Николай Янченко: «Ленинградская область получила толчок к развитию транспортной инфраструктуры»
На заседании созданного в нынешнем году Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области принято решение о разработке программы развития транспортной системы двух регионов. О перспективах, которые открывают проектные наработки по этому документу, и работе по совершенствованию дорожной сети Ленобласти мы беседовали с председателем регионального Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Николаем Янченко.
– Николай Павлович, важнейшие направления развития на заседании Координационного совета уже обозначены. Расскажите о них подробнее.
– Координационный совет в соответствии со своим предназначением определил перечень первоочередных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры на стыке двух субъектов – Санкт-Петербурга и Ленобласти. Большинство из этих мероприятий будет реализовано в пределах автодороги А-120, которая условно принята за границу Санкт-Петербургского транспортного узла.
Отдельные мероприятия, направленные на развитие транспортных связей Санкт-Петербургского транспортного узла с сопредельными российскими регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья, выходят за пределы А-120, в их числе:
– Реконструкция участка автомобильной дороги М-18 «Кола» на участках с 51 по 113 км. Сметная стоимость – более 26,5 млрд рублей. Проектно-изыскательские работы запланированы на 2012-2014 годы. Реконструкция участков предполагается в 2014-2017 годах.
– Строительство автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, включая участок от КАД до дороги «Магистральная» на участках с 36 по 81 км. Сметная стоимость строительства – 27,1 млрд рублей. Строительство планируется выполнить в 2013-2015 годах.
– Реконструкция автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» на участке Белоостров – Выборг до I-в категории с 6 полосами движения. Общая стоимость реконструкции участков автодороги общей протяженностью 86 км составит 41,5 млрд рублей. Работы по реконструкции уже осуществляются. Однако срок их окончания – до 2017 года.
Предложено сроки реконструкции федеральной автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» сократить до 2015 года, чтобы не выйти за временные рамки ФЦП и деятельности Координационного совета.
– Реконструкция автодороги М-20 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель до границы с Республикой Беларусь (Киевское шоссе) до I-в технической категории с 6 полосами для движения. Общая стоимость строительно-монтажных работ составит более 17 млрд рублей. На 2012 год запланировано 2 млрд 274 млн рублей.
Дорога важна с точки зрения обеспечения транспортных связей экономически развитого и густонаселенного Гатчинского района Ленинградской области с Санкт-Петербургом, а также обеспечения межрегиональных и международных связей.
Реконструкцию участка дороги от пос. Дони до г. Гатчины в административных границах Ленинградской области с устройством выделенной полосы общественного транспорта в направлении г. Гатчины на участке с 31 по 54 км планируется осуществить в 2012-2015 годы.
– Строительство скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург, к которому недавно приступил ГК «Автодор». Северный участок трассы протяженностью 93 км проходит по территории Тосненского района Ленинградской области. Предполагаемая сумма инвестиций в его строительство – около 32 млрд рублей. «Автодор» планирует завершить его строительство в 2015-2016 годах. Сейчас все согласования от Ленинградской области для этого проекта даны, задержки со стороны региона в проектировании нет.
– Какие предложения внесло правительство области?
– В решения последнего заседания Координационного совета вошли следующие наши предложения, направленные на развитие транспортных связей Ленинградской области с Санкт-Петербургом, это:
– Модернизация кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от ст. Горская до автомобильной дороги «Кола» с доведением до расчетных параметров (расширением до 6 полос движения) и строительством дополнительных развязок на пересечении КАД с продолжением Ириновского пр. и продолжением ул. Дыбенко, с устройством автоматизированной системы управления дорожным движением и размещением линии легкорельсового транспорта Санкт-Петербург – Всеволожск.
Необходимость модернизации восточного полукольца КАД вызвана его большой загруженностью и исчерпанием резерва пропускной способности. В результате планируемой в 2012-2014 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» модернизации будут созданы две новые транспортные связи Санкт-Петербурга с наиболее интенсивно развивающимся в градостроительном отношении Всеволожским районом Ленинградской области (г. Всеволожском и новым жилым микрорайоном Кудрово).
– Реконструкция Выборгского шоссе от Суздальского проспекта до границы города в направлении на Сертолово с транспортной развязкой на пересечении Выборгского и Приозерского шоссе.
Участок Выборгского шоссе длиной около 7,5 км, проходящий в черте города, на сегодняшний день исчерпал резервы пропускной способности и является одним из самых загруженных участков дорожно-уличной сети Санкт-Петербурга. На этом участке в районе населенного пункта Осиновая Роща находится сложный транспортный узел, являющийся барьерным местом в обеспечении транспортных связей Санкт-Петербурга с активно развивающимся в градостроительном отношении г. Сертолово.
– Передача в федеральную собственность участка автодороги Парголово – Огоньки от границы Санкт-Петербурга до «Скандинавии», являющегося сегодня единственным выходом из города на федеральную автодорогу «Скандинавия» и не способного по своим техническим параметрам обеспечить растущий объем грузовых перевозок.
– Строительство продолжения Ириновского пр. на участке «граница Санкт-Петербурга – Дорога жизни» с транспортной развязкой создаст еще один автомобильный выход из Санкт-Петербурга и позволит решить проблему автотранспортных связей между Санкт-Петербургом и г. Всеволожском на дальнюю перспективу.
– Реконструкция автомобильной дороги Санкт-Петербург – Колтуши на участке «Кольцевая автомобильная дорога – Колтуши» по параметрам I категории с подключением к КАД позволит разгрузить движение на кольцевой магистрали и обеспечит выход из Санкт-Петербурга на автодорогу Санкт-Петербург – завод им. Свердлова – Всеволожск и далее на автодорогу «Кола». Стоимость реконструкции – около 3,4 млрд рублей.
– Строительство подъезда к г. Всеволожску (обход пос. Колтуши на автомобильной дороге Санкт-Петербург – Колтуши) от Колтушского шоссе в районе пос. Янино-1 до примыкания к автомобильной дороге Санкт-Петербург – завод им. Свердлова – Всеволожск по параметрам автодороги II технической категории с двумя полосами движения и возможностью доведения до 4 полос движения, с устройством транспортных развязок в разных уровнях позволит обеспечить сброс с КАД транзитного транспортного потока, идущего в сторону г. Всеволожска, и тем самым разгрузить движение по восточному полукольцу КАД. Проектная документация в стадии окончания разработки.
– Реконструкция Петрозаводского шоссе для усиления транспортных связей Санкт-Петербурга с Ленинградской областью в направлении города Кировска с устройством 4 полос движения обеспечит пропуск растущего транспортного потока в направлении пригородных населенных пунктов, расположенных вдоль Невы, наиболее крупными из которых являются города Кировск и Шлиссельбург с общей численностью населения более 60 тыс. человек, улучшит условия проезда автомобильного транспорта непосредственно по Петрозаводскому шоссе и далее по Лагерному шоссе до г. Колпино. Кроме того, планируется выделение на нем полосы для движения легкорельсового транспорта на линии Санкт-Петербург – Колпино.
– Реконструкция моста через р. Мойку на 47 км автодороге Санкт-Петербург – Кировск.
– Строительство хордовой связи КАД с М-11 «Нарва» с обходом г. Красное Село в 2013-2015 годах (от существующей транспортной развязки на КАД в районе населенного пункта Новоселье в обход населенного пункта Аннино в направлении населенного пункта Телези и выходом на федеральную автомобильную дорогу М-11 «Нарва» в районе 31 км) и включение ее в перечень федеральных автомобильных дорог.
– Реконструкция федеральной автомобильной дороги А-120 «Магистральная» (Южное полукольцо). Существующая автомобильная дорога А-120 «Магистральная» (так называемая бетонка) соединяет радиальные автодорожные выходы из Санкт-Петербурга и служит дальним обходом города для транзитных транспортных потоков. В планах «Севзапуправтодора» – разработка проектной документации на реконструкцию автодороги.
– Строительство второй кольцевой автомобильной дороги (КАД-2), или, по иному, радиально-дуговой магистрали (РДМ). Название «радиально-дуговая магистраль» более точно отражает ее назначение – соединение дуговыми связями радиальных автодорог, выходящих из Санкт-Петербурга.
Необходимость строительства РДМ, или КАД-2, обусловлена недостатком поперечных соединений радиальных автодорог, что приводит к концентрации движения на их головных участках и к отсутствию возможности выбора альтернативных маршрутов движения для автотранспорта. А к 2015 году, по нашей оценке, уровень загрузки существующей КАД достигнет предела.
Строительство РДМ позволит осуществлять «перехват» транзитного транспорта на подходе к Санкт-Петербургу, снять транзитную нагрузку с существующей КАД, разгрузить головные участки радиальных автомобильных дорог, выходящих из Санкт-Петербурга.
– Здесь по срокам есть ясность?
– Предложено включить РДМ (КАД-2) в перечень федеральных автомобильных дорог и выделить средства на проведение инженерных изысканий и разработку проекта строительства 1-й очереди РДМ (КАД-2) на участке от автомобильной дороги «Нарва» до автомобильной дороги «Кола» в 2012-2013 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России».
– На Вашем рабочем столе лежит эскизный проект реконструкции вокзала в Киришах. Вы занимаетесь новыми вокзалами, автовокзалами, станциями?
– Сейчас РЖД в Киришах строит железнодорожный вокзал. И мы планировали там построить автовокзал с привлечением инвесторов. Уже было выделено пятно около 5 га под строительство. Однако появились интересные предложения от ОАО «РЖД» в рамках программы «РЖД-Трансфер» по созданию на базе железнодорожных вокзалов удобных и отвечающих современным требованиям по безопасности железнодорожно-автомобильных транспортно-пересадочных узлов и наведению порядка на привокзальных площадях. Эти проекты возможны не везде, а там, где расположение железнодорожных вокзалов удобно для стыковки с автобусными маршрутами. Например, в Выборге, Гатчине, Волхове. Сейчас продумываем схему работы с «РЖД-Трансфер».
Есть у нас понимание, как развивать вокзальные комплексы и в других городах. Сейчас проектируются вокзалы в городах Сосновый Бор, Сланцы, Подпорожье, идет поиск инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.
Необходимо построить несколько вокзалов на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, там, где возможно состыковать метро и автобусные маршруты. Например, зарезервирована земля для строительства вокзала в районе населенного пункта Кудрово там, где будет станция метро «Народная», в Мурино (около метро «Девяткино») будем вместо существующего маленького вокзала строить более крупный и современный. На территории Санкт-Петербурга также будут строиться вокзалы, например у метро «Купчино». Таким образом, совместными усилиями двух субъектов создается доступная для пассажиров и современная вокзальная сеть.
– Если вернуться к автодорогам: кроме крупных магистралей, есть еще проблема маленьких дорог, строительство асфальтированных дорог к центрам поселений. Об этом говорится уже несколько лет. А в каком состоянии дела сейчас? Есть ли хотя бы проекты на строительство всех этих дорог?
– Маленькие дороги, как Вы выразились, – это в основном ответственность муниципалитетов. Регион оказывает им посильную помощь. В этом году много сделано по ремонту и реконструкции автомобильных дорог. На следующий год запланирована сумма больше, чем в этом году. Задачу губернатор ставит так: все дороги к населенным пунктам должны быть асфальтированы, с хорошим покрытием, и я думаю, эта задача Комитетом по дорожному хозяйству и муниципальными образованиями будет выполнена.
– Коснемся государственно-частного партнерства в плане развития транспортной инфраструктуры: какие здесь задачи и акценты Вы ставите? Каких инвесторов ищете?
– Если взять строительство автовокзалов, то предусматривается механизм государственно-частного партнерства: Ленинградская область предоставляет пятна для строительства вокзалов, согласовывает предлагаемые инвесторами проекты, определяет условия, чтобы автовокзал был не типовой, отдельно стоящий, а, допустим, в составе строящегося торгового комплекса. Здесь необходимо, конечно, учитывать пожелания, мнения муниципальных районов, и мы по каждому району работаем вместе с главами администраций – они и находят земли, и говорят, что им помимо автовокзала там надо построить.
Вот, например, у нас есть несколько вариантов земельных участков для строительства автовокзала в Сосновому Бору. Инвестор там будет строить торговый центр, но с автовокзалом, чтобы люди не выходили из автобуса в чистое поле. Все должно быть рядом, это выгодно и жителям, и инвестору. Он окупит свое строительство не за счет того, что туда приезжают автобусы и вокзал работает как агент по продаже билетов, а потому, что там есть определенный оборот необходимых пассажирам товаров.
– Когда речь идет о строительстве новых дорог, в том числе железных дорог, приходится решать многие проблемы. Например, с путем Лосево – Каменогорск, который вызывает общественные протесты. На самом деле правительство области было первым, кто заявил о том, что не все нормально в этом проекте. А как сейчас Вам удается улаживать этот вопрос и снимать напряженность?
– Мы проводили несколько совещаний в правительстве, и с общественностью, и с администрациями тех поселений, через которые будет проходить эта железная дорога. Как удается улаживать? Правдой. Федеральный проект прошел согласование и государственную экспертизу как-то тихо и незаметно. А когда приступили к его реализации, столкнулись с непониманием и недовольством жителей. Понятно, что федеральному проекту быть, его реализация неизбежна, просто надо было все грамотно делать с самого начала, чтобы людям было понятно и чтобы они не остались обиженными – финансово, морально. Этот вопрос не снят с повестки дня. Сейчас «Ленгипротранс» вносит изменения в проект. Изменения согласовываются со всеми хозяйствующими субъектами, которые затрагивает строительство, с муниципальными образованиями, доводятся до людей. И жители уже не так болезненно реагируют. В последнее время каких-то заметных всплесков уже нет.
– Что скорректировано?
– Кардинально, конечно, согласованный и прошедший госэкспертизу проект уже не может поменяться. Кое-где изменилась геометрия трассы. Меньше собственников попало в ее пределы. Но самое главное – скорректировано отношение заказчика к людям. И люди все поняли. Последние проблемы были с хозяйствующими субъектами: Каменогорский комбинат в Выборгском районе и еще два хозяйствующих субъекта боролись за уступки, то есть решались чисто финансовые вопросы. Главное здесь – обойтись без политики.
– Недавно на заседание областного правительства Вы вынесли предложения по концепции развития инфраструктуры для внутренних водных путей.
– На первом этапе мы предложили концепцию развития инфраструктуры для маломерного флота. На основе этой инфраструктуры, когда она будет создана, мы будем развивать маршруты пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок.
В целях определения возможности переключения на реку части грузопотоков, везущихся сегодня по суше, мы подготовили конкурс на НИОКР. Решение этой задачи, с одной стороны, поможет разгрузить наши автомобильные дороги, а с другой – оживит речные перевозки, поддержит наши речные порты и судоходные компании.
– Со следующего года открываются внутренние пути для зарубежного (в том числе маломерного) водного транспорта. Сейчас у нас все больше яхтсменов, яхт-клубов. Не планируете ли Вы увязать интересы частного бизнеса (причалы, клубы, оборудование и т. д.) и пассажирское движение?
– Мы планируем строить и располагать инфраструктурные объекты для водного транспорта, начав с того, чтобы подготовить стоянки и пристани для яхт, и есть уже инвесторы и места по Неве в области (их пять), и это все согласовано с муниципальными образованиями Всеволожского и Кировского районов, и мы планируем уже в 2012 году дать пятна инвесторам, которые их уже ждут, и они там будут строить свои пристани и клубы, а мы, в свою очередь, будем их нацеливать на перевозки пассажиров. Но мы не пойдем по тому пути, по которому пошел Петербург: себестоимость водных трамвайчиков – 500 рублей, из которых 50 рублей платит пассажир, 450 рублей – бюджет города. А в итоге выясняется, что бюджет дотирует не социальные перевозки, а туристические прогулки. Может быть, с учетом того, что бизнес компаний, которые будут осуществлять перевозки, привязан к яхт-клубам, это будет не так затратно для жителей. Мы не планируем дотировать эти перевозки из бюджета области, не планируем, что этот вид перевозок будет социальным. Наверное, это подойдет для среднего класса. Мы хотим сначала построить инфраструктуру, найти инвестора и привлечь его к перевозкам по Неве. А потом пойдем на Волхов, на каналы Старо- и Новоладожский. Наши разработки по внутренним водным путям – это отдельная тема. Она очень интересная, как и тема по малой авиации, нашим внутренним авиалиниям, которые раньше были, а сейчас их нет.
– Не рано говорить о воздушных линиях?
– Нет, не рано. Мы этим тоже занимаемся. И федеральные органы, и частные компании предлагают свои концепции развития малой авиации, и довольно интересные. И нам надо вписываться. В недалеком прошлом в области действовало до 50 авиаплощадок, функционировали аэропорты Ржевка, Выборг, Тихвин и Лодейное Поле. Подход, наверное, будет таким же, как и на реке: кому надо, тот полетит. Но для этого надо обеспечить развитие авиационной инфраструктуры, дорог и т. д. Ваше издание, может быть, станет одним из первых, кто осветит эти планы.
С созданием Координационного совета по развитию транспортной системы, с перспективой значительной финансовой помощи федерального бюджета Ленинградская область получила толчок к развитию транспортной инфраструктуры, и мы уже не остановимся.
– Николай Павлович, важнейшие направления развития на заседании Координационного совета уже обозначены. Расскажите о них подробнее.
– Координационный совет в соответствии со своим предназначением определил перечень первоочередных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры на стыке двух субъектов – Санкт-Петербурга и Ленобласти. Большинство из этих мероприятий будет реализовано в пределах автодороги А-120, которая условно принята за границу Санкт-Петербургского транспортного узла.
Отдельные мероприятия, направленные на развитие транспортных связей Санкт-Петербургского транспортного узла с сопредельными российскими регионами, странами ближнего и дальнего зарубежья, выходят за пределы А-120, в их числе:
– Реконструкция участка автомобильной дороги М-18 «Кола» на участках с 51 по 113 км. Сметная стоимость – более 26,5 млрд рублей. Проектно-изыскательские работы запланированы на 2012-2014 годы. Реконструкция участков предполагается в 2014-2017 годах.
– Строительство автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, включая участок от КАД до дороги «Магистральная» на участках с 36 по 81 км. Сметная стоимость строительства – 27,1 млрд рублей. Строительство планируется выполнить в 2013-2015 годах.
– Реконструкция автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» на участке Белоостров – Выборг до I-в категории с 6 полосами движения. Общая стоимость реконструкции участков автодороги общей протяженностью 86 км составит 41,5 млрд рублей. Работы по реконструкции уже осуществляются. Однако срок их окончания – до 2017 года.
Предложено сроки реконструкции федеральной автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» сократить до 2015 года, чтобы не выйти за временные рамки ФЦП и деятельности Координационного совета.
– Реконструкция автодороги М-20 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель до границы с Республикой Беларусь (Киевское шоссе) до I-в технической категории с 6 полосами для движения. Общая стоимость строительно-монтажных работ составит более 17 млрд рублей. На 2012 год запланировано 2 млрд 274 млн рублей.
Дорога важна с точки зрения обеспечения транспортных связей экономически развитого и густонаселенного Гатчинского района Ленинградской области с Санкт-Петербургом, а также обеспечения межрегиональных и международных связей.
Реконструкцию участка дороги от пос. Дони до г. Гатчины в административных границах Ленинградской области с устройством выделенной полосы общественного транспорта в направлении г. Гатчины на участке с 31 по 54 км планируется осуществить в 2012-2015 годы.
– Строительство скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург, к которому недавно приступил ГК «Автодор». Северный участок трассы протяженностью 93 км проходит по территории Тосненского района Ленинградской области. Предполагаемая сумма инвестиций в его строительство – около 32 млрд рублей. «Автодор» планирует завершить его строительство в 2015-2016 годах. Сейчас все согласования от Ленинградской области для этого проекта даны, задержки со стороны региона в проектировании нет.
– Какие предложения внесло правительство области?
– В решения последнего заседания Координационного совета вошли следующие наши предложения, направленные на развитие транспортных связей Ленинградской области с Санкт-Петербургом, это:
– Модернизация кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от ст. Горская до автомобильной дороги «Кола» с доведением до расчетных параметров (расширением до 6 полос движения) и строительством дополнительных развязок на пересечении КАД с продолжением Ириновского пр. и продолжением ул. Дыбенко, с устройством автоматизированной системы управления дорожным движением и размещением линии легкорельсового транспорта Санкт-Петербург – Всеволожск.
Необходимость модернизации восточного полукольца КАД вызвана его большой загруженностью и исчерпанием резерва пропускной способности. В результате планируемой в 2012-2014 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» модернизации будут созданы две новые транспортные связи Санкт-Петербурга с наиболее интенсивно развивающимся в градостроительном отношении Всеволожским районом Ленинградской области (г. Всеволожском и новым жилым микрорайоном Кудрово).
– Реконструкция Выборгского шоссе от Суздальского проспекта до границы города в направлении на Сертолово с транспортной развязкой на пересечении Выборгского и Приозерского шоссе.
Участок Выборгского шоссе длиной около 7,5 км, проходящий в черте города, на сегодняшний день исчерпал резервы пропускной способности и является одним из самых загруженных участков дорожно-уличной сети Санкт-Петербурга. На этом участке в районе населенного пункта Осиновая Роща находится сложный транспортный узел, являющийся барьерным местом в обеспечении транспортных связей Санкт-Петербурга с активно развивающимся в градостроительном отношении г. Сертолово.
– Передача в федеральную собственность участка автодороги Парголово – Огоньки от границы Санкт-Петербурга до «Скандинавии», являющегося сегодня единственным выходом из города на федеральную автодорогу «Скандинавия» и не способного по своим техническим параметрам обеспечить растущий объем грузовых перевозок.
– Строительство продолжения Ириновского пр. на участке «граница Санкт-Петербурга – Дорога жизни» с транспортной развязкой создаст еще один автомобильный выход из Санкт-Петербурга и позволит решить проблему автотранспортных связей между Санкт-Петербургом и г. Всеволожском на дальнюю перспективу.
– Реконструкция автомобильной дороги Санкт-Петербург – Колтуши на участке «Кольцевая автомобильная дорога – Колтуши» по параметрам I категории с подключением к КАД позволит разгрузить движение на кольцевой магистрали и обеспечит выход из Санкт-Петербурга на автодорогу Санкт-Петербург – завод им. Свердлова – Всеволожск и далее на автодорогу «Кола». Стоимость реконструкции – около 3,4 млрд рублей.
– Строительство подъезда к г. Всеволожску (обход пос. Колтуши на автомобильной дороге Санкт-Петербург – Колтуши) от Колтушского шоссе в районе пос. Янино-1 до примыкания к автомобильной дороге Санкт-Петербург – завод им. Свердлова – Всеволожск по параметрам автодороги II технической категории с двумя полосами движения и возможностью доведения до 4 полос движения, с устройством транспортных развязок в разных уровнях позволит обеспечить сброс с КАД транзитного транспортного потока, идущего в сторону г. Всеволожска, и тем самым разгрузить движение по восточному полукольцу КАД. Проектная документация в стадии окончания разработки.
– Реконструкция Петрозаводского шоссе для усиления транспортных связей Санкт-Петербурга с Ленинградской областью в направлении города Кировска с устройством 4 полос движения обеспечит пропуск растущего транспортного потока в направлении пригородных населенных пунктов, расположенных вдоль Невы, наиболее крупными из которых являются города Кировск и Шлиссельбург с общей численностью населения более 60 тыс. человек, улучшит условия проезда автомобильного транспорта непосредственно по Петрозаводскому шоссе и далее по Лагерному шоссе до г. Колпино. Кроме того, планируется выделение на нем полосы для движения легкорельсового транспорта на линии Санкт-Петербург – Колпино.
– Реконструкция моста через р. Мойку на 47 км автодороге Санкт-Петербург – Кировск.
– Строительство хордовой связи КАД с М-11 «Нарва» с обходом г. Красное Село в 2013-2015 годах (от существующей транспортной развязки на КАД в районе населенного пункта Новоселье в обход населенного пункта Аннино в направлении населенного пункта Телези и выходом на федеральную автомобильную дорогу М-11 «Нарва» в районе 31 км) и включение ее в перечень федеральных автомобильных дорог.
– Реконструкция федеральной автомобильной дороги А-120 «Магистральная» (Южное полукольцо). Существующая автомобильная дорога А-120 «Магистральная» (так называемая бетонка) соединяет радиальные автодорожные выходы из Санкт-Петербурга и служит дальним обходом города для транзитных транспортных потоков. В планах «Севзапуправтодора» – разработка проектной документации на реконструкцию автодороги.
– Строительство второй кольцевой автомобильной дороги (КАД-2), или, по иному, радиально-дуговой магистрали (РДМ). Название «радиально-дуговая магистраль» более точно отражает ее назначение – соединение дуговыми связями радиальных автодорог, выходящих из Санкт-Петербурга.
Необходимость строительства РДМ, или КАД-2, обусловлена недостатком поперечных соединений радиальных автодорог, что приводит к концентрации движения на их головных участках и к отсутствию возможности выбора альтернативных маршрутов движения для автотранспорта. А к 2015 году, по нашей оценке, уровень загрузки существующей КАД достигнет предела.
Строительство РДМ позволит осуществлять «перехват» транзитного транспорта на подходе к Санкт-Петербургу, снять транзитную нагрузку с существующей КАД, разгрузить головные участки радиальных автомобильных дорог, выходящих из Санкт-Петербурга.
– Здесь по срокам есть ясность?
– Предложено включить РДМ (КАД-2) в перечень федеральных автомобильных дорог и выделить средства на проведение инженерных изысканий и разработку проекта строительства 1-й очереди РДМ (КАД-2) на участке от автомобильной дороги «Нарва» до автомобильной дороги «Кола» в 2012-2013 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России».
– На Вашем рабочем столе лежит эскизный проект реконструкции вокзала в Киришах. Вы занимаетесь новыми вокзалами, автовокзалами, станциями?
– Сейчас РЖД в Киришах строит железнодорожный вокзал. И мы планировали там построить автовокзал с привлечением инвесторов. Уже было выделено пятно около 5 га под строительство. Однако появились интересные предложения от ОАО «РЖД» в рамках программы «РЖД-Трансфер» по созданию на базе железнодорожных вокзалов удобных и отвечающих современным требованиям по безопасности железнодорожно-автомобильных транспортно-пересадочных узлов и наведению порядка на привокзальных площадях. Эти проекты возможны не везде, а там, где расположение железнодорожных вокзалов удобно для стыковки с автобусными маршрутами. Например, в Выборге, Гатчине, Волхове. Сейчас продумываем схему работы с «РЖД-Трансфер».
Есть у нас понимание, как развивать вокзальные комплексы и в других городах. Сейчас проектируются вокзалы в городах Сосновый Бор, Сланцы, Подпорожье, идет поиск инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.
Необходимо построить несколько вокзалов на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, там, где возможно состыковать метро и автобусные маршруты. Например, зарезервирована земля для строительства вокзала в районе населенного пункта Кудрово там, где будет станция метро «Народная», в Мурино (около метро «Девяткино») будем вместо существующего маленького вокзала строить более крупный и современный. На территории Санкт-Петербурга также будут строиться вокзалы, например у метро «Купчино». Таким образом, совместными усилиями двух субъектов создается доступная для пассажиров и современная вокзальная сеть.
– Если вернуться к автодорогам: кроме крупных магистралей, есть еще проблема маленьких дорог, строительство асфальтированных дорог к центрам поселений. Об этом говорится уже несколько лет. А в каком состоянии дела сейчас? Есть ли хотя бы проекты на строительство всех этих дорог?
– Маленькие дороги, как Вы выразились, – это в основном ответственность муниципалитетов. Регион оказывает им посильную помощь. В этом году много сделано по ремонту и реконструкции автомобильных дорог. На следующий год запланирована сумма больше, чем в этом году. Задачу губернатор ставит так: все дороги к населенным пунктам должны быть асфальтированы, с хорошим покрытием, и я думаю, эта задача Комитетом по дорожному хозяйству и муниципальными образованиями будет выполнена.
– Коснемся государственно-частного партнерства в плане развития транспортной инфраструктуры: какие здесь задачи и акценты Вы ставите? Каких инвесторов ищете?
– Если взять строительство автовокзалов, то предусматривается механизм государственно-частного партнерства: Ленинградская область предоставляет пятна для строительства вокзалов, согласовывает предлагаемые инвесторами проекты, определяет условия, чтобы автовокзал был не типовой, отдельно стоящий, а, допустим, в составе строящегося торгового комплекса. Здесь необходимо, конечно, учитывать пожелания, мнения муниципальных районов, и мы по каждому району работаем вместе с главами администраций – они и находят земли, и говорят, что им помимо автовокзала там надо построить.
Вот, например, у нас есть несколько вариантов земельных участков для строительства автовокзала в Сосновому Бору. Инвестор там будет строить торговый центр, но с автовокзалом, чтобы люди не выходили из автобуса в чистое поле. Все должно быть рядом, это выгодно и жителям, и инвестору. Он окупит свое строительство не за счет того, что туда приезжают автобусы и вокзал работает как агент по продаже билетов, а потому, что там есть определенный оборот необходимых пассажирам товаров.
– Когда речь идет о строительстве новых дорог, в том числе железных дорог, приходится решать многие проблемы. Например, с путем Лосево – Каменогорск, который вызывает общественные протесты. На самом деле правительство области было первым, кто заявил о том, что не все нормально в этом проекте. А как сейчас Вам удается улаживать этот вопрос и снимать напряженность?
– Мы проводили несколько совещаний в правительстве, и с общественностью, и с администрациями тех поселений, через которые будет проходить эта железная дорога. Как удается улаживать? Правдой. Федеральный проект прошел согласование и государственную экспертизу как-то тихо и незаметно. А когда приступили к его реализации, столкнулись с непониманием и недовольством жителей. Понятно, что федеральному проекту быть, его реализация неизбежна, просто надо было все грамотно делать с самого начала, чтобы людям было понятно и чтобы они не остались обиженными – финансово, морально. Этот вопрос не снят с повестки дня. Сейчас «Ленгипротранс» вносит изменения в проект. Изменения согласовываются со всеми хозяйствующими субъектами, которые затрагивает строительство, с муниципальными образованиями, доводятся до людей. И жители уже не так болезненно реагируют. В последнее время каких-то заметных всплесков уже нет.
– Что скорректировано?
– Кардинально, конечно, согласованный и прошедший госэкспертизу проект уже не может поменяться. Кое-где изменилась геометрия трассы. Меньше собственников попало в ее пределы. Но самое главное – скорректировано отношение заказчика к людям. И люди все поняли. Последние проблемы были с хозяйствующими субъектами: Каменогорский комбинат в Выборгском районе и еще два хозяйствующих субъекта боролись за уступки, то есть решались чисто финансовые вопросы. Главное здесь – обойтись без политики.
– Недавно на заседание областного правительства Вы вынесли предложения по концепции развития инфраструктуры для внутренних водных путей.
– На первом этапе мы предложили концепцию развития инфраструктуры для маломерного флота. На основе этой инфраструктуры, когда она будет создана, мы будем развивать маршруты пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок.
В целях определения возможности переключения на реку части грузопотоков, везущихся сегодня по суше, мы подготовили конкурс на НИОКР. Решение этой задачи, с одной стороны, поможет разгрузить наши автомобильные дороги, а с другой – оживит речные перевозки, поддержит наши речные порты и судоходные компании.
– Со следующего года открываются внутренние пути для зарубежного (в том числе маломерного) водного транспорта. Сейчас у нас все больше яхтсменов, яхт-клубов. Не планируете ли Вы увязать интересы частного бизнеса (причалы, клубы, оборудование и т. д.) и пассажирское движение?
– Мы планируем строить и располагать инфраструктурные объекты для водного транспорта, начав с того, чтобы подготовить стоянки и пристани для яхт, и есть уже инвесторы и места по Неве в области (их пять), и это все согласовано с муниципальными образованиями Всеволожского и Кировского районов, и мы планируем уже в 2012 году дать пятна инвесторам, которые их уже ждут, и они там будут строить свои пристани и клубы, а мы, в свою очередь, будем их нацеливать на перевозки пассажиров. Но мы не пойдем по тому пути, по которому пошел Петербург: себестоимость водных трамвайчиков – 500 рублей, из которых 50 рублей платит пассажир, 450 рублей – бюджет города. А в итоге выясняется, что бюджет дотирует не социальные перевозки, а туристические прогулки. Может быть, с учетом того, что бизнес компаний, которые будут осуществлять перевозки, привязан к яхт-клубам, это будет не так затратно для жителей. Мы не планируем дотировать эти перевозки из бюджета области, не планируем, что этот вид перевозок будет социальным. Наверное, это подойдет для среднего класса. Мы хотим сначала построить инфраструктуру, найти инвестора и привлечь его к перевозкам по Неве. А потом пойдем на Волхов, на каналы Старо- и Новоладожский. Наши разработки по внутренним водным путям – это отдельная тема. Она очень интересная, как и тема по малой авиации, нашим внутренним авиалиниям, которые раньше были, а сейчас их нет.
– Не рано говорить о воздушных линиях?
– Нет, не рано. Мы этим тоже занимаемся. И федеральные органы, и частные компании предлагают свои концепции развития малой авиации, и довольно интересные. И нам надо вписываться. В недалеком прошлом в области действовало до 50 авиаплощадок, функционировали аэропорты Ржевка, Выборг, Тихвин и Лодейное Поле. Подход, наверное, будет таким же, как и на реке: кому надо, тот полетит. Но для этого надо обеспечить развитие авиационной инфраструктуры, дорог и т. д. Ваше издание, может быть, станет одним из первых, кто осветит эти планы.
С созданием Координационного совета по развитию транспортной системы, с перспективой значительной финансовой помощи федерального бюджета Ленинградская область получила толчок к развитию транспортной инфраструктуры, и мы уже не остановимся.
рубрика:
Транспорт
автор:
Василий Когаловский