Адаптация на уровне подсознания

Члены Градостроительного совета одобрили проект строительства второй сцены Мариинского театра. По сравнению с представленной два года назад концепцией проект французского архитектора Доминика Перро претерпел «адаптационные» изменения и стал более «петербургским».

Строительство второй сцены Мариинского театра будет завершено в конце 2008 года. Уверенность в этом есть у руководителей КГА, да и архитектор не видит причин для задержки. Пока проект не вышел и за рамки установленного бюджета – 200 млн EURO.
Как сообщил председатель КГА Александр Викторов, обсуждение предпроектного предложения «было в целом доброжелательным, очень профессиональным и интересным для обеих сторон». В обсуждении участвовали члены жюри международного конкурса, присудившие победу архитектору. В течение часа г-н Перро рассказывал о своем проекте, затем в течение почти трех часов задавались вопросы, уточняющие детали. По мнению Александра Викторова, проект не утратил своих принципиальных позиций, что говорит о воле архитектора и его уверенности в своих силах. Но в то же время произошла его адаптация к реальным условиям, неизбежная для стадии «предпроекта». Теперь «добросовестно сделанная работа позволяет приступить к рабочему проектированию».
«При ближайшем рассмотрении, – считает председатель КГА, – для многих стало ясно, что архитектурный облик здания, несмотря на всю его авангардность, вполне вписывается в рамки петербургской архитектуры. В частности, длина фасада, высота здания, его пропорции и масштабы выдержаны в петербургском стиле». Причину этой метаморфозы председатель КГА видит в том, что с момента проведения конкурса архитектор провел большую работу не только на уровне детализации всех положений своего проекта, но и «на уровне подсознания», что позволило ему «включить» здание в петербургский контекст.
В проекте присутствует очень важная для традиционной петербургской архитектуры деталь – наличие «входного пространства», своеобразного буфера между улицей и интерьером. Теперь высота здания театра не превышает 48 метров, т. е. сделана корректировка в части уменьшения его высоты на 4 метра (инициатива принадлежит архитектору). Окутывающая постройку «вуаль» в соответствии с новой редакцией проекта будет не «золотой», а «бронзовой», более приличествующей Петербургу. «Здание стало более компактным, плотным. Интереснейшая работа, как она будет жить дальше – покажет время», – резюмировал г-н Викторов.
Поскольку строительство такого архитектурного сооружения, как современный театр, требует проработки всех деталей, к реализации проекта привлечены специалисты высочайшего уровня. Архитектор Доминик Перро сравнил свою деятельность с работой портного: «У нас был эскиз платья, теперь мы его подогнали по месту, выбрали цвет и материал». Самая серьезная проблема, по мнению архитектора, заключается в том, «как связать между собой старый и новый театры». В то же время этот проект не может существовать без окружения, поэтому возникает второй вопрос – как связать новое здание с окружающей архитектурной средой. «Невозможно говорить о здании, не говоря в целом о квартале, и наоборот», – считает г-н Перро. По мнению архитектора, рядом с Мариинским театром должны гулять люди, заходить в рестораны и кафе, для гостей города должны быть построены отели. «Новые здания будут и в дальнейшем возводиться в этом квартале, они сделают жизнь района более динамичной», – уверен архитектор. На вопрос, не пугает ли его отрицательное отношение к проекту многих жителей города, г-н Перро напомнил, что «в свое время очень много противников было у Эйфелевой башни, есть они и до сих пор, хотя прошло уже 100 лет. Это не страшно. То, что сегодня называют современной архитектурой, вскоре превратится в историческое наследие, а противодействие новому будет всегда».
Доминик Перро подтвердил, что «экономическая сторона проекта полностью соблюдается», а о нюансах его реализации, также как и о проблемах освобождения территории под строительство надо говорить не с ним, а с заказчиком – ФГУ «Северо-Западная Дирекция». «Я не ответственен за бюджет, и считаю, что каждый должен заниматься своим делом».
На вопрос, как складываются взаимоотношения с российскими чиновниками, г-н Перро дипломатично ответил: «Мы пытаемся работать вместе. Госзаказ в этой области – пока еще не общая практика для России. Такой масштабный проект – это очень интересный опыт для служащих, которые по ходу дела должны находить новые нестандартные решения. Думаю, строительство второй сцены Мариинского театра это не только архитектурный эксперимент, но и полезный опыт для чиновников по ведению подобных международных проектов на будущее».

Автор: Ирина Барчук
рубрика: Стиль бизнеса
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.