Нам бы ваши заботы
Сотрудничество власти и бизнеса способно открыть широкие перспективы в реализации многих важных для Петербурга проектов.
К такому выводу пришли участники конференции «Государственно-частное партнерство – инструмент привлечения инвестиций», состоявшейся в нашем городе на прошлой неделе.
В конференции, проходившей в рамках IX Петербургского экономического форума, приняли участие специалисты различных отраслей экономики России и зарубежных стран. Открывая заседание, вице-губернатор Михаил Осеевский сказал, что государственно-частное партнерство (ГЧП) – практически единственный путь для эффективного развития ряда сфер городской экономики: это инфраструктура, транспорт, дорожное хозяйство. Названные отрасли требуют значительного расходования средств, что подчас не под силу бюджету. Между тем, данные сферы оказывают существенное влияние на экономику и развитие города в целом. По мнению Осеевского, практика кредитов не всегда хороша. «Не стоит и далее увеличивать государственный долг, занимая деньги за границей. Гораздо целесообразнее сотрудничать с частным капиталом», – сказал, в частности, вице-губернатор.
Петербургу действительно необходимы значительные средства под осуществление проектов, в свое время отложенных в долгий ящик. Это всем известные Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель, надземный экспресс, Морской пассажирский терминал и иже с ними. Говорят, что в городе может появиться даже частный трамвай. На все это и многое другое, по информации вице-губернатора Юрия Молчанова, также выступавшего на конференции, требуется свыше 150 млрд рублей. Интересно, что участие бюджета в этой сумме может не превысить 40 млрд рублей – остальное даст должным образом заинтересованный инвестор. Так, по словам Юрия Молчанова, при сооружении Морского пассажирского терминала на долю города выпадет лишь строительство подходных каналов.
Как привлечь инвестиции – другой вопрос. Времена, когда Россию называли страной непуганых инвесторов, давно позади. Сегодня финансистам нужны четкие гарантии возврата вложенных средств: ведь в случае применения ГЧП финансовые риски передаются инвестору. С другой стороны, для частного капитала в сотрудничестве с государством имеются и определенные выгоды. С помощью ГЧП он проникает в те сферы, куда на открытом рынке войти не может – транспорт, городское хозяйство, социальное жилье и другие. Кстати, как заметил Михаил Осеевский, «инвестиции частного сектора – лучший катализатор развития жилищного строительства».
Очевидно, что если для россиян государственно-частное партнерство – дело сравнительно новое, то заморским гостям есть чем поделиться с коллегами. Схемы ГЧП давно и успешно действуют в различных отраслях экономики многих стран. Интересен, в частности, опыт Великобритании. Там инвестор не боится вкладывать средства в социальное жилье. Масштабный проект, реализованный в Манчестере при участии фирмы «ПрайсвотерхаусКуперс» позволил малоимущим британцам (есть и у них такие!) приобрести недорогое жилье, а также оздоровил социальную обстановку в неблагополучных кварталах. В деле участвовал и ипотечный механизм.
В Японии и Германии с удовольствием инвестируют в дороги. Проблемы если и есть, то они достаточно мелки и не сравнимы с российскими. Например, представитель компании «ПрайсвотерхаусКуперс» пожаловался, что «Германия так переполнена дорогами, что у нас нет места для пунктов по сбору платы за проезд». Вопрос о будках, действительно, серьезный: если кто помнит, в романе «Крестный отец» старший сын дона Корлеоне угодил в засаду как раз сделав остановку около такой будки. Однако немцы и здесь нашли решение. Теперь граждане платят за проезд загодя прямо компании-оператору, которая тут же инвестирует эти средства в строительство новых магистралей. Англичане тревожатся по поводу одинаковой этажности строящегося недорогого жилья: это значит, что жить там будут граждане с одинаковым же невысоким достатком, что может неблагоприятно повлиять на социальный климат. Проще говоря, не хотят заново плодить бедноту и возрождать криминогенную обстановку.
Наши проблемы куда более глобальны. Пусть достоинства ГЧП очевидны, но в отсутствие закона о концессиях права сторон писаны вилами по воде. Между тем, как сообщил участвовавший в конференции председатель Комитета по собственности Государственной думы РФ Виктор Плескачевский, к очередному рассмотрению документа депутаты приступят только в сентябре 2005 года.
Автор: Зоя Шпанько
К такому выводу пришли участники конференции «Государственно-частное партнерство – инструмент привлечения инвестиций», состоявшейся в нашем городе на прошлой неделе.
В конференции, проходившей в рамках IX Петербургского экономического форума, приняли участие специалисты различных отраслей экономики России и зарубежных стран. Открывая заседание, вице-губернатор Михаил Осеевский сказал, что государственно-частное партнерство (ГЧП) – практически единственный путь для эффективного развития ряда сфер городской экономики: это инфраструктура, транспорт, дорожное хозяйство. Названные отрасли требуют значительного расходования средств, что подчас не под силу бюджету. Между тем, данные сферы оказывают существенное влияние на экономику и развитие города в целом. По мнению Осеевского, практика кредитов не всегда хороша. «Не стоит и далее увеличивать государственный долг, занимая деньги за границей. Гораздо целесообразнее сотрудничать с частным капиталом», – сказал, в частности, вице-губернатор.
Петербургу действительно необходимы значительные средства под осуществление проектов, в свое время отложенных в долгий ящик. Это всем известные Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель, надземный экспресс, Морской пассажирский терминал и иже с ними. Говорят, что в городе может появиться даже частный трамвай. На все это и многое другое, по информации вице-губернатора Юрия Молчанова, также выступавшего на конференции, требуется свыше 150 млрд рублей. Интересно, что участие бюджета в этой сумме может не превысить 40 млрд рублей – остальное даст должным образом заинтересованный инвестор. Так, по словам Юрия Молчанова, при сооружении Морского пассажирского терминала на долю города выпадет лишь строительство подходных каналов.
Как привлечь инвестиции – другой вопрос. Времена, когда Россию называли страной непуганых инвесторов, давно позади. Сегодня финансистам нужны четкие гарантии возврата вложенных средств: ведь в случае применения ГЧП финансовые риски передаются инвестору. С другой стороны, для частного капитала в сотрудничестве с государством имеются и определенные выгоды. С помощью ГЧП он проникает в те сферы, куда на открытом рынке войти не может – транспорт, городское хозяйство, социальное жилье и другие. Кстати, как заметил Михаил Осеевский, «инвестиции частного сектора – лучший катализатор развития жилищного строительства».
Очевидно, что если для россиян государственно-частное партнерство – дело сравнительно новое, то заморским гостям есть чем поделиться с коллегами. Схемы ГЧП давно и успешно действуют в различных отраслях экономики многих стран. Интересен, в частности, опыт Великобритании. Там инвестор не боится вкладывать средства в социальное жилье. Масштабный проект, реализованный в Манчестере при участии фирмы «ПрайсвотерхаусКуперс» позволил малоимущим британцам (есть и у них такие!) приобрести недорогое жилье, а также оздоровил социальную обстановку в неблагополучных кварталах. В деле участвовал и ипотечный механизм.
В Японии и Германии с удовольствием инвестируют в дороги. Проблемы если и есть, то они достаточно мелки и не сравнимы с российскими. Например, представитель компании «ПрайсвотерхаусКуперс» пожаловался, что «Германия так переполнена дорогами, что у нас нет места для пунктов по сбору платы за проезд». Вопрос о будках, действительно, серьезный: если кто помнит, в романе «Крестный отец» старший сын дона Корлеоне угодил в засаду как раз сделав остановку около такой будки. Однако немцы и здесь нашли решение. Теперь граждане платят за проезд загодя прямо компании-оператору, которая тут же инвестирует эти средства в строительство новых магистралей. Англичане тревожатся по поводу одинаковой этажности строящегося недорогого жилья: это значит, что жить там будут граждане с одинаковым же невысоким достатком, что может неблагоприятно повлиять на социальный климат. Проще говоря, не хотят заново плодить бедноту и возрождать криминогенную обстановку.
Наши проблемы куда более глобальны. Пусть достоинства ГЧП очевидны, но в отсутствие закона о концессиях права сторон писаны вилами по воде. Между тем, как сообщил участвовавший в конференции председатель Комитета по собственности Государственной думы РФ Виктор Плескачевский, к очередному рассмотрению документа депутаты приступят только в сентябре 2005 года.
Автор: Зоя Шпанько
рубрика:
Коридоры власти
