Бульварные страсти

Облик Большой Конюшенной улицы
останется неизменным: здесь будет сохранен и бульвар, и двустороннее движение транспорта. Таково коллегиальное решение всех ведомств, принимавших участие в решении вопроса о реконструкции бывшей улицы Желябова.

История вопроса такова. Постановлением Правительства Петербурга от 3 ноября 2003 года институту «Ленгипроинжпроект» было поручено произвести рабочее проектирование по части реконструкции Большой Конюшенной улицы. Цена вопроса составляла 2,4 млн рублей. Решение правительства было продиктовано крайне неблагоприятной транспортной ситуацией, сложившейся на Большой Конюшенной. После создания пешеходных зон на улицах Малой Конюшенной и Малой Садовой Большая Конюшенная осталась практически единственной магистралью в этой части Невского проспекта, обеспечивающей въезд и выезд транспорта для главной улицы города. Тротуары стали тесны для пешеходов, проезжая часть – для автомобилей, парковки выплеснулись на и без того чахлый бульвар. И если решить проблемы перегруженных тротуаров можно было, разогнав несанкционированную торговлю, то с ростом автомобилизации приходилось только мириться.
Уже в первой половине 2004 года «Ленгипроинжпроект» представил свои предложения в Комитет по градостроительству и архитектуре. Согласно проекту, улицу планировалось сохранить в первозданном виде с приведением в порядок бульвара. Далее вплоть до 2005 года между КГА, КБДХ и проектировщиками велась малозначимая ведомственная переписка, посвященная деталям проекта и согласований. Однако в апреле 2005 года из КГА в КБДХ ушло письмо, где предлагалось в качестве варианта разработать новое планировочное решение с устройством центральной проезжей части и пересадкой деревьев в зону тротуаров.
Принципиально отличающееся от прежних разработок предложение встретило решительное противодействие КГИОП – бульвар охраняло государство. В частности, специалисты КГИОП назвали бульвар не просто «рядом деревьев», а «объемно-пространственной композицией», решение о его ликвидации – «большой утратой» (интересно, что в то же время заместитель председателя КГА Виталий Зенцов назвал существование бульвара «рудиментарностью»). Правда, идеологи перестройки Большой Конюшенной предлагали сохранить деревья, пересадив их в другое место, однако здесь вмешались садовники, заявив, что такое технически невозможно. Во-первых, деревья, посаженные в 1953 году, также находятся под охраной закона о зеленых насаждениях, во-вторых, липы с Большой Конюшенной староваты для переезда. Единственное, что были готовы согласовать в Комитете по охране памятников – это силовые ограждения бульвара, сделавшие бы невозможными парковку.
По словам председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимира Антонова, вопрос о судьбе Большой Конюшенной улицы городские власти безуспешно пытаются решить вот уже не первый десяток лет. Уместно вспомнить, что в свое время улицу включили в концепцию «Пешеходный Петербург» с целью продолжения пешеходного маршрута «Сердце Петербурга», начинавшегося от Манежной площади. О том, что подобный шаг логично привел бы ситуацию к транспортному коллапсу в зоне тяготения Невского проспекта – и гадать не надо. Тогда идее решительно воспротивились в ГИБДД. И сегодня инспекция активно выступает за сохранение движения транспорта по Большой Конюшенной в полном объеме, а также за создание дополнительных парковочных мест, возможно – ценой бульвара.
А вот, по мнению заместителя председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олега Кащенко, проблему можно и должно решать более европейским путем. В частности, Олег Кащенко напомнил о проекте строительства по соседству, на Конюшенной площади, подземного паркинга. Достаточно жизнеспособная инициатива, вполне осуществимая финансово, сегодня оказалась прочно забыта. Между тем создание по соседству с проблемной улицей просторного гаража вполне могло бы разом развязать все транспортные узлы на Большой Конюшенной: освободить проезжую часть, занятую парковками, избавить бульвар от горюче-смазочных материалов, наконец, в прямом и переносном смысле, оздоровить атмосферу. Цена вопроса строительства паркинга сравнительно невелика – около 400 млн рублей. Примерно во столько же оценивается реконструкция улицы с переносом бульвара. Существенный момент, по словам Владимира Антонова – нахождение паркинга под государственным управлением, дабы недобросовестные коммерсанты не свели бы на нет полезное дело. В то же время, как считает Владимир Антонов, не исключено участие в строительстве инвестора – на разумных условиях.
В итоге все ведомства, так или иначе принимающие участие в судьбе Большой Конюшенной, договорились не принимать поспешных решений как относительно улицы в целом, так и бульвара в частности. Пока проектирование приостановлено. По мнению Владимира Антонова, необходимо сделать только одно: привести в порядок проезжую часть и тротуары Большой Конюшенной. И желательно – вместе с дворами.

Автор: Зоя Шпанько
рубрика: Среда обитания
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.