Виталий Санаров: «Доля положительных заключений экспертизы растет»

По результатам работы ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза», в 2011 году существенно выросло количество проектов, получивших положительное заключение после первичной экспертизы.

Виталий Санаров, начальник ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза», в интервью нашей газете подводит итоги работы ведомства в 2011 году.

– Виталий Александрович, сколько проектов ГАУ «ЛенОблГосЭкспретиза» приняло на рассмотрение с начала года?
– Всего в 2011 году на рассмотрение в ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза» поступил 841 проект капитального строительства, реконструкции и ремонта, в том числе 451 финансируемый за счет государства. Доля рассмотренных проектов увеличилась на 17%. Благодаря экспертизе сметной стоимости этих проектов удалось сэкономить для бюджета более 4002 млн рублей.

– Какие проекты из находящихся сейчас на рассмотрении у экспертов можно отметить как интересные и необычные для Ленинградской области?
– К таким объектам относятся кинологический центр Северо-Западного таможенного управления в Первомайском поселении Выборгского района, здание средней общеобразовательной школы на 600 мест в Шлиссельбурге, культурно-оздоровительный комплекс в деревне Ольховке Приозерского района, детский сад на 280 мест в Шлиссельбурге и др. Внимания заслуживает родильный дом на 200 мест, который будет построен в Выборге, проект выполняет ОАО «Ленгражданпроект».

– Какие требования к составлению проектной документации заслуживают особого внимания?
– В первую очередь в проектах, которые нам приносят на экспертизу, мы принимаем и проверяем наличие исходно-разрешительной документации, ее комплектность по всем разделам. Как правило, в каждом комплекте документов есть определенные недочеты, которые устраняются в пределах 3 дней, либо следует отказ в экспертизе и заказчику возвращается вся документация на доработку. Нужно отметить, что уровень подготовки проектной документации медленно, но неуклонно растет. Оснований для отказов становится меньше. В 2011 году доля проектов, получивших положительное заключение после первичной экспертизы, существенно выросла – на 60%. Таких результатов удалось добиться, в частности, за счет оптимизации деятельности ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза», позволяющей заказчикам эффективно работать с экспертами и оперативно получать информацию по проектам. Кроме того, в 2011 году сроки рассмотрения документов по проектам жилого назначения и бюджетных объектов составили 20 календарных дней. Это высокий показатель, среди российских экспертов мы занимаем лидирующие позиции.

– Вы каким-нибудь образом поощряете заказчиков, которые добросовестно готовят свои проекты к прохождению в экспертизе? Учреждения негосударственной экспертизы, по крайней мере в своих рекламных объявлениях, обещают подарить квартиру.
– Полномочий, позволяющих поощрять добросовестных заказчиков, у ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза» нет. Хотя нам очень хочется иногда выразить слова благодарности особо ответственным разработчикам проектов. Хочу сказать, что проведение государственной или негосударственной экспертизы определяется требованием действующего законодательства. Мне не совсем понятно, за счет чего потенциальным заказчикам предлагаются подобного рода «бонусы». Максимально, к чему должен стремиться проектировщик, – это отсутствие необходимости повторного проведения экспертизы. Именно качественное исполнение проектной документации экономит время и средства заказчика.

– Ожидаются ли изменения в нормативно-правовом обеспечении проектирования в ближайшее время? Ожидаются ли изменения в порядке работы ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза»?
– В этом году достаточно много актуализировано СНиПов. Как показывает практика, далеко не все проектировщики, к сожалению, с ними ознакомлены и не учитывают их в работе. Надо отметить, что ряд положений новых сводов правил теперь носят обязательный характер, хотя ранее только рекомендательный. Особенно важно это для проектирования линейных объектов.
Также стоит отметить, что государство сняло ряд ограничений по этой документации, теперь они не подлежат обязательной государственной экспертизе. Заказчик и проектировщик сами отвечают за качество выполнения проектов.
Градостроительным кодексом установлена обязанность муниципальных властей разрабатывать документы территориального планирования, включающие в себя линейные объекты. К сожалению, такие работы подавляющее большинство муниципалитетов выполняют гораздо дольше, чем хотелось бы.

– В ноябре 2011 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в том числе уточняет основания и порядок осуществления государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. По Вашему мнению, насколько полезна новая норма закона?

– Идея расширения функций негосударственной экспертизы, безусловно, здравая. Отмечу, что это не решение «сверху» – сама жизнь доказала, что переход на рыночные отношения способствует дальнейшему процессу гармонизации законодательства.
Негосударственные структуры доказали свое право на жизнь. До настоящего времени они в основном занимались оказанием технических и консультационных услуг заказчику в процессе прохождения государственной экспертизы проектной документации, проводили строительный аудит, а также те виды экспертных исследований, которые в государственных учреждениях не были задействованы.
Новый закон установил перечень объектов, проектная документация которых по желанию заказчика может направляться как на государственную, так и коммерческую экспертизу. Однако в целом ряде иных вопросов законодательство еще несовершенно. С точки зрения создания условий передачи функций государственной экспертизы становится ясно, что этот переход необходимо провести плавно, постепенно преобразовывая и формируя нормативную базу. Окончательно можно сказать, удался этот эксперимент или нет, когда будет создана вся нормативная база по негосударственной экспертизе. Результаты ее работы мы увидим года через два.
Остается вопрос кадрового обеспечения учреждений негосударственной экспертизы. Скорее всего, туда пойдут работать специалисты из проектных институтов. Но экспертная деятельность – это несколько иная деятельность, чем проектирование.

– В чем, на Ваш взгляд, состоит преимущество государственной экспертизы перед негосударственной?
– Основное преимущество состоит в том, что высококвалифицированные специалисты, которые работают в учреждениях государственной экспертизы, уже состоялись как эксперты. У них помимо документов, которые подтверждают их квалификацию на уровне Минрегионразвития, есть еще и значительный опыт работы, в том числе и в части знания градостроительной ситуации.
Подобные нюансы позволяют опытным экспертам работать достаточно эффективно. Не могу не сказать об экономической составляющей – наши специалисты профессионально работают со сметами, они видят недочеты и «завышения». Кадровый состав – это весомый аргумент в пользу государственной экспертизы.

Уважаемые коллеги!
Поздравляю вас с наступающим Новым 2012 годом!


Строители всегда умели качественно работать и добиваться своевременного
выполнения поставленных задач.
Многое нами уже сделано. Еще больше предстоит решить в 2012 году, в особенности в деле повышения качества и безопасности строительства.
Убежден, что творческий потенциал отрасли, высокий профессионализм и организованность строителей позволят успешно решать сложные и ответственные социальные задачи, определенные государством.
От всего сердца желаю вам, коллеги и друзья, в Новом году удачи, новых высоких достижений и творческих свершений, успешной работы.
Крепкого здоровья, счастья, благополучия!

В.А. Санаров, начальник ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза»
рубрика: Надзор и экспертиза
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.