Олег Чехун: «Раз закон есть, он должен быть исполнен»

Прошло три года со времени, когда в Ленинградской области принят региональный закон № 105-ОЗ «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». Работает ли закон?

О том, как закон применяется на практике, рассказывает начальник отдела распоряжения и контроля за использованием земельных ресурсов Департамента по земельным ресурсам и землеустройству Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области Олег Чехун.

– Чтобы участок можно было предоставить человеку, который стоит в областной очереди, его нужно сформировать. О том, что это не так просто и не очень дешево, представители местного самоуправления области говорят давно. Остаются ли эти проблемы актуальными и сегодня?
– Проблемы остаются. Потому что процесс формирования участков длителен, требуется постановка на кадастровый учет. Одна из причин – недостаток финансовых средств. В конце года у муниципалов их часто уже нет, а в начале – еще нет. Самыми результативными бывают II и III кварталы года. Возможности приступить к работам в другое время часто не оказывается. Естественно, и администрации вынуждены отодвигать этот процесс. К тому же формировать можно в лучшем случае когда сошел снег и участок можно видеть, иначе может оказаться, что там какая-нибудь яма, и в ней лягушки плещутся.
Формирование участка занимает три-шесть месяцев. Если формируется массив в целом, 5-10 га, это происходит быстрее. Потому что в этом случае можно быстро найти владельцев смежных участков и согласовать с ними границы. В черте населенного пункта все сложнее: надо найти этих людей, если участки не стоят на кадастровом учете, и согласовать границы, чтобы потом не попасть в судебные разбирательства. А найти бывает очень непросто. Это сильно усложняет работу землеустроительных компаний. Поэтому нельзя сказать, что они стоят в очереди и хотят сделать эту работу. Им интересно работать с большими участками: по деньгам выгоднее и меньше мороки. Количество документов, которые нужно собрать, что для одного участка, что для целого массива почти одинаково.

– В свое время много говорилось о том, чтобы формирование участков по 105-му закону в ряде случаев можно было переложить на заявителей. Происходит ли это на деле?
– Да. Граждане платят. Цены различны. В 2007 году были установлены предельные величины.
Есть порядок проведения этих работ. На стоимость влияет еще и то, откуда к участку придется тащить так называемый геодезический ход. Есть единая геодезическая сеть, заданы ориентиры определенных объектов с их координатами. Если надо сформировать участок на краю деревни, приходится тащить довольно длинный ход, а это денежные затраты компании, которая проводит геодезические работы. Если участок рядом с ориентиром, платить нужно меньше. Чем дальше, тем дороже, по не зависящим от подрядчика причинам. Кадастровый учет участка стоит обычно 8-12 тыс. рублей. В восточных районах области часто поменьше, потому что участки находятся поближе к ориентирам.
Предполагалось, что затраты на формирование участков смогут взять на себя инвесторы, как это было сделано в Приозерском районе. Там находили инвестора на территорию, и тот выделял участки.
Чаще происходит по-другому. Подходит очередь – и человеку объявляют, что тут, на этом массиве, можно сформировать земельный участок, который пойдет под реализацию 105-го закона. Группа очередников заключает договор с землеустроительной компанией, платит деньги, та формирует участки. Заявитель видел это место и представляет: тут рядом электросеть, дорога, может быть вода или другие коммуникации.

– Чаще это делается за счет бюджета или на средства заявителей?
– Чаще за счет бюджета. По каждому поселению и району есть свои особенности. Это зависит от финансового состояния претендентов и различных возможностей. Иногда инвесторы готовы поставить на кадастровый учет ряд земельных массивов, часть которых пойдет под реализацию 105-го закона, но часть территории смогут застроить.

– Сколько в среднем заявитель ждет в очереди? Статистика умалчивает об этом.
– Сказать, что есть средняя по области величина, не могу. Число заявлений по районам очень различно. Где-то их больше двух тысяч, и сколько придется ждать человеку, мы сказать не можем. Первые получатели ждали около года.

– Есть ли уже построенные дома на бесплатных участках?
– Да. Дома построены в Волхове, в Тосно, Выборге. Некоторые еще в прошлом году. Процесс пока не носит массового характера, но он идет, и будет набирать обороты, тут нет никаких сомнений. Положительный процесс.

– Есть ли сейчас случаи, когда заявители отказываются от получения предоставленных участков, надеясь на лучшие?
– Есть. Люди надеются, завтра им предложат гораздо лучшие участки.
Однако земля предоставляется таким образом, чтобы в перспективе она была освоена. Никто же не делает так, чтобы дать то, что никому не гоже. Нужно, чтобы участок обрел хозяина и был застроен. Отказы были и будут, это нормально, главное, чтобы они не имели массового характера.

– Готовы ли поселения предоставлять участки? Например, во Всеволожском районе муниципалитеты заинтересованы в продаже максимальных площадей земли.
– Но первые бесплатные участки были предоставлены в Юкках, Агалатове, Токсово – очень хороших местах. А недавно в этом районе не состоялись торги, покупателей не нашлось.
Закон должен исполняться, право на получение земли у граждан есть, и им не надо стесняться отстаивать свои права. А руководители администрации должны понимать, что у людей есть потребность в постройке домов, и закон предоставил им право получить землю. Есть возможность и продавать, и предоставлять землю – не в ущерб бюджету поселения.
Сейчас конфликтов между муниципальными образованиями первого и второго уровня уже нет. Когда закон только вышел, нам говорили, что закон «подкосит бюджет». Но мы отвечали, что такого не случится. Наоборот, деньги от продажи земли муниципалитеты будут направлять на формирование бесплатных участков и их предоставление, на инженерные коммуникации и развитие территорий. Поэтому сейчас уже нет противоречий или итальянских забастовок: «Мы ничего исполнять не будем».
Мы спрашивали у глав поселений, помогла ли им разработка генпланов. «Да, мы увидели столько территорий, на которых можно, сформировав участки, продать их и предоставить бесплатные», – ответили главы. Раньше они считали, что у них нет земли для этого. При разработке генпланов появляется четкая информация, где есть земельные участки, которые могут быть предоставлены.

– Меняется ли ситуация с дорогами и коммуникациями к бесплатным участкам?
– Да, понемногу. Мы получаем письма от граждан о том, что предоставляются участки для индивидуального жилищного строительства, но есть сложности с дорогами или инженерными коммуникациями. Это свидетельствует, что эти территории придется развивать. От этого никуда не денешься. Нужно строить, капитально ремонтировать, реконструировать дороги. Случается, что подстанция в населенном пункте не справляется с нагрузкой. Предоставление участков стало положительным фактором для развития территорий в границах населенных пунктах.

– Главы поселений начинают видеть проблемы или стараются решить их?
– И видят, и стараются решить вопросы по созданию коммуникациям, насколько это в их возможностях. Или граждане находят общий язык и договариваются о софинансировании: одни могут предоставить столбы, другие – провода или дать технику. Когда-то в деревнях строились всем миром, мы понемногу возвращаемся к этому принципу. Участки часто получают небогатые люди, в основном местные жители среднего достатка (раз они все-таки рассчитывают построить дома), селяне, но при этом с определенной уверенностью смотрящие вперед. Общими усилиями можно решить проблемы, в том числе построить дома. Многодетные, но не очень благополучные семьи, например с пьющими родителями, никогда не будут претендовать на получение участков: они построить ничего не смогут.

– Несколько месяцев назад приняты поправки к закону. Что изменилось после этого? Заявителей стало меньше?
– Нет, число заявлений не сократилось. Основная часть очереди была сформирована до этих изменений, оснований для того, чтобы кого-то вычеркивать из нее, нет. Люди должны дождаться предоставления земельных участков – и дождутся. Раз есть закон о предоставлении участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, он должен быть исполнен.

– Сколько земли потребуется исходя из сегодняшнего числа очередников?
– Заявлений подано почти 17 тыс., каждый участок в среднем 12 га – получается не менее 2 тыс. га, как мы подсчитывали и раньше, накануне принятия закона. В Приозерском районе сейчас принято 2 тыс. заявлений, в Гатчинском – 3 тыс., а в Бокситогорском, Сланцевском, Киришском почти нет желающих. В Киришском – 8 заявлений, в Сланцевском – 51. Где заявлений немного, участки смогут предоставить за два-три года, где их больше, процесс растянется на ряд лет, будем помогать с нахождением земельных массивов.

– Где их взять?
– Без земель Минобороны, особенно в пригородных районах, в том числе во Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском, не обойтись. Мы не посягаем на тысячи гектаров. Но в каждом районе необходимо 100-200 га для того, чтобы они использовались по назначению. Это будет правильное решение. Максимальное число участков мы планируем выделить в 2012-2013 годах.

– Опасаетесь ли вы, что участки, выделенные для строительства домов, будут проданы на сторону?
– Нет. По закону участок до момента постройки дома предоставляется в аренду. Могут быть отдельные случаи переуступки земли, но едва ли они станут массовыми. К тому же надо иметь в виду меняющиеся житейские и семейные обстоятельства у многих людей.
рубрика: Земля
автор: Василий Когаловский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.