Мосты просят помощи

Если не принять срочных мер, в скором времени Петербург может лишиться многих своих мостов.
Об этом заявил директор
ГУП «Мостотрест» Юрий Петров
на одном из последних заседаний Городского штаба благоустройства.

Заявление руководителя главной эксплуатационной мостовой организации города прозвучало не просто так. Не так давно состоянием петербургских мостов заинтересовалась губернатор Валентина Матвиенко. Она и дала мостовикам поручение подготовить подробный документ, достоверно освещающий все проблемы городских переправ.
Одним из вопросов, которые следует решать безотлагательно, по словам Юрия Петрова, остаются деревянные мосты. Когда-то в Северной столице их было 442, сегодня осталось десять. Парадоксально, но простые эти переправы исключительно материалоемки. Дерево, работающее в современных агрессивных средах, требует ежегодного обновления, кубометр же деловой гидротехнической древесины почти равен по цене одной тонне металла. К тому же восемь из десяти деревянных мостов расположены на Петроградской стороне в районе Крестовского острова, где идет интенсивное жилищное строительство, а потому нагрузки на некоторые переправы значительно превышают допустимые. И если некоторые мосты, как, например, Лазаревский, еще имеют шансы попасть в планы реконструкции на следующий год, то Большой Петровский мост может рассчитывать исключительно на энтузиазм и добрую волю специалистов «Мостотреста». Выходом здесь может стать, по мнению Юрия Петрова, только переустройство всех деревянных мостов с поэтапной заменой основных конструкций на металлические.
Не менее важная забота – мосты кирпичные и со сводами из чугунных тюбингов. Каменные своды разрушаются: так, к Аничкову мосту снизу в целях безопасности проходящих под ним судов пристреляна металлическая сетка. Тюбинговых мостов в Петербурге семь: четыре из них уже капитально отремонтированы. Тем не менее, ежегодно специалисты находят, например в мостах Невского проспекта, по две новых трещины. Наибольшим злом, как считает Юрий Петров, здесь следует считать троллейбус – это самое тяжелое транспортное средство, регулярно курсирующее по Невскому. Выход один: либо снимать с главной улицы города самый экологический общественный транспорт, либо усиливать переправы разгружающими железобетонными сводами, как это было сделано на Певческом мосту.
Еще одна группа мостов, состояние которых вызывает немалую тревогу специалистов – металлические клепаные. Из 15 существующих восемь требуют капитального ремонта. Проблема усугубляется и сопутствующими обстоятельствами: зачастую мосты служат не только переправами, но и «носителями» инженерных сетей. В результате, который год страдает от постоянно неисправной парящей теплотрассы Аларчин мост. Самый же крупный объект – Дворцовый мост, который отправится на капремонт сразу по завершении реконструкции моста лейтенанта Шмидта.
30-е годы ушедшего столетия оставили нам в наследство мосты, сконструированные и построенные с использованием низкомарочного бетона. Таких в Петербурге около десяти. Основной недостаток упомянутого материала – высокая способность к растрескиванию. При повышении марки бетона картина бывает обратной: он приобретает склонность к ползучести. К примеру, Тучков мост на сегодня провис на 23 сантиметра, Автозаводский мост в Москве – и вовсе на метр с лишним. Процесс имеет опасную динамику – скорость провисания со временем нарастает.
И, конечно, серьезной проблемой для малых и больших мостов остается трамвайное движение, вызывающее электрокоррозию металлоконструкций. Только в текущем году широкую огласку получила история с Литейным мостом, аварийные работы на котором задержали открытие навигации почти на две недели. В существующую конструкцию моста было врезано 17 тонн нового металла взамен утратившего свои несущие качества. Как уже неоднократно говорилось и писалось, вопрос решается технически, главное – правильная его постановка. «Первичен мост, а не трамвай», – так рассуждает директор «Мостотреста», оставляя право делать выводы властным структурам.
За последние несколько лет площадь мостового хозяйства города выросла на 90 тыс. кв. метров. Финансирование же явно отстает от темпов мостостроения. Бюджет «Мостотреста» на 2005 год – чуть более 500 млн рублей. Даже на текущее содержание подведомственных ГУП объектов этого явно недостаточно. Отдельной строкой в бюджете идет реконструкция и капитальный ремонт, однако здесь заказчиками выступают уже не мостовики, а другая структура – Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. «Мы много строим, но мало сохраняем», – говорит Юрий Петров. По мнению руководителя «Мостотреста», положение можно исправить с помощью отдельной строки в бюджете, ответственной за планово-предупредительный ремонт. Тогда многих разрушений, требующих серьезного капитального вмешательства, просто удастся избежать. «Иначе, если и далее ремонтировать мосты такими темпами, на это дело потребуется лет пятьдесят», – считает Юрий Петров. По мнению руководителя ГУП «Мостотрест», необходима единая концепция приведения в порядок городских мостов, рассчитанная до 2015 года. В ближайшее время вопрос и, возможно, проект документа будут представлены на рассмотрение Правительства Петербурга.

СПРАВКА

Сегодня на балансе ГУП «Мостотрест» находится 655 объектов, из них 403 моста, в том числе 20 разводных. 75 мостов являются памятниками архитектуры. Из 158 километров укрепленных набережных памятниками являются 75 километров.

Автор: Зоя Шпанько
рубрика: Большие проблемы
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.