За далекой Нарвской заставой

Кировский район включает в себя западную и юго-западную части города. Через два года он будет праздновать 90-летие своего основания. Вместе с тем, историю района можно отсчитывать с момента основания города. Правда, тогда это была загородная территория. В самом начале строительства столицы Петром I был издан указ об окружении Санкт-Петербурга валами и рвами, а также заставами. И вот на окраинах города возникли четыре заставы: Московская, Невская, Выборгская и Нарвская.

На городском плане 1817 года за рекой Красненькой вплоть до деревни Ульянка показаны загородные дома-мызы брата фаворитки Павла I князя Лопухина, князей Нарышкина и Щербатова (бывшая мыза Брюса). Далее шли имения графов Воронцова и Шереметева. Дача Шереметева непосредственно граничила с деревней Ульянка. Все эти дачи располагались южнее Петергофской дороги. Директор императорских театров Алексей Нарышкин имел здесь «Красную мызу» с садом, простиравшимся на семь верст. При входе в сад стояла доска с надписью: «Приглашаем всех городских жителей воспользоваться свежим воздухом и прогулкою в саду для рассыпания мыслей и соблюдения здоровья».
В 1770-х годах Петергофскую дорогу стали благоустраивать: обсадили березами, края дороги утрамбовали дерном, а через 10 лет деревянные верстовые столбы заменили на мраморные (архитектор Антонио Ринальди).
Главная магистраль Кировского района – проспект Стачек (бывшая Петергофская дорога) начинается от одноименной площади, где раньше пролегала граница города и находилась Нарвская застава. Композиционным центром площади Стачек являются Нарвские ворота.

РабоЧаЯ окраина
В 1801 году на 7-ю версту Петергофской дороги был перевезен Кронштадтский завод, получивший название «Петербургский чугунолитейный» (впоследствии Путиловский, а ныне Кировский завод).
К концу XIX века за Нарвской заставой сложился рабочий район. Центральным стержнем его осталось Петергофское шоссе. В начале 1890-х годов Петергофское шоссе в двух местах пересекла Окружная железная дорога, которая связала Путиловский завод через Автово и Пущино с северной частью морского полка и Балтийской железной дорогой. Она явилась границей города.
Жители района принимали самое активное участие в событиях трех русских революций. Здесь в лесу за Екатерингофским парком состоялась первая маевка в 1891 году. Отсюда в день Кровавого воскресенья началось шествие рабочих Нарвской заставы к Зимнему дворцу. К югу от Кировского райсовета вдоль проспекта Стачек в честь этого события 1 мая 1920 года в день 1-го коммунистического субботника заложили сад для рабочих, названный впоследствии Детский парк имени 9 Января. Спустя четыре года его оградили кованой решеткой, перенесенной от Зимнего дворца. В ознаменование революционных традиций Нарвской заставы в 1923 году Петергофское шоссе было переименовано в улицу Стачек, а в 1940 году – в проспект Стачек.

Здесь проходила линиЯ фронта
Во времена Великой Отечественной войны Кировский район был передним краем обороны Ленинграда. Все деревянные постройки были уничтожены обстрелами и разобраны на оборонные сооружения и топливо. О событиях Великой Отечественной войны напоминают сегодня названия улиц: Зенитчиков; Генерал-майора Зайцева – участника Гражданской и Великой Отечественной войн; Маршала Говорова, осуществлявшего прорыв блокады1943 года и разгром фашистов в 1944 году; проспект Народного Ополчения, улицы Подводника Кузьмина, Генерала Симоняка, Солдата Корзуна и многие другие. Воины, павшие в боях за Ленинград в Кировском районе, погребены на Красненьком кладбище. Здесь установлен памятник.

«Хрущевкам» – быть или не быть?
После Великой Отечественной войны на месте былых боев развернулось массовое жилищное строительство. Сегодня огромная часть территории района занята пятиэтажными блочными домами, требующими особого внимания. Когда-то представлявшиеся благом для жителей коммуналок, эти маломерные квартиры без балконов с совмещенными санузлами стали непригодны для жилья из-за тонких осыпающихся стен и неудобной планировки. К сожалению, многие квартиры заселены сегодня двумя-тремя поколениями семей, поэтому остро актуальным стал вопрос: что делать с «хрущевками» дальше?
По словам начальника отдела по строительству районной администрации Николая Колосова в настоящее время реализуется несколько вариантов реконструкции кварталов массовой застройки 50–60-х годов. Разработан проект комплексной застройки квартала 2В в микрорайоне Ульянка. Здесь будет построен жилой комплекс с детским дошкольным учреждением на 160 мест, подземный гараж-стоянка на 1580 автомашин.
В районе успешно осуществляется социально-градостроительный эксперимент по реконструкции и модернизации кварталов 4–8 в Дачном. Подготовлены проекты реконструкции микрокварталов 4, 5 и 7 района Дачное и квартала 6 в Ульянке.
Необходимо отметить, что проекты предполагают комплексное проектирование и строительство единых систем инженерного обеспечения, позволяющих обеспечить поэтапное подключение вновь вводимой в эксплуатацию жилой площади, частичный снос и санацию основной массы жилых строений. Ведется комплексная реконструкция сетей в масштабе микрокварталов. Предпочтение отдано совмещению различных типов реконструктивных мероприятий от полной замены здания до капитального ремонта без расселения.
Этот вариант реконструкции, использующий максимум возможных технических решений, представляется наиболее перспективным, так как позволяет существенно изменить архитектурный облик кварталов и в то же время обойтись минимумом сноса и расселения существующего жилья, что обеспечивает экономическую эффективность проекта.
Реконструкцию части квартала 4 района Дачное предполагается выполнить в несколько этапов. В настоящее время завершается первый этап – строительство двух девятиэтажных корпусов. Второй этап включает в себя расселение части жилых домов. Третий – реконструкцию домов, не требующих сноса.
В квартале 5 района Дачное в соответствии с распоряжением губернатора завершено расселение первой очереди жилых домов серии ГИ («хрущевок») по адресам: Ленинский проспект, дом 135, корп. 3 и дом 137, корп. 2. На их месте строительная компания ЛЭК возвела современный жилой комплекс. В ближайшее время начнется расселение еще двух домов по адресам: Ленинский проспект, дом 135, корп. 2 и проспект Народного Ополчения, дом 17.
Разработан проект застройки квартала 9А Ульянка, который подлежит комплексной реконструкции согласно «Региональной программе реконструкции жилых домов первых массовых серий в Санкт-Петербурге», одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга. Данный квартал включен в АПКВ по объектам городского хозяйства за счет средств бюджета.
ЗАО «Фирма ССМ-2» начала расселение «хрущевок» по проспекту Стачек и на улице Лени Голикова, дом 49. На проспекте Народного Ополчения, дом 7 проведен капитальный ремонт дома серии ГИ. В этом году подобная санация будет завершена по адресам: улица Червонного Казачества, дома 28 и 32 и двух домов по улице Зины Портновой. Кроме того, проводятся проектно-изыскательские работы по следующим адресам: улица Лени Голикова, дом 38, проспект Народного Ополчения, дома 13, 15. Эти дома будут включены в программу санации на 2006 год.
Еще один путь пытается сейчас пробить депутат Законодательного собрания Сергей Андреев. Он настаивает на полномасштабной реконструкции квартала «волновым методом» (по московскому варианту): снос части домов, на их месте строительство новых зданий. Однако этот проект пока на бумагу еще не лег.

Немецкий квартал требует реконструкции
«Хрущевки» – это не единственная проблемная зона района. В самом центре, недалеко от здания администрации, расположен квартал, который после войны был застроен немецкими военнопленными. Это двух-трехэтажные дома, большая часть которых сегодня находится не в лучшем состоянии. В районной администрации сегодня идет поиск инвестора на развитие этой территории. Это – район Нарвской заставы, ограниченный улицами Трефолева, Калинина, Промышленной и проспектом Стачек. Руководство района рассчитывает провести расселение за счет инвестора. Впрочем, пока еще не решен вопрос с КГИОПом, можно ли полностью снести все строения и на их месте возвести современный многоэтажный жилой комплекс. Или придется реконструировать те здания, что есть, попутно переводя их из жилого фонда в нежилой с частичным сносом особо ветхих.

Не только жилье
Впрочем, жилищное строительство – не единственное, которое проводится в районе. Здесь строятся паркинги: в нынешнем году запланирован ввод девяти объектов. Также планируются к строительству торгово-развлекательные комплексы. Один из них возводит известная в городе фирма «Адамант» на пересечении проспекта Стачек и улицы Маршала Казакова. Строят на собственном земельном участке. В комплекс войдут обслуживающие и торговые фирмы, киноцентр, игротеки и прочее. Кроме этого, планируется ввести торгово-развлекательный комплекс у Таллинского универсама, ведется проектирование реконструкции торгового комплекса «Ульянка». На месте временного ТК «Нарва» будет построен капитальный с парковкой на первом этаже. Фирма «Микромир» завершает строительство ТК «Французский. Бульвар» на бульваре Новаторов.
В планах – завершение строительства подземного перехода на проспекте Ветеранов в следующем году и строительство еще двух подземных переходов на Ленинском проспекте: на пересечении с улицей Зины Портновой и у платформы электропоездов «Ленинский проспект». Будет построен виадук на Краснопутиловской улице через ж/д пути, расширен и продлен путепровод на проспекте Маршала Жукова, что позволит увеличить подъездные пути к порту. Строительство этих транспортных путей повлечет за собой ликвидацию авторынка на улице Червонного казачества. Но иного пути нет. Современный транспортный узел, каким является Санкт-Петербург, должен обладать необходимым количеством транспортных магистралей.
Кировский район сегодня – это огромный жилой массив. Но это и промышленная зона, включающая в себя Морские грузовые порты, железнодорожные узлы и автомагистрали. Вот в этих направлениях район и будет развиваться.

СПРАВКА

Кировский район занимает площадь 4,6 тыс. га, на которой находятся около 80 проспектов, улиц, переулков. Протяженность дорог – 120,4 километра. «Зеленый щит» района составляют, прежде всего, парк «Александрино», 5 садов, 10 бульваров, 58 скверов. В районе проживает 336 тыс. человек. Жилой фонд составляет около 1500 зданий общей площадью 5200 тыс. кв. метров.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Среда обитания
Поделиться:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.