При этом ничто не могло бы помешать губернатору использовать эти средства, например, на реконструкцию теплотрасс во всех городах и поселках области.
Профильная постоянная комиссия по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству ЗакСа Ленобласти рекомендовала проект закона «О дорожном фонде Ленинградской области» к принятию в первом чтении. Прислушавшись к мнению коллег, депутаты областного парламента приняли этот документ в первом чтении.
Поскольку он должен обрести силу закона с 1 января 2012 года, парламентарии предполагают успеть принять его в итоговой редакции до декабря 2011 года, то есть до окончания своих депутатских полномочий.
Можно добавить, что федеральное законодательство предусматривает продолжение системы дорожных фондов. В соответствии с вышеупомянутой статьей 179.4 Бюджетного кодекса РФ совет депутатов муниципального образования может создать муниципальный дорожный фонд, самостоятельно определяя порядок его формирования и использования. Однако, по мнению властей 47-го региона, для Ленинградской области это пока неактуально.
Для нашей страны дорожные фонды – это не что-то новое, а относительно подзабытое старое. Именно внебюджетные дорожные фонды, целевым образом аккумулируя денежные средства налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автодорог, транспортного налога и налога на приобретение автотранспортных средств (кроме личных), позволили дорожной отрасли успешно развиваться даже в «эпоху реформ» 1990-х годов. Например, именно в этот период в Ленинградской области были построены автотранспортные обходы Тосно, Лодейного Поля и других городов.
В начале 2000-х годов федеральные и территориальные дорожные фонды были упразднены. Основной причиной их ликвидации стала отмена с 1 января 2003 года признанного «нерыночным» налога на пользователей автодорогами, который составлял основу формирования дорожных фондов. Определенную роль сыграли и многочисленные злоупотребления, связанные с нецелевым использованием денег территориальных дорожных фондов.
Финансирование автодорожного комплекса стало осуществляться из средств бюджетов на общих основаниях с другими отраслями. Однако, как и предсказывали специалисты-дорожники, это не замедлило сказаться на качестве автодорожной сети, которая попросту стала разваливаться.
Ведь в условиях нехватки денежных средств (тем более что денег, как говорится, много не бывает) любой глава региона стремился в первую очередь решать не менее затратные, но гораздо более «социально взрывоопасные» вопросы, связанные со здравоохранением, образованием, «коммуналкой». Дороги при этом отходили на второй, если не на третий план…
Через несколько лет, когда из-за скудной финансовой поддержки даже федеральные магистрали начали стремительно разрушаться, превращаясь «в направления», власти о дорогах все-таки вспомнили. Объемы финансирования на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автодорожной сети вновь начали стабильно возрастать на радость дорожникам и автомобилистам.
В 2011 году Правительство России решило вернуться к системе дорожных фондов, законодательно закрепив целевые источники финансирования отрасли. Для этого Федеральным законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ была внесена статья 179.4, определившая, что дорожный фонд – это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования.
Система вновь создаваемых в стране дорожных фондов несколько отличается от прежней. Прежде всего, вместо федерального и территориальных ДФ сформирован Федеральный дорожный фонд и сейчас идет формирование региональных (ДФ субъектов РФ) и муниципальных дорожных фондов. Конечно, изменились и источники наполнения фондов.
Бюджетный кодекс определил источниками финансирования Федерального дорожного фонда доходы от транспортного налога, акцизов на топливо и горюче-смазочные материалы (подлежащих зачислению в федеральный бюджет), сборов за проезд иностранных автомобилей, платы в счет возмещения вреда от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также проезда автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн, использования имущества, входящего в состав автодорог общего пользования федерального значения, и передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода федеральных дорог и некоторых других источников. Кроме того, фонд может аккумулировать бюджетные субсидии и безвозмездные добровольные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности.
Законодатель установил, что во всех регионах не позднее 1 января 2012 года должны быть приняты соответствующие законы о создании дорожного фонда субъекта РФ. В развитие этого требования Комитет по дорожному хозяйству Ленобласти разработал и внес в областной парламент проект закона «О дорожном фонде Ленинградской области».
Аналогично федеральному, региональной закон определяет дорожный фонд Ленобласти как часть средств областного бюджета, подлежащую использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. При этом объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Ленобласти утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год в размере не менее прогнозируемого объема доходов от:
– акцизов на топливо и горюче-смазочные материалы (автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных, инжекторных двигателей российского производства), подлежащих зачислению в региональный бюджет;
– транспортного налога в части, зачисляемой в бюджет области;
– использования имущества, входящего в состав автодорог, передачи в аренду участков в полосе отвода;
– платы за возмещение вреда и штрафов за нарушение правил при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
– поступлений в виде субсидий из бюджетной системы РФ и безвозмездных добровольных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности.
В областном законе «О дорожном фонде Ленинградской области» отдельной статьей также было прописано, что средства фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с дорожной деятельностью. При этом порядок использования ассигнований фонда, в том числе на предоставление трансфертов муниципальным образованиям, равно как и контроль за их целевым использованием, осуществляются в порядке, установленном областным правительством.
Готовя региональный законопроект, специалисты Дорожного комитета подсчитали, каким мог бы быть объем регионального дорожного фонда в текущем году. Основными источниками его наполнения стали бы сборы акцизов на топливо и ГСМ – более 2 млрд 930 млн рублей – и транспортный налог в пределах 1 млрд 270 млн рублей. Таким образом, размер дорожного фонда Ленобласти мог бы составить в 2011 году немногим более 4 млрд рублей.
Вместе с тем реальный объем финансирования автодорожной отрасли региона (с учетом неоднократно вносимых поправок в областной бюджет) составил почти 7 млрд рублей. На фоне этих цифр сама необходимость дорожного фонда не может не вызвать сомнения… Однако следует помнить, что в первоначальной редакции областной бюджет Ленинградской области на 2011 год предусматривал выделение на нужды дорожной отрасли не многим более 4 млрд рублей. При этом ничто не могло бы помешать губернатору использовать эти средства, например, на реконструкцию теплотрасс во всех городах и поселках области.
Профильная постоянная комиссия по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству ЗакСа Ленобласти рекомендовала проект закона «О дорожном фонде Ленинградской области» к принятию в первом чтении. Прислушавшись к мнению коллег, депутаты областного парламента приняли этот документ в первом чтении.
Поскольку он должен обрести силу закона с 1 января 2012 года, парламентарии предполагают успеть принять его в итоговой редакции до декабря 2011 года, то есть до окончания своих депутатских полномочий.
Можно добавить, что федеральное законодательство предусматривает продолжение системы дорожных фондов. В соответствии с вышеупомянутой статьей 179.4 Бюджетного кодекса РФ совет депутатов муниципального образования может создать муниципальный дорожный фонд, самостоятельно определяя порядок его формирования и использования. Однако, по мнению властей 47-го региона, для Ленинградской области это пока неактуально.
рубрика:
Дорожное строительство
автор:
Сергей Дмитриев