Илья Тычинский: «Мы хорошо поработали»

В сентябрьском номере нашего издания было опубликовано интервью с председателем Комитета государственного заказа Ленинградской области Ильей Тычинским. Мы продолжаем этот разговор, посвященный перспективам корректировки федерального законодательства, связанного с системой госзаказа и нынешним положением дел в этой сфере.

– В ходе нашей предыдущей беседы Вы говорили о проекте нового закона, который должен заменить собой существующий 94-й Федеральный закон о госзакупках. И вот проект этого документа уже есть.
– Борьба, которая шла между Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития, завершена. Проект закона о федеральной контрактной службе правительством внесен в Государственную Думу. Этот проект у меня в руках, в распечатке 101 страница. Последний пункт законопроекта предусматривает, что со дня вступления в силу этого закона 94-й Федеральный закон прекратит свое действие. Понятно, что прежде чем новый закон будет принят, пройдет время: должна приступить к работе Дума нового созыва. Сейчас сложно сказать, и в каком виде он будет принят, потому что депутаты внесут свои редакционные и смысловые поправки.
Вся новая часть, в отличие от 94-го закона, будет вступать в действие с первого января 2013 года. А это планирование, прогнозирование, аудит. В развитие этого закона будет приниматься ряд постановлений федерального правительства. Но независимо от редакции документа его направление уже понятно. Механизмы прогнозирования и планирования госзаказа будут введены в любом случае.

– Как это скажется на региональном, на вашем уровне?
– Уже с января 2012 года по действующему закону на федеральном сайте будут размещаться планы закупок всех заказчиков. Планирование и прогнозирование, предусмотренные новым законом, будут реализовываться несколько иначе, в других форматах, с другими данными, но начало будет заложено уже с января 2012 года. Эту работу мы начинаем.
Предусматриваются новые виды закупок – двухэтапные, с предварительной квалификацией. В каком виде это останется в новом законе – пока вопрос. Но наверняка те претензии, которые есть к аукционам, будут каким-то образом учтены.
Вероятно, появятся аукционы с предварительной квалификацией. Понятно, что это впрямую скажется на нас, потому что это иной уровень и стиль работы, совершенно иные результаты. Основным критерием, в отличие от 94-го закона, будет не цена. С учетом предварительной квалификации можно будет отобрать организации, которые затем примут участие в аукционе.
Иначе будут решаться многие вопросы: изменятся способы и виды закупок, появятся ограничения по котировкам с единственным исполнителем на суммы до 100 тыс. рублей, потому что на них будет приходиться не более 5% общего количества закупок, на котировки – не более 10% годовой суммы у того или иного заказчика. С учетом этих ограничений каждому заказчику придется пересматривать объемы закупок.

– Пока вы работаете по старому закону. Бюджет на следующий год принят, а основные торги вы собирались провести в декабре. Как обстоят дела сегодня?
– Мы уже около месяца проводим процедуры по бюджету 2012 года, особенно по тем товарам и услугам, которые должны поставляться и оказываться с 1 января. Это лекарственные средства, расходные материалы, продукты питания школы, детские сады и социальные учреждения, услуги, связанные с информационным обеспечением, и т. д. Объявлены результаты торгов по ряду объектов строительства, в том числе трем школам (Кингисеппский, Подпорожский и Приозерский районы). Заказчиками там выступили муниципальные образования, но при непосредственном участии нашего комитета и Комитета по строительству. Мы помогали подготовить документацию, техническое задание. Процедура завершена. По Подпорожскому району заключен контракт, и начинается его исполнение. Основная масса работ будет выполнена в 2012-м и частично в 2013 годах.
Заказчиками сейчас готовится документация по ряду других объектов. Мы будем объявлять о торгах в декабре, с тем расчетом, чтобы в начале будущего года у нас уже были контракты. На 12 декабря у нас объявлены или уже завершены около 150 процедур по 2012 году.

– Наверное, схожая ситуация и с дорожным строительством?
– Да. Сейчас мы завершили процедуру по одной из дорог на 300 млн рублей. Планируется объявить торги по ряду других объектов.
В начале года мы заключили трехлетние контракты на ремонтные работы. Эти контракты действуют в 2011-2013 годах. Остаются капитальный ремонт, реконструкция и строительство новых дорог. По ним и пройдут торги, а также по проектным работам, чтобы можно было готовить торги на работы 2012-2013 годов и сметную документацию.

– В этом году благодаря дополнительным вливаниям были выполнены работы по контрактам, заключенным на двухлетний цикл 2011-2012 годов. Какие контракты будут заключаться теперь? Тоже двухлетние?
– Год назад мы объявили о торгах на ремонт и капитальный ремонт нескольких дорог с двухгодичным циклом исполнения, исходя из возможностей бюджета и ориентируясь на возможные погодные условия. Погодные условия были благоприятными, а контракты заключены вовремя, и как только появилась возможность выполнять ремонтные работы, подрядчики к ним приступили. К концу лета выполнение работ, запланированных на 2011 год, завершилось. Погода позволяла продолжить начатое и выполнить в 2011 году ряд работ, запланированных на 2012 год, кроме того, появились финансовые средства благодаря экономии и дополнительным поступлениям. Так и было сделано.
Работы уже выполнены, а средства есть. Сейчас Комитетом по дорожному хозяйству корректируется программа строительства и ремонта дорог. Когда эти объекты будут определены, мы проведем по ним положенные процедуры. Даже если не успеем к Новому году, объявим о торгах в январе. И к середине марта будут зарегистрированы контракты. Появится возможность двухмесячной подготовки к выполнению работ. Это хорошо и для заказчика, и для подрядных организаций. Опыт этого года показывает, что длительные, двухлетние и трехлетние контракты выгоднее, потому что участники могут планировать, что они способны сделать за год. Исходя из погодных условий и финансирования можно эти объемы сдвигать в сторону более быстрого исполнения с переброской дополнительных финансовых средств. В этом случае осваивается больше средств и выполняется больше работ. Хотя есть малые дороги, короткие участки, требующие небольших затрат – там требуется одногодичный контракт.

– Появятся ли в 2013 году принципиально новые объекты строительства?
– Нет. Схема остается прежней. Есть адресная инвестиционная и другие программы. Каждый год строится несколько школ, больниц, ФАПов и ФОКов, несколько детских садов. Думаю, так и будет продолжаться многие годы. Например, в Выборге запланировано строительство роддома. В программе есть строительство катков, бассейнов, поселковых Домов культуры.

– Пора подводить итоги 2011 года. Все ли удалось сделать, что вы планировали?
– Принципиальные вещи сделать удалось. Весь объем государственного заказа мы разместили. И смогли в этом году, как никогда, основную часть (по нашим расчетам, около 60% по стоимости) разместить в ноябре-декабре предыдущего года, а часть – в январе-феврале. В этом плане мы хорошо поработали.
В соответствии с законом если контракт не исполняется, он должен быть расторгнут, а соответствующая организация внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Судя по имеющейся у нас информации, число обращений по включению в этот реестр со стороны муниципальных и региональных заказчиков практически отсутствует. Можно сделать вывод, что исполнение контрактов довольно прилично.

– В течение этого года областной бюджет был вынужден помогать муниципальным бюджетам в строительных программах. Объектами, которые потребовали срочного вложения областных средств, стали мост в Волховском районе, детский сад во Всеволожске… Почему средства приходится вкладывать экстренно? Это типичная ситуация?
– Никакая экстренная помощь не бывает типичной. Но жизнь такова, что приходится вмешиваться. Если муниципальная власть заинтересована в строительстве объекта, но оказывается, что ей не хватает средств, то чтобы не затягивать стройку, главы муниципальных образований обращаются за содействием. Когда возможность есть, такая помощь со стороны региона оказывается. Назвать ее действительно экстренной нельзя. Сделать это быстро не получается – объект надо включить в адресную программу и в бюджет.
Если мы уже после первого квартала видим, что доходная часть бюджета выполняется, что появляются дополнительные источники средств либо уменьшаются расходы, то можно выделить дополнительные средства для конкретных комитетов, в том числе Комитета по строительству и Комитета по дорожному хозяйству, для муниципальных образований.
Приведу простой пример. Мы заключили трехлетние контракты на ремонт и содержание дорог. Начальная цена составляла почти 11 млрд рублей. Но в результате аукционов мы сэкономили больше 600 млн рублей. Эти деньги освободились. Надо было корректировать программы и предусматривать под эти средства дополнительный объем ремонтных работ. Провели аукцион по дороге на 300 млн рублей – есть экономия примерно на 25 млн рублей. Эти деньги надо срочно направить на дополнительные ремонтные работы.
Я считаю, что в целом год был для нас довольно успешным. По числу контрактов, их результативности, по эффективности, способности к обеспечению конкуренции у нас очень хорошие показатели и на общероссийском уровне, и в сравнении с предыдущими годами. Экономия по процедурам, которые мы провели в этом году, превысила 1 млрд рублей. На эту сумму будет увеличен объем работ.
рубрика: Законодательство
автор: Василий Когаловский
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.