От берега к берегу

В поселке Свирица в Волховском районе открыт новый мост, связавший две половины населенного пункта. Это стало возможным благодаря прямому содействию губернатора Валерия Сердюкова, который распорядился выделить необходимые средства на строительство.

Аварийный нелегал

Маленький поселок Свирица близ устья реки Паши может именоваться Северной Венецией чуть ли не с большим основанием, чем Петербург. Перейдя дорогу от дома к речке Котихе, жители уже ступают на мостки – и дальше могут выбирать: двигаться им на лодках или посуху. Но водный путь годится не в любую погоду и не во всякое время года, а на машине сюда так просто было не проехать. Дело в том, что Свирицкое поселение разбросано на нескольких островах. И половина самой Свирицы, со школой, магазином, социальными учреждениями, – тоже на острове. Это Заводской остров связан был с «материком» единственным деревянным мостом. Мост этот давно обветшал, несколько раз проваливался и служить больше не мог. Местные жители обращались к местной и районной власти с письмами и обращениями. Та и сама знала о проблеме. Но достаточных денег на ремонт не было.
Дело дошло до прокуратуры. Она потребовала от главы местной администрации Владимира Лиходеева привести мост в порядок и даже угрожала привлечь руководителя муниципалитета к ответственности за такое состояние важного сооружения. Стали разбираться в документах – и тут выяснилось, что поселение и не могло бы потратить на этот переезд через Котиху ни копейки, потому что это было бы нецелевым использованием бюджетных средств: мост поселению не принадлежал. И не стоял ни на чьем балансе. В бумагах областного Комитета по дорожному хозяйству такой мост вообще не числился. Потому что объект этот – нелегальный. В советское время его возвел местный порт без всяких разрешительных и строительных документов, по крайней мере найти их не удалось. Глава администрации заявил, что не может нести ответственность за такое сооружение и тратить деньги даже на его покраску. В конце концов суд решил, что мост – все-таки местное имущество, но восстановлению не подлежит, как и доказывала Свирицкая администрация.
Но что было делать? Без моста не подвезти топливо к котельной, тут лодками и катерами не обойдешься. Все последние годы каждую осень приходилось с тревогой гадать, пройдет ли машина, выдержит ли мост. А он, кривой и страшный, разрушался все больше. Деревянные опоры гнили и выворачивались из-под него в разные стороны, покрытие прохудилось. Только с чужой финансовой помощью под мост удавалось подвести подпорки, а сверху положить металлический настил, который сдерживал дальнейшее разрушение. Денег у самого маленького и самого отдаленного поселения Волховского района – кот наплакал. А когда районная администрация выделила на ремонт моста 70 тыс. рублей, их нельзя было использовать иначе, как по статье «расходы на котельную».
Но местную администрацию поселения не остановило то, что строительство мостов – не ее полномочия. Она нашла возможность заменить мостовой переход. Поддержала и районная власть. «Мною подготовлено обращение на имя губернатора Ленинградской области В.П. Сердюкова о выделении необходимых средств для строительства нового моста, и, по имеющейся у меня информации, этот вопрос будет решен положительно», – сообщал в конце октября 2010 года глава администрации Волховского района Сергей Акулишин.
Деньги по решению губернатора Валерия Сердюкова были направлены на строительство моста в рамках региональной программы развития автомобильных дорог Ленинградской области. Подрядной организацией, построившей переправу, стала группа компаний «Сотранс», а изготовлением понтонного каркаса занималось ЦКБ «Монолит» завода «Байкал-Волга» из Нижнего Новгорода.
«Полтора года назад, стоя на старом мосту, мы обсуждали наши возможности и не очень верили, что у нас все получится, – говорит заместитель главы Волховского района Владимир Терпугов. – Новый мост стал результатом труда многих людей. Губернатор выделил средства. А Владимир Лиходеев провел большую работу: разные варианты, разные подрядчики – надо было уложиться в отпущенные деньги. Решение ставить такой мост пришло не сразу, были сомнения».

По суше, но вплавь

«Такой» – значит понтонный, причем особой конструкции, не требующей постоянного контроля, потому что лишних рук и глаз на это в поселке нет. Заказывать эту конструкцию пришлось в Нижнем Новгороде. Хотя идея установить понтонное сооружение продиктована самой жизнью: подобные мосты уже есть в округе, их замечают и фотографируют в окрестности Свирицы туристы. Иногда неказистые с виду «плавсредства» напоминают приезжающим переделанные баржи. Возможно, какие-то ранние конструкции в их «первой жизни» действительно были баржами. Но теперь понтоны собираются специально и проходят перед сдачей в эксплуатацию госэкспертизу и дополнительные согласования в Российском речном регистре. Грузоподъемность нового свирицкого моста – 40 тонн.
На испытаниях по мосту прошел тяжелый, нагруженный самосвал весом 37 тонн. Тот же вес «был взят» в день открытия движения. Зрелище было необычным. Машина, подъехав к мосту, опустилась на него с берега, а не поднялась, как на высокий мост традиционной конструкции. Понтоны немного качались, наполовину уходили в воду, но без серьезного напряжения выдерживали нагрузку. Пешеходов же мост даже не замечает. А они могут переходить реку одновременно с движением автомобилей: по краю моста идет пешеходная дорожка с ограждениями. Легковому транспорту здесь не всегда удобно – порой конструкции понтонов могут немного задевать за днища машин, но на старом мосту, случалось, легковушки вообще садились «на брюхо». И тогда – ни пройти, ни проехать.
Зато новый мост оказался удобнее для тех самых грузовиков, которые подвозят топливо. Строители предусмотрели, чтобы длинномерные машины могли нормально проходить поворот от моста на прибрежные дороги, не задевая заборов и оград. А ведь при съезде со старого моста длинномеры могли поворачивать только в одну сторону. Новый поставлен удачнее, перед ним на берегах есть площадки для поворота.
Рождение нового моста заняло всего четыре месяца. «По строительным нормам мы поставили мост быстро, но мы можем быстрее, – уверен директор компании ООО «Сотранс Строй» Александр Балбасов. – Команду рабочих пришлось собирать спешно. Президент нашей группы компаний «Сотранс» Александр Барановский вошел в положение: мост мы начинали строить на его деньги. Он вкладывал деньги, а теперь с нами рассчитались. Если бы не его финансовая поддержка… Нам никто не верил, что мы этот мост построим за такие деньги. Когда свиричане обращались к мостовикам, им отвечали: «Мы за такую сумму только берега отсыплем». Они хотели минимум в два раза больше денег и предлагали другую конструкцию. Этот мост – грузоподъемный, а тот – с простыми понтонами, металлоконструкцией и деревянным настилом. Убогий мост получился бы. Я ездил в ЦКБ, для нас там переделывали понтоны. Обычно в понтоны накачивается вода, и чтобы они держали определенный уровень по высоте, их надо постоянно контролировать, то добавлять, то убавлять воду из накопителя. Наша конструкция моста проще и не требует постоянного обслуживания. Она для таких населенных пунктов, где живет меньше тысячи человек. В большой ледоход его нужно разводить, но поскольку рядом Ладога, этому мосту ничего не страшно, в том числе половодье».
При этом боковые спуски моста устроены таким образом, что через них смогут проплывать рыболовные лодки.
Александр Балбасов – строитель с опытом, работал на БАМе. Правда, в Ленинградской области это для компании первый мост. «Но мы не мостовики, мы строим производственные корпуса, – рассказывает руководитель работ. – В Ленобласти у «Сотранса» есть большая станция, застроено 24 га. Сейчас будем строить там промышленный корпус для сборки немецких и американских грузовиков. А вообще в Свирицах нужен капитальный мост, конструктив его есть у меня в голове, довольно дешевый. Если пройдем по тендеру, значит, будем строить». Понтонную переправу в этом случае можно было бы использовать в другом месте – и поселению, и району в целом новые мосты очень нужны. Однако пока железобетонного моста в Свирицах не планируется, и новый мост считается не временным, а постоянным.

«Будут новые мосты»

Мост сдан – настало время подведения итогов, калькуляции, подсчета затраченных средств. Областной бюджет вложил в новый мост 13,8 млн рублей, Свирицкое поселение – 352 тысячи. Но большей суммы ему взять было бы и неоткуда.
Владимир Лиходеев приводит цифры: «Бюджет у нас по налогам и сборам – 1,7 млн рублей в год, а с областной и районной дотацией – немногим больше 5 млн рублей. 300 тыс. для нас – это то же самое, что 3 млрд рублей для области. Это очень большая сумма. Налогов на содержание дорог мы собираем 280 тыс. рублей. И еще не рассчитались, мы еще в долгах. А рассчитываемся так: продаем участки и живем пока за счет этого. Надеемся, что в будущем ситуация изменится к лучшему. Обслуживание моста потребует денег, но это не такие уж большие затраты».
Экономия на плавучем мосте оказалась существенной. Новый деревянный мост стоил бы 20 млн рублей – дороже, чем понтонный. Пришлось вести сложные переговоры и с проектировщиками. Первоначально они запросили за документацию 2 млн 230 тыс. рублей, заявив, что это еще дешево. Только документы о том, что старый мост не подлежит ремонту, обошлись поселению в 100 тыс. рублей! Впрочем, глава администрации поселения в глубине души уверен, что на ремонт старого переезда денег в областном бюджете не нашлось бы – слишком много неоправданной мороки со старыми гнилушками, на которые нет документов; средства могли быть выделены только на новый мост. Он появился – и выиграли все.
«Для области 14 млн на мост – копейки, а для нас он – жилка для жизни, – вспоминает руководитель поселения. – Я благодарен тем, кто выделил эти деньги и обязал меня их использовать по назначению, чтобы они были использованы так, как нужно, и без коррупции. Александр Балбасов так заразился нашей энергией, что несколько раз приезжал к нам, за 200 км. Он прислал прорабов – и те исполняли все так, как надо. Коллектив строителей был настроен определенно – надо делать! Работали, даже если заклинивала техника».
Сейчас рядом стоят два моста – старый и новый. «По новому мосту будут ездить, а старый предстоит закрыть и разобрать», – объясняет председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Константин Харакозов. Администрация поселения высказывается осторожнее: «Старый мост прослужил 23 года, будет разобран. Но за чей счет – пока не решено, вопрос решается. Бюджет поселения невелик, но и бюджет области не беспределен».
В любом случае, сейчас и поселение, и областной Комитет по дорожному хозяйству ставят задачу заасфальтировать подъезды к мосту. И не только к мосту. В последние два года многие улицы поселка были покрыты асфальтом, так что местные жительницы забыли о грязи и стали носить сапоги с каблуками. Глава местной администрации надеется с губернаторской помощью асфальтировать по 3 км дорог поселения ежегодно.
Одно беспокоит жителей поселка: не будет ли скользко на новом мосту зимой, ведь понтоны металлические. «Не будет, – отвечают сотрудники администрации. – Будем обслуживать его, посыпать песком. Без этого станет скользко где угодно. К тому же специальная окраска моста препятствует скольжению. А с двух сторон – поручни, пешеходам есть за что держаться». Той же точки зрения придерживается Константин Харакозов: «Зимой дорогу надо посыпать песком, убирать снег – обслуживать мост. А уклоны на подъезде к новому и старому мосту примерно одинаковы».
«Нынешнее событие, открытие движения по новому мосту можно сравнить только с постройкой новой местной школы, которая вновь начала работать после пожара 1980-х годов, – считает председатель областного Комитета по печати и связям с общественностью Руслан Нехай. – Это современный мост, которому не страшны ни паводки, ни ледоходы, он не требует постоянного обслуживания. Символично, что появилась дорога с одного берега на другой. Только в этом году благодаря работе губернатора и правительства области на дорожное хозяйство выделено почти 8 млрд рублей. По настоянию губернатора на это было дополнительно отпущено почти 1,5 млрд рублей. Со следующего года будет действовать региональный дорожный фонд.
В этом году было принято принципиальное решение: меньше строить новых дорог, больше ремонтировать существующие дороги. Поэтому в 2011 году в области отремонтировано в два раза больше дорог, чем в 2010-м. С созданием дорожного фонда будут построены новые мосты, отремонтированы новые дороги».
Ныне в составе автомобильных дорог Ленинградской области насчитывается 570 мостов и путепроводов общей протяженностью около 22 км. Около 100 из них нуждаются в реконструкции, поэтому важным направлением работы Комитета по дорожному хозяйству станет строительство, реконструкция, ремонт переправ и развязок.

Дорожники выполнили двухлетнюю программу ремонтов

В этом году губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым было принято решение направить основные средства именно на ремонт автодорог, а не на новое строительство, благодаря чему удалось привести в нормальное состояние более 500 км дорожных покрытий во всех районах области.
Более того, глава региона, учитывая интенсивное выполнение работ подрядными организациями, предложил выделить из бюджета Ленинградской области дополнительные средства в объеме 1,7 млрд рублей и отремонтировать региональные и местные автодороги, которые предполагалось привести в порядок в ближайшие 2-3 года, уже в этом году.
Таким образом, общий объем финансирования дорожной отрасли Ленинградской области в 2011 году, с учетом поправок, внесенных в областной бюджет, составил 7 млрд рублей. В первоначальной редакции предусматривалось выделение около 5 млрд на эти цели.
Фактически за один год выполнена двухлетняя адресная программа ремонтов автодорог 2011-2012 годов, и будет обновлено 500 км дорожных покрытий.
Двухлетней программой были предусмотрены ремонты 588 км региональных автомобильных дорог на территории всех 17 районов области. В 2011 году – более 350 км, остальное – в 2012 году. Однако увеличение финансирования позволило выполнить в этом году значительную часть дорожных работ, запланированных в следующем.
Программа составлялась с учетом интенсивности движения, численности населения, маршрутов общественного транспорта.
Важную роль в решении о дополнительных ассигнованиях сыграло то, что подрядные организации завершили работы по многим объектам еще до сентября. Дорожные компании оказались готовы выполнить двухлетнюю программу в течение одного сезона.
До ноября дорожным управлениям удалось дополнительно отремонтировать и ввести в эксплуатацию 68 участков региональной дорожной сети протяженностью 222 км. По некоторым из этих участков работа будет продолжена и в 2012 году. Объем завершенных работ по адресной программе превысил 4 млрд 700 млн рублей.
В адресную программу 2012 года будут включены новые участки автодорог, нуждающихся в ремонте, и дорожным службам удастся сделать еще один шаг в решении проблемы недоремонтов, о которых жители Ленинградской области говорили на слушаниях народного бюджета.
Объекты, перенесенные с 2012 года на 2011-й, выбирались на основе предложений от населения. Среди примеров – ремонт 2,5 км автодороги Орлиное – Заозерье – Симаково в Гатчинском районе, участка протяженностью 7 км автодороги Ропша – Марьино в Ломоносовском районе.
В 2012 году с учетом пожеланий населения будут отремонтированы участки автодорог Кингисепп – Орково, Санкт-Петербург – Ручьи и др.
На муниципальные дороги, автодороги местного значения субсидии областного бюджета составили 128 млн рублей, 480 млн рублей было выделено из федерального бюджета на ремонт уличной сети городов и административных центров области. Отремонтировано 438 дворовых территорий и 131 проезд.
На содержание дорожной сети области, а это 9763 км автодорог, в 2011 году выделено 984 млн рублей. Это подготовка дорог и искусственных сооружений к зимнему содержанию в том числе.
Дорожные предприятия, по оценке Комитета по дорожному хозяйству, к зиме готовы. В ДРСУ существует отработанная система подготовки к работе в зимних условиях. Разработаны графики уборки дорог от снега и обработки противогололедными материалами.
Обновление парка техники региональных дорожных организаций на 40%, проведенное в течение трех лет, позволяет применять современные материалы и технологии, например использовать для посыпки дорог чистую соль.
На новой высокопроизводительной технике дорожные организации не только повышают темпы дорожных работ, но и улучшают их качество, что для дорожной отрасли региона сегодня является одной из главных задач, поставленных правительством и губернатором Ленинградской области.
рубрика: Дорожное строительство
автор: Василий Когаловский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.