Квалификация по-европейски

14 и 15 декабря состоялись мероприятия, посвященные открытию финско-российского проекта «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций», который будет реализовываться в 2011-2014 годах. Обсуждались основные задачи проекта, направленные на разработку модели сертификации квалификаций, в том числе в сфере строительства.

Состоялось заседание круглого стола «Об участии компаний и организаций в финско-российском проекте ВАЛО», а также конференция «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций».
Основной целью проводимых мероприятий было представить проект и ход его реализации, европейские подходы к признанию результатов обучения, а главное – обсудить предпосылки создания подобной модели в России. В мероприятиях приняли участие более 40 представителей ведущих российских и финских строительных компаний и работников пилотных учреждений начального и среднего профобразования Петербурга и Ленинградской области.

Цель и средства

Проблема обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики профессиональными кадрами одинаково актуальна как для сферы образования, так и для сферы труда. Российские и зарубежные компании продолжают испытывать большие трудности при поиске и найме квалифицированных рабочих кадров. Нечетко сформулированные требования к работнику, отсутствие профессиональных стандартов по большому количеству секторов экономики ставят под сомнение результаты обучения и, в свою очередь, квалификацию выпускников.
Вопрос признания квалификаций, полученных разными способами, все больше вызывает интерес со стороны работодателей. Тот факт, что в России не существует официальной системы признания иного типа обучения, кроме федерального образования, по мнению работодателей, ограничивает развитие концепции «образования через всю жизнь» и увеличивает разрыв между потребностями экономики и возможностями системы образования.
Целью проекта ВАЛО является оказание поддержки и содействия развитию обучения различным, в том числе и строительным специальностям в течение всей жизни через создание системы оценки и признания квалификаций.
В ходе круглого стола представители ведущих российских и финских строительных компаний, руководители и работники пилотных учреждений начального и среднего профессионального образования Петербурга и Ленинградской области, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов строительной отрасли, эксперты и руководители проекта ВАЛО с российской и финской стороны обсудили роль работодателей строительной отрасли в проекте по созданию и внедрению модели оценки и признания квалификаций. Была рассмотрена возможность активного участия компаний в разработке процедуры проведения оценки и признания квалификаций и в обсуждении подходов к ее внедрению в своей практике.
По словам Тимо Куусела, специалиста в области образовательной политики и системы в области образовательной политики и системы профессионального образования Европейского фонда образования (ЕФО), суть европейского подхода к подтверждению результатов обучения состоит в том, что компетентный орган подтверждает результаты обучения (знания, навыки и компетенции), приобретенные человеком в процессе формального или неформального обучения в соответствии с определенными критериями и стандартами. Подтверждение результатов обучения обычно ведет к получению сертификата.
По словам Григория Дементьева, директора представительства ООО «Эдустрой», в реализации проекта участвуют четыре основные группы: представители власти, образовательные учреждения (преимущественно государственные), группа международных и российских экспертов, а также представители бизнеса. И взаимодействие бизнеса с другими группами в проекте ВАЛО является ключевой. «Нам за последующие два года важно сформировать эффективную работу не только между этими группами, но и внутри бизнеса. Очень важно, чтобы от каждой организации был выделен представитель, который будет вовлечен в реализацию данного проекта. Строительный бизнес должен быть социально ориентированным», – подчеркнул Григорий Дементьев.
Представитель финской стороны, координатор проекта Пекка Сокура также высказал пожелание, чтобы представители работодателей активно участвовали в реализации проекта ВАЛО.
Григорий Дементьев выразил сомнения в том, что учебные учреждения проявят инициавтивность в отношении проекта ВАЛО. «По другим международным проектам я не раз замечал, что появляется какая-то одна ведущая учебная организация, которая на своих плечах тянет весь проект и по сути дела представляет остальные учебные заведения, – рассказал Григорий Дементьев. – Очень бы хотелось, чтобы в этом проекте все учебные заведения консолидировано подошли к решению поставленной задачи».
По результатам мероприятия был подписан меморандум встречи строительных компаний и организаций с партнерами в секторе «Строительство» проекта ВАЛО. Участники встречи пришли к пониманию значимости проекта для развития независимой системы квалификации и договорились о том, что ассоциации и союзы строительных компаний и организаций определяют своих уполномоченных представителей в постоянно действующую рабочую группу проекта для активного участия в реализации проекта с 2012 по 2014 год. Наряду с другими ассоциациями строительных компаний в рабочую группу вошли представители Союза строительных организаций Ленинградской области «ЛенОблСоюзСтрой». Представители строительных компаний также договорились о том, что они будут принимать участие в определении трудовых действий и компетенций работников разного уровня квалификации совместно с образовательными учреждениями.

Георгий Дементьев, директор представительства ООО «Эдустрой»:
– Министерство регионального развития поставило перед строительной отраслью глобальную задачу увеличить к 2020 году ввод жилья в 2,5 раза. Для достижения таких целей необходимо не только развитая инфраструктура и новые производственные мощности. Нужно повышать производительность труда, а это можно сделать только путем повышения квалификации рабочих. Именно на это и направлен проект ВАЛО.

Владимир Кобзаренко, директор СРО НП «Строители Ленинградской области»:
– Известная проблема сегодняшнего дня в том, что большинство работников низшего и среднего звена в строительстве часто имеют недостаточную квалификацию.
У собственников строительных организаций должны быть побудительные мотивы, чтобы им было выгодно иметь сертифицированных руководителей строительных организаций, а тем, в свою очередь, иметь сертифицированных руководителей конкретных строек, сертифицированных мастеров и сертифицированных работников рабочих профессий. Тогда на рынке строительного труда появится устойчивый спрос в сертифицированных работниках. Только реальный спрос может породить предложения и стимулировать работу по удовлетворению рынка строительного труда сертифицированными работниками всех уровней. Низка польза от сертификации, если сертифицированными рабочими будет руководить несертифицированный мастер, руководитель стройки и т. д.
Стоило бы использовать финский опыт, чтобы модельно отработать эту задачу, например на одном профессиональном направлении – бетонных и железобетонных работах. Результатом должно стать появление компетентных экспертов и практиков в этой области, которые смогут составить основу квалификационной комиссии при отраслевом сертифицированном центре.
Сегодня учреждения начального и среднего профессионального образования переходят на новые стандарты, предусматривается модульная подготовка с оценкой компетентности будущего работника. В этой оценке будут принимать участие профессионалы-практики и работодатели. Они оценят, чему реально научился работник, например бетонщик.
Проект ориентирован также на сертификацию работников, которые решили сменить профессию или овладели ею самостоятельно. Поэтому такой центр, с нашей точки зрения, должен иметь в своем составе тарифно-квалификационную комиссию и выдавать официальные документы, которые принимались бы работодателями.

Василий Панасюк, начальник отдела профессионального образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:
– Для нас этот проект важен потому, что это новое направление – сертификация профессиональной квалификации выпускников учреждений профессионального образования – нужно для того, чтобы сформировать систему независимой оценки качества профессионального образования. Одно дело, если мы оцениваем выпускников в рамках итоговой государственной аттестации, и совсем другое, когда мы оцениваем выпускников по требованиям работодателей.
Ленинградская область – динамично развивающийся регион. Он активно использует приезжую рабочую силу. Необходимо определить уровень профессиональной квалификации специалистов, которые приезжают к нам из других регионов. В этом также может помочь данный проект. Образовательные учреждения, которые будут участвовать в этом проекте – это и Выборгский политехнический колледж, и Тихвинский промышленно-технологический техникум, возможно, в перспективе станут центрами проведения такой сертификации.

Сергей Фролов, технический директор СОНП «Строители Петербурга»:
– Градостроительный кодекс РФ предусматривает контроль за наличием специалистов с высшим образованием, но о рабочих и средних специальностях в этом документе не говорится ни слова. Думаю, реализация этой программы восполнит пробел, который существует в законодательной сфере по вопросам образования в строительной сфере. Второй вопрос, который позволит решить эта программа, касается выполнения требования СРО о повышении качества работы и безопасности.

Владимир Юсупджанов, президент СРО НП «Управление строительными предприятиями Петербурга»:
– Данный проект, безусловно, интересен для строительного образования. Но он нуждается в адаптации к нашим российским условиям. Ряд положений хороши для европейского менталитета, но к российским условиям вряд ли применимы. Такие понятия, как «добровольные стандарты», «сертификация в независимости от полученных результатов», вызывают пока больше вопросов, чем ответов. Такие «свободные» требования у нас могут привести к формализации как самого процесса обучения, так и получения сертификата.
рубрика: Образование
автор: Татьяна Елекоева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.